Смекни!
smekni.com

История экономических учений (стр. 33 из 41)

Основные работы И. Вернадского: «Очерк теории потребностей» (1847), «Критико-историческое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века» (1849); «Очерки истории политической экономии» (1858); «О мене и торговле» (1865). Кроме того, он перевел и прокомментировал часть работы А. Шторха «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (1881).

Одна из главных экономических работ И.В. Вернадского – «Проспект политической экономии» (1858) – представляет собой развернутую программу курса политической экономии в том виде, как она излагалась в то время автором студентам. В ней помещены разделы о потребностях и труде, о труде как источнике производства, теории доходности и цены, о заработке, потреблении, кредите и финансах. Из содержания «Проспекта» следует, что И.В. Вернадский был сторонником трудовой теории стоимости, на основе которой пытался объяснить источники всех доходов. Более того, сам предмет политической экономии он определял так: «Политическая экономия, как наука, в настоящий момент своего развития есть по преимуществу теория труда, или теория ценности».

В отличие от А.И. Бутовского И.В. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, поскольку капитал сам является «накопленным трудом» и предъявляет претензию на часть созданной стоимости только по праву «владения».

По мнению И.В. Вернадского, «заработок необходимо равен ценностям, употребляемым для органической поддержки деятелей, орудий труда (работников); но различные паи, приходящиеся на долю каждого из них, зависят от состояния на них запроса и предложения». «Под именем «органической поддержки» деятелей труда разумеем, кроме удовлетворения их прямых общественных и местных потребностей, также и доставление возможности продолжения их существования, как рода, т.е. известную затрату на их специальное образование в массе». И.В. Вернадский предугадал тенденцию развития денег при капитализме; он писал: «Высшее экономическое развитие предполагает принятие за деньги – идеальной единицы кредита». «Народный доход состоит в массе новых годностей, появившихся в стране в известный период времени, или есть то увеличение, которому подверглись все ценности страны в течение известного времени вместе с теми вещностями, которые получили ценность впервые».

Некоторые современные исследователи считают, что И.В. Вернадского можно признать первым в России историком экономической мысли, попытавшимся в своей работе «Очерк истории политической экономии» осуществить классификацию и систематизацию направлений экономической науки. Всю мировую экономическую науку, начиная с древнейших времен, он предлагал делить на два больших направления – положительное и отрицательное. Первое включает тех, кто считает, что экономическое развитие зависит от положительной, т.е. активной, роли государства (сторонники меркантилизма, протекционизма и социализма). Второе, напротив, рекомендует полагаться на естественные законы развития и отрицает вмешательство государства в экономику либо ограничивает его узкими рамками (физиократы и сторонники А. Смита). Себя И.В. Вернадский относил ко второму направлению. Спасение России И.В. Вернадский видел не коллективизме и общинности, а в быстром хозяйственном подъеме, что позволит ей избежать «западных болезней» и одновременно социализма с его опасными фантазиями.

В «Очерках…» представлен большой круг экономистов различных направлений, в том числе российских. Как писал И. Вернадский, его цель состояла в том, чтобы «сколько-нибудь ознакомить русских читателей с именами, не всегда громкими, добросовестных тружеников науки».

19.5. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865 – 1919) – русский экономист, социолог, один из представителей «легального марксизма». Рассматривал связь экономических вопросов с этическими и социальными проблемами. В числк его работ: «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социальные основы кооперации» (1916), «Политическая экономия. Популярный курс» (1919). В работе «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) М.И. Туган-Барановский приводит всесторонне исследование развития промышленности в России XVIII – XIX вв. и показывает российскую специфику. В работе «периодические промышленные кризисы» (1894) ученый использует множество статистических данных, большой раздел посвящает анализу экономических процессов в Англии XIX в.

Основным нравственным критерием для общества М.И. Туган-Барановский считал принцип верховной ценности человеческой личности. Признание этого принципа всеми людьми позволит устранить классовые противоречия и сформировать объективную экономическую теорию. Трудовую теорию стоимости ученый объединил с теорией предельной полезности, считая, что обе теории «находятся между собой в согласии, которое тем больше, чем в большей мере распределение народного труда подчинен хозяйственному принципу. Теория предельной полезности объясняет субъективные причины ценности, а теория стоимости – объективные причины. Основой стоимости являются затраты труда. Субъективная ценность блага – от имеющегося количества этого блага, а его количество – от объема затраченного труда. В статье «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности» (1890) М.И. Туган-Барановский сформулировал следующий вывод: «Если производство руководствуется основным хозяйственным принципом – стремлением к достижению с наименьшей затратой наибольшей пользы, то отношения предельных полезностей свободно производимых продуктов и их трудовых стоимостей равны».

В оценке перспектив развития общества М.И. Туган-Барановский не соглашается с выводом К. Маркса о неизбежности отмирания капиталистических отношений. Рассматривая экономические циклы и кризисы, он сделал следующие выводы. Кризисные явления могут успешно преодолеваться капиталистической экономикой. С течением времени они повторяются, но нет предрасположенности к их углублению. Тенденция снижения нормы прибыли, выявленная К. Марксом, также не подтверждается. Напротив, развитие производительных сил вызывает повышение процента прибыли. Капитализм является вполне жизнеспособной системой, хотя и имеет недостатки в социально-нравственном плане. Капитализм превращает человека в раба вещей.

Для умножения общественного богатства М.И. Туган-Барановский предлагал использовать централизованное планирование. Объемы производства товаров должны рассчитываться государством исходя из условия пропорциональности предельных полезностей товаров их трудовым затратам. Цены следует устанавливать государству. Это обеспечит эффективное распределение ресурсов между отраслями экономики. Социализм, построенный с учетом этих правил, тоже не лишен недостатков в сфере нравственности.

Важнейшей социальной ценностью общества является свобода личности, а не социальное равенство. В условиях государственного социализма личная свобода будет ограничиваться. Обеспечить соединение принципов свободного труда и идей социализма может кооперация.

19.6. Экономические воззрения П.Б. Струве

Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944) – русский философ, историк, экономист, общественный и политический деятель, публицист.

Первая книга П.Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», вышедшая в 1894 г., выдвинула его в авангард молодых экономистов России. В ней автор полемизировал с народниками, разоблачая их социологическое и экономическое мировоззрение как «идеализацию натурального хозяйства и примитивной экономической самостоятельности». По словам П. Б. Струве, из работ идеологов народничества следовало «только одно, что Россия – стра­на недостаточно культурная и что по рецептам радетелей «народного производства» ей надлежит всеми силами бороться за свою некультур­ность». В противоположность этому сам Б.П. Струве утверждал, что «Россия не может оставаться страной исключительно земледельческой» и что она должна развивать у себя промышленный капитализм. Чтобы выйти из «нашего экономического убожества», «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической же страной. Этот исторически необходимый процесс очень труден – в силу нашей культурной и экономической отсталости».

В 1902 г. в Петербурге П. Б. Струве опубликовал сборник статей «На разные темы», выступив в нем против нетерпимости марксизма, ко­торый, по его словам, «мнит себя обладающим безошибочным зна­нием единственно действительных, а потому правильных средств для достижения данной практической цели – общественной справедли­вости».

В 1915 г. в сборнике статей по общественным и военным вопросам «Великая Россия» была опубликована статья П.Б. Струве «Экономи­ческая проблема «Великой России»: Заметки экономиста о «воине и народном хозяйстве». Указывая на необходимость решения экономической проблемы «Ве­ликой России», П. Б. Струве пишет: «Способы ее разрешения многооб­разны; самое разрешение этой проблемы может быть лишь результатом параллельного и дружного действия частной инициативы и государствен­ной политики. Но тот дух, которым нация должна проникнуться для того, чтобы в области хозяйственной создать «Великую Россию», ясен. Это – дух национального европеизма, дух творческого, уверенного в себе национального строительства на общечеловеческих началах. Такое строительство будет созидать здание «Великой России, освобождая Россию от черных пятен зараженного прошлого и дисциплинируя свободных людей. Старое русское Imperium создавалось «крепостными» средствами; новое может быть построено только свободными людьми на освобожденной почве, в здоровом состязании всех живых сил, перерос­ших опеку вне общества и народа стоящей власти».