Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 32 из 41)

В 1815 г. А. Шторх опубликовал шеститомный «Курс политической экономии, или Изложение начал, обуславливающих народное благоденствие». Первый том включал «Введение» («Размышления об основании и пользе политической экономии»), и три книги «О производстве», «О накоплении» и «О первоначальном распределении годового произведения или о доходах». Второй том включал продолжение книги 3 и книгу «О вторичном распределении годового произведения или об обращении». В третий том входили книги «О деньгах» и «О кредите», в четвертый – книги «О потреблении» и «Об успехах в увеличении народного богатства». Два следующих тома (5 и 6) посвящены изложению «теории цивилизации».

Во введении к курсу, размышляя «о пользе политической экономии», А. Шторх критиковал «новейших писателей», которые, занимаясь политической экономией, «исключительно направляли свои наблюдения на причины народного богатства и совершенно оставили без внимания причины цивилизации или просвещения. Элементы, из которых слагаются богатства и просвещения, имеют то общее, что состоят из ценностей: этим тождеством их природы они образуют один предмет для умозрения и потому и прилично соединить в одной науке законы, которыми они управляются».

А. Шторх был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей». «Между ценностями, могущими войти в наше обладание, одни – материальные – состоят из предметов, вне нас находящиеся; другие – нематериальные, т.е. не подпадающие нашим чувствам; они образуют нашу нравственную собственность и составляют часть нашего существа. Эти два разряда ценностей можно отметить именами – внешних благ и благ внутренних».

Совокупность вещественных (материальных) благ А. Шторх называл народным (национальным) богатством, совокупность невещественных благ – национальной цивилизацией, а совокупность тех и других – «народным благоденствием». По его мнению, главные невещественные блага могут накопляться и обращаться, как и вещественные. Отсюда он делал вывод, что труд людей, создающих невещественные блага (учителей, врачей, чиновников и др.), носит производительный характер, как и труд земледельца или фабричного рабочего. Если, по А. Смиту, все, кто производит услуги, живут за счет крестьян и рабочих, то, по мнению А. Шторха, с тем же основанием можно утверждать, что крестьяне и рабочие живут за счет тех, кто обеспечивает их безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье.

А. Шторх считал, что источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растёт и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единственным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов.

Особое внимание А. Шторх уделял услугам государства, связанным с обеспечением безопасности, которая состоит «в удалении всего того, что может возмущать или затруднять свободное употребление личных способностей гражданина и тех предметов, которые сделались его собственностью».

В течение ряда лет А. Шторх полемизировал с французским экономистом Ж.Б. Cэем, доказывая производительный характер труда в нематериальном производстве. Этой полемике посвящена его книга «Соображения о природе национального дохода», вышедшая в 1824 г. в Париже. В 40-х гг. XIX в. в научном мире Европы была признана победа А. Шторха в этом теоретическом споре. Учение А. Шторха о нематериальном (нравственном) капитале получило широкое распространение в русской экономической литературе XIX в.

А. Шторх был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в человеке свободное существо, движимое своей собственной волей». Доказывая преимущества свободного труда перед крепостным, А. Шторх вместе с тем считал, что сельское хозяйство России может успешно развиваться и при крепостном праве, поскольку в России «многие крестьяне работают в свою пользу, платя господам оброк, даже барщинные крестьяне получают пропитание большим трудом, который иногда ведет их к довольству».

По мнению А. Шторха, для России основной движущей силой, которая создала культуру, и города, и самое русское государство является торговля, носившая, как правило, транзитный характер. Будущее России А. Шторх связывал с развитием производства, основой которого является возможность людей вне зависимости от классовой принадлежности распоряжаться по собственному усмотрению собственностью и капиталами. Ключевую роль в развитии производства он отводил представителям среднего сословия – промышленным предпринимателям.


19.3. Экономические воззрения А.И. Бутовского

Александр Иванович Бутовский (1814 – 1890) – директор департамента министерства финансов России, сенатор. В 1847 г. увидел свет первый в России написанный по-русски трехтомный курс политэкономии А.И. Бутовского «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии» (общим объемом более 1500 страниц), на десятилетие ставший единственным учебником политэкономии в стране. Хотя современники по-разному оценили этот труд, он представляет определенный интерес как первый учебник, имеющий классической структуру, содержащий ряд интересных положений, например, о благах внешних и внутренних и о роли невещественных факторов производства.

Свой курс политэкономии А.И. Бутовский построил по классической схеме Ж.Б. Сэя: в первом томе рассматривалось производство, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. Предмет политэкономии А.И. Бутовский определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, исключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного благосостояния». Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравственно-политическим наукам и требовал внесения в нее морального начала, рассматривая его как нравственный капитал и фактор производства. Нравственный капитал Бутовский определил еще как трудовые способности человека.

Заслуживают внимания высказанные в книге А.И. Бутовского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении промыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыслы; о необходимости «применения производительных сил народных к наделению общества благами внутренними».

В конце третьего тома А.И. Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственными». И хотя в последующем в работах других авторов эта критика носила более основательный и развернутый характер, подход А.И. Бутовского, как одного из первых критиков социализма, заслуживает определенного интереса.

Заслуживает внимания и достаточно взвешенное мнение А.И. Бутовского о русской общине, высказанное им накануне реформы 1861 г. В статье «Общинное владение и собственность» («Русский Вестник», 1858 г., № 13) выступил противником общины и предостерегал от возведения ее на степень обязательной формы поземельного устройства.

В целом же, выражал интересы русского дворянства, А.И. Бутовский защищал крепостной строй и помещичью собственность на землю. В своих работах он доказывал, что положение крепостных более выгодно, чем мелких фермеров, что личность и собственность крепостного обеспечены законом. Бедность среди русских работников А.И. Бутовский рассматривал как случайное явление и возлагал ответственность за нее на самих работников.

19.4. Экономические воззрения И.В. Вернадского

Иван Васильевич Вернадский (1821 – 1884) родился в семье небогатых дворян Черниговской губернии. По окончании Киевского университета Св. Владимира и после недолгого периода учительства в 1843 он был послан для продолжения учебы за границу, по возвращении стал профессором политической экономии Киевского университета. В 1849 г. защитил докторскую диссертацию «Критико-историческое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века». В 1850 г. стал работать на кафедре политэкономии Московского университета; в 1856 г. переведен в Петербург и до 1867 г. был чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. С этой должностью он сочетал преподавание в Главном педагогическом институте в Александровском лицее. В 1867 – 1876 гг. состоял управляющим конторой Государственного банка в Харькове, где был также председателем общества взаимного кредита и товарищем председателя статистического комитета. Основал и редактировал журналы «Экономический указатель» (1857 – 1861) и «Экономист» (1858 – 1864).

В области политэкономии И.В. Вернадский примыкал к английским классикам и школе Ж.Б. Сэя. Он был последовательным сторонником так называемой «манчестерской школы» в экономической политике, основное положение которой требовало полного невмешательства государства в хозяйственную жизнь и распространения принципов свободной конкуренции на все стороны хозяйственной деятельности, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.

И.В. Вернадский был активным противником крепостничества, выступал против проектов освобождения крестьян посредством высоких выкупательных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию. По этому вопросу он вел острую полемику с Н.Г. Чернышевским. Статьи И.В. Вернадского «О поземельной собственности» были опубликованы в журнале «Экономический указатель» (1857). Главный тезис И.В. Вернадского состоял в следующем: «Поземельное общественное владение наименее рационально из всех видов общественного пользования, что доказывается уже тем, что оно везде исчезло с развитием потребностей и образования». Общинный принцип пользования землей, подчеркивал И.В. Вернадский, «отнимает право хозяйственно инициативы от частного лица и передает его общине», он делает невозможной «свободу перехода участков земли из рук в руки, что необходимо для рациональной организации самого хозяйства».