Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 5 из 41)

Четвертый этап – вторая половина XIX века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».


4. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ
КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

4.1. Экономическое учение У. Петти

Уильям Петти (1623 – 1687) – основоположник классической школы политической экономии в Англии. Родился в г. Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене, Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 г. У. Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли. Среди известных экономических работ У. Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1576), «Несколько слов по поводу денег» (1682г.), в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

В отличие от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказывал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных врагов» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создаётся прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитии данной мысли У. Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конструируют богатства», с другой же – У. Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория вела к игнорированию взаимосвязи между товарными и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности.

Справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятым распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У. Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причин, влияющих на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом.

В одной из них говорится, что стоимость товара создаётся трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит: стоимость товара обусловлена участием в её создании труда и земли. Как видим, у У. Петти в основе цены товара в каждой из трактовок её сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.

У. Петти, рассуждая по поводу доходов рабочих и собственников денежного капитала и землевладельцев, утверждал: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда».

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством понятия «рента». Рента – прибавочный продукт, остающийся после издержек, конкретные проявления которого – земельная рента и денежная рента, то есть процент. Ссудный процент У. Петти считает платой за неудобства, причиняемые кредитору при ссуживании денег. Уровень процента не должен превышать размера ренты с того количества земли, которое можно купить на ссуду.

Ещё в одном примере У. Петти ведёт речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он заключает, что поблизости населённых мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят больше суммы годичных рент, чем земли совершенного такого же качества, но находящиеся в более отдалённых местностях. Тем самым У. Петти затронул ещё одну проблему, связанную с определением цены земли. Однако и здесь учёный довольствуется только поверхностной характеристикой, утверждая следующее: «Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков (дед, отец и сын). Поэтому, – заключает У. Петти, – я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трёх таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность считается равной двадцати одному году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент».


4.2. Ф. Кенэ – основоположник учения физиократов

Физиократия (с греч. – «власть природы») – направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

- экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

- источник богатства есть сфера производства материальных благ – земледелие (только земледельческий труд является производительным, т.к. при этом работают природа и земля);

- промышленность и торговля – сферы бесплодные, непроизводящие; промышленный труд лишь изменяет форму чистого продукта (разницы между суммой всех благ и затратами на производство продукта), не увеличивая его размера;

- капитал имеет составные части, такие как «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы»;

- деньги не относятся ни к одному из видов авансов, сами по себе они бесплодны; признается только одна функция денег – как средства обращения, вследствие чего накопление денег считается вредным, поскольку оно изымает часть денег из обращения.

Признанным основоположником и лидером школы физиократов является Франсуа Кенэ (1694 – 1774) – придворный медик Людовика XV, занявшийся проблемами экономики в 60-летнем возрасте.

По мнению Ф. Кене, постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Земледелие – основа экономики государства. Основные произведения Ф. Кенэ: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758).

В своих работах Ф. Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, убеждает в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

Теоретическое наследие Ф. Кенэ богато и разнообразно. Методологическая платформа исследования Ф. Кене – концепция о естественном порядке, юридической основой которой являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. «Частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы; мир идет тогда сам собой. Поэтому желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию».

Важное место среди работ Ф. Кенэ занимает его учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. «Источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта». Но промышленность Ф. Кенэ не считал бесполезной. Исходил он из того, что нация состоит трех классов граждан: класса производительного (все занятые в сельском хозяйстве), класса собственников (земледельцы) и класса бесплодного (все граждане вне земледелия, в т.ч. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг). Ф. Кенэ признавал торговлю «бесплодным занятием» и утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, изгнания монополии и сокращения торговых издержек.