Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 22 из 41)

Дж. Б. Кларк считает, что в экономической статике при условии постоянного выпуска одних и тех же благ одной и той же техникой при постоянной технологии в промышленности и сельском хозяйстве, экономика, будучи как бы в замкнутой системе, находится в состоянии равновесности. Но действие реальных динамических сил (увеличение населения, рост капитала, улучшение методов производства, изменение форм промышленных предприятий, выживание более производительных предприятий) порождают в экономике отклонения и изменения. Благодаря этим силам экономической динамики «нормальное богатство мира будет больше и естественный уровень заработной платы будет значительно выше в 2000 году, чем теперь». Кларк предположил, что люди еще до окончания 2000 г. будут знать о последствиях, к которым ведут динамические силы общества и это произойдет благодаря «чистой теории экономической динамики», позволяющей провести качественный анализ явлений изменчивости и перенести теорию в новую плоскость, расширив во много раз предмет экономической экономии.

Теоретическое наследие Дж. Б. Кларка, почти все его ключевые идеи и трактовки кратко сформулированы в «Распределении богатства»:

- «распределение общественного дохода» регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства;

- «богатство» – это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния; «каждый фактор производства» имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит;

- разложение всего дохода общества на различные виды дохода (зарплата, прибыль, процент) непосредственно и целиком является предметом экономической науки; данные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента»;

- при определении доходов «со здравым смыслом» ни один из «классов людей», занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу»;

- в экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного производства».

В «Распределении богатства» Дж. Б. Кларк оперирует категориями «предельный рабочий», «предельный характер работы», «предельная полезность», «конечная полезность», «предельная производительность» и др.

Главная заслуга Дж. Б. Кларка – в разработке концепции распределения доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства – закон предельной производительности Кларка. По его мнению, этот закон имеет место в условиях совершенной конкуренции и базируется на принципе убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Это означает, что при неизменной капиталовооруженности предельная производительность труда начинает снижаться с каждым вновь привлеченным работником и, наоборот, при неизменной численности работающих предельная производительность труда может быть выше только благодаря возросшей капиталовооруженности. Или – «доли в распределении (ценности) зависят от конечной производительности», т.е. «процент определяется продуктом конечного приращения капитала, а заработная плата определяется продуктом конечного приращения труда».

Практически это значит: «Если я нахожусь у вас на службе, уволите ли вы меня?». Кларк отвечает на свой вопрос так: «Быть может, нет до тех пор, пока продукт, который мой труд прибавляет к другим доходам предприятия, равен моей заработной плате». Суть «закона» Кларка сводится к следующему: фактор производства – труд или капитал – может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой. В реальности это означает – фирма увеличивает фактор производства до тех пор, пока цена этого фактора не начинает превышать доходы от его применения. Отсюда следует, что профессор Дж. Б. Кларк является предшественником современных теорий по оптимизации структуры издержек производства.

13.3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето.

Вильфредо Парето (1848 – 1923) – крупный итальянский пред­ставитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций лозаннской школы маржинализма. В. Парето наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В. Парето принято относить двухтомный «Курс политической эко­номии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по об­щей социологии» (1916).

В. Парето, как и Л. Вальрас, сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической эконо­мической мысли.

Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, В. Парето преодолел присущий Л. Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единствен­ной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распреде­ления между классами.

Если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот кри­терий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как говорят в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность. По его мнению, «если бы польза, извлекаемая каждым индивидом, была величиной однородной и, следовательно, поддавалась бы сравнению и сложению, наше исследование не было бы трудным, по крайней мере теоретически. Сложили бы пользу разных индивидов и получили бы составленную из них пользу коллектива… Но дела обстоят не столь просто. Польза каждого индивида – величина спе­цифическая; не имеет никакого смысла говорить о суммарной пользе, ее просто не существует, и ее нельзя рассматривать».

В целях исследования В. Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комби­наций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. При­меняя их, можно проследить порядок (последовательность) ран­жирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернатив­ными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения), ибо очевидно, что посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно. Как сказал В.В. Леонтьев, классическое понятие рав­новесия предполагает существование большого числа исходных данных, включая и кривые безразличия, «которые одновременно описывают объемы производства, цены и все другие переменные системы».

В своем «Учении политической экономии» В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полез­ности на основе межличностных сравнений полезности, сформу­лировав понятие общественной максимальной полезности, т.е. то са­мое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким образом, при­нять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответствен­но и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.

Говоря словами М. Блауга, «оптимум Парето определяется как положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благососто­яние путем трансформации товаров и услуг в процессе производ­ства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо инди­вида». По его мысли, «оптимум Парето» может быть зафиксирован и в ситуации, требующей «измерения потребительского излишка деньгах». Он пишет: «Изменение, которое дает выгоду одним лю­дям, но приносит ущерб другим, теперь может быть сочтено приростом общего благосостояния, если выигравшие могут компенсировать ущерб проигравшим так, что последние добровольно примут это изменение; примут это изменение; после того, как сделаны компенсационные пла­тежи, выигравшим становится лучше, а проигравшим не становит­ся хуже».

В отличие от модели Л. Вальраса у В. Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объек­том исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в. Кроме того, далее, по словам В. Леонтьева, в экономической науке «усовершенствованная и расширенная Вильфредом Парето и его современниками и последователями общая теория экономической взаимозависимости постепенно соединялась (и это обещает стать унифицированной структурой) с двумя други­ми направлениями анализа: теорией рыночного механизма и ана­лизом поведения фирмы и домашнего хозяйства».