Смекни!
smekni.com

Основы научного, философского и религиозного миросозерцания ключ к пониманию новой эпохи (стр. 11 из 30)

Эволюции Космической Материи,

Эволюции Природы, или ступеней Жизни,

Эволюции Человечества.

Постараемся передать возможно короче, как понимает эзотерическая философия природу человека и его место в мироздании, как она понимает Вселенную и цели и законы ее проявления.

7. ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ

БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ КОСМОСА

Сокровенное Знание - Древняя Мудрость Махатм Шамбалы говорит: Вселенная беспредельна в необъятном пространстве космическом. Центр пространства- вез­де, а окружность его - нигде. Куда бы мы ни стремились - в любом направлении будет бездна. Допустив, что существует какой-то предел пространства, возника­ет вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предельным. Космическое прост­ранство никаких пределов не имеет - Космос простирается во все стороны бесп­редельно.

О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: Существу­ет во всем мире Великий Космический Закон Аналогии: "Как на Земле, так и на Небе; внутреннее подобно внешнему: большое таково же. как и малое". Что же именно мы наблюдаем? Все. что существует в нашем мире. имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи. чередование лета и зимы. как рождается, живет и умирает че­ловек, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос, - Макрокосмос - рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие - умирает.

Тот период времени, когда Космос существует. на Востоке называется "Веком Брамы" или "Великой Манвантарой". Для выражения длительности этого невообра­зимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном исчислении лет... И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время ка­жется нескончаемым, все же оно ограниченно - Вселенная не вечна.

Столько же времени продолжается "Великая Вечность Небытия", названная "Ма­ха Пралайей" - великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскре­сает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.

В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров

- и вечна в целом. Число Ман­вантар беспредельно - в мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который существует в наше время - один из бесчисленных уже бывших и еще будущих проявленных Космосов.

Аналогия идет и дальше: как человек - от рождения до самой смерти - каждую ночь испытывает "малую смерть", засыпая от вечера до утра - так же бывают и "Ночи" Вселенной, когда умирает только все живущее, а весь мир не исчезает, но остается в "спящем" состоянии, и к началу "Дня" все снова оживает.

Этот период космического проявления Вселенной, когда Космос "бодрствует",

когда все сущее живет, назван "Днем Брамы", или Малой Манвантарой. А в то время, когда Космос "спит", когда все во Вселенной "отдыхает", названо "Ночью Брамы", или Малой Пралайей.

Сокровенное Знание говорит, что длительность Дня Брамы - четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Но­чей Брамы составляет один Год Брамы, а сто Годов Брамы - уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического Календаря!

Чередование периодов активности и пассивности в Космосе отражается в пери­одичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пра­лайи. От мельчайших явлений и до смены миров можно видеть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания, ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи - так же как фазы луны и чередование зимы и лета в Природе.

Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, солнечная система и Вселенная в целом - все в Космосе име­ет периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти,

ЕДИНСТВО - ЕДИНОЕ НАЧАЛО (АБСОЛЮТ)

Это Тайна из Тайн, Сокровенное из Сокровенного. Не понятое людьми, Оно остается ясным. Понятое людским разумом, Оно теряет свою прозрачность. Таков Закон.

Листы Сада М. Зов

Что устанавливает длительность Циклов Периодичности Вселенной? Что дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Манвантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха-Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытие, все же остается сущест­вовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, или Закон, ко­торый вызовет появление Вселенной, когда Маха-Пралайя закончится.

Эту главную Основу Бытия, эту Единую Нерушимую Реальность, Единое Начало Сокровенное Знание полагает в основу мироздания. Этот Единый Элемент есть На­чало всего. Беспричинная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого Существования - от Него происходит Все. Он беспределен и вез­десущ, он присутствует везде, во всей Беспредельности, в каждой точке прост­ранства Космоса.

На Востоке самое высшее понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своем великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом "То", именно "Неизреченное". Зная, что Космическая Жизнь в своем непроявлен­ном аспекте перестает быть доступной для человеческого разума, мудрецы Восто­ка склонялись в безмолвии перед ее Непроявленным Первоисточником как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имен, ни определений.

И все же некоторые религиозно-философские системы Востока называют "То" Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. "Параб­раман" - это То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону проявлен­ного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь человеческого понимания, и по­этому никакие рассуждения о Нем невозможны. Этот Вечный и Непреложный Принцип считается Неизреченным и Непостижимым. Величие и красота Беспредельности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пределах Несказуемого.

Абсолют есть Беспредельность, и всякие суждения будут лишь ограничивать Его. Человеческими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умален. Всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его. Поэтому Восток запретил всякие обсуждения Единого. сосредоточив всю силу познавания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Аб­солют, Непознаваемая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, нав­сегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть - оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но полное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.

Это Единое Начало, существуя от Вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При нача­ле периода деятельности Великой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и космические силы начинают вызывать Вселен­ную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоя­нию, происходит сокращение Единого Начала - и Вселенная растворяется в Небы­тие.

"Дыхание" Непознаваемого есть принцип существования всего Космоса. В одной древней книге об этом сказано так:

"Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно".

ДВОЙСТВЕННОСТЬ - ДУХ И МАТЕРИЯ

Основа мироздания - Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство - Единое Начало - преобразуется в Двойственность - в Духоматерию.

Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из пер­вой пары противоположностей - из Духа и Материи, мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно назвать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей дает плод, дает Сына - Единую Вселенную.

О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединс­тве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое. Божественное Начало. Горизон­таль - как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.

В "Письмах Махатм" ("Чаша Востока"), в которых выражена доктрина Востока и тем самым мировоззрение Агни Йоги, о материи сказано: "Материя вечна, не име­ет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать существовать. Материя или Природа действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, ее материал - вечное из­менение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы или элементы абсолютно не­разрушимы".