Смекни!
smekni.com

Совет федерации (стр. 8 из 11)

· Этот вид финансирования в большей мере, чем любой иной устраняет противоречия между инвестором и предпринимателем, поскольку в его природе заложены основы для объединения целей и задач по увеличению стоимости бизнеса как для предпринимательства - общественно-полезного вида деятельности, так и для капитала - средства реализации предпринимательства.

В общем случае, к субъектам венчурного предпринимательства относятся:

· инвестиционные институты (законодательство, обычаи, институциональный сектор – фонды прямых инвестиций и венчурного капитала, и неинституциональный (неформальный) сектор – частные инвесторы («бизнес-ангелы»);

· объекты инвестиций (частные компании, акции которых не торгуются на фондовом рынке).

Формирование и развитие института венчурного предпринимательства и инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных мероприятий на ранних этапах является сложным процессом, зависящим от многих благоприятных условий и требующим эффективного распределения и рециркуляции капитала. Развитие национальной индустрии венчурного капитала, как правило, пользуется государственной поддержкой в качестве компонента общей инновационной политики роста. Адресные меры государственного вмешательства играют важную роль в формировании динамично развивающейся индустрии венчурного капитала. Успешный мировой опыт определяет роль государства и государственных программ поддержки развития венчурного предпринимательства в качестве катализатора запуска венчурного процесса в стране. Так было в США (SBIC), Финляндии (SITRA), в Израиле (Yozma) и почти во всех развитых странах.

Развитие рынка прямых и венчурных инвестиций может обеспечить растущий российский бизнес финансированием, которое сегодня не могут предложить банки и другие институты развития в виду различных причин. Кроме того, вместе с деньгами венчурных фондов компании получают и их управленческий и коммерческий опыт, накопленный на множестве других проектов: в области финансового управления (финансовый учет и бюджетирование), производства, брендинга, маркетинга и сбыта, выстраивания системы корпоративного управления и т.д. Деятельность фондов направлена на повышение стоимости проинвестированных компаний за счет роста конкурентоспособности. Известны данные статистического исследования профессора Ноттингемского университета Майка Райта по 4877 промышленным предприятиям мира: производства, куда приходили фонды, повышали производительность труда на 50–90%.

Проинвестированные венчурными фондами компании, как правило, развиваются быстрее рынка, что способствует общему повышению благосостояния и развитию экономики страны, а также созданию новых рабочих мест. Например, в США - на родине индустрии прямых и венчурных инвестиций – в компаниях, развивающихся на средства фондов, работает до 11% от общего числа занятых в экономике. При этом объем рынка прямых инвестиций в США достигает рекордных 10% от ВВП. Это самый высокий показатель в мире. Для сравнения, рынок прямых и венчурных инвестиций Швеции составляет порядка 1,4% от ВВП, в то время как в России он достигает менее 0,006% или порядка $6 млрд.

Индустрия прямого и венчурного капитала занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке, так как способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

Одна из важных ролей венчурной индустрии состоит в следующем:

· перераспределение финансовых ресурсов в масштабах экономики благодаря определенным преимуществам, таким как оперативность принятия инвестиционных решений, тщательная оценка рисков и отсутствие субъективистских подходов в распределении финансовых ресурсов;

· создание новых коммерчески успешных инновационных предприятий, являющихся катализатором роста отраслей с высокой добавленной стоимостью и повышения конкурентоспособности экономики;

· создание дополнительных рабочих мест для высококвалифицированного персонала в новых инновационных сферах;

· обеспечение долгосрочных результатов развития компаний, благодаря более ясному стратегическому видению с четким и сфокусированным операционным контролем;

· обеспечение высокого уровня корпоративного управления, системы стандартов и профессионализма в проинвестированном бизнесе.

· повышение нормы прибыли в экономике в целом, так как в венчурном бизнесе она всегда выше средней по стране и отрасли.

Задача перевода России на инновационный путь развития требует укрепления действующих и создания дополнительных институтов развития экономики, в том числе и ускоренного формирования института венчурного финансирования.

По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на определенном этапе на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.

В первое пятилетие нового века было осознано, что российские высокотехнологические инновационные компании на ранней фазе не вызывают интереса у профессиональных российских и зарубежных прямых инвесторов. Не получая достаточной финансовой поддержки, новые инновационные проекты не развиваются или даже "закрываются", не имея возможности для развития, что снижает конкурентоспособность страны. Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.

Частно-государственное партнерство

В России венчурная индустрия была привнесена извне в начале 90-х годов. Ее возникновение стало следствием не инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление международных финансовых институтов развития содействовать трансформирующейся экономике страны в становлении рыночных институтов.

В последние годы российская экономика становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные направления государственной политики, нацеленные на формирование благоприятной среды для развития малых и средних компаний (в том числе высокотехнологичных), а также в целом положительная динамика развития российской экономики приводят к тому, что для прямых и венчурных инвесторов в России создаются все более выгодные условия для деятельности.

Первые усилия по формированию института венчурного инвестирования, как важнейшего элемента модели инновационного развития на основе партнерства бизнеса и общества, были предприняты в России еще в 1992 году и продолжались с нарастающими темпами в течение всех последующих лет. Период 2005–2006 годов явился этапом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов частно-государственного партнерства.

Основными событиями на российском инвестиционном рынке в последний период являлись:

· Создание Венчурного инновационного фонда (ВИФ);

· Создание региональных венчурных фондов для инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, создаваемые на основе партнерства федеральных и региональных властей с бизнесом.

· Разработка основы для создания ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (ОАО "РИФИКТ").

· Формирование концепции создания ОАО "Российская венчурная компания" (ОАО "РВК") и организация ее деятельности.

· Создание особых экономических зон (ОЭЗ).

· Создание технопарков в сфере ИТ.

Кроме того, в течение 2005 года Министерством экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) проводилась работа по определению наиболее оптимальной для деятельности фондов правовой формы. При этом была выбрана единственная приемлемая в то время форма "Закрытого паевого инвестиционного фонда" (ЗПИФ), основным недостатком которой является невозможность использования формы "Commitment" – формирование фонда из финансовых обязательств инвесторов и перечисление денег в фонд по мере одобрения проектов для инвестирования, а не путем непосредственного перечисления денег в фонд заранее, при его создании. Отсутствие этой формы значительно увеличивает риски инвесторов и отвлекает управляющую компанию на решение задачи управления активами. Кроме того, форма ЗПИФ требует существенных финансовых затрат на постоянную оценку портфеля, что при незначительном объеме фонда существенно увеличивает операционные затраты и снижает объем средств для инвестирования.

Для региональных венчурных фондов, создаваемых с участием государства, впервые было применено ограничение доходности на государственный капитал, что, после применения и для фондов, создаваемых с участием РВК, стало основным финансовым рычагом для привлечения частного капитала для венчурных инвестиций. К лету 2007 года были проведены тендеры по выбору управляющих компаний и создано около 20 региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.