Смекни!
smekni.com

Основы научного, философского и религиозного миросозерцания ключ к пониманию новой эпохи (стр. 25 из 30)

Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Поистине, в Красоте залог счастья человечества, потому искусство ставится высшим стимулом для возрождения духа. Жемчужины искусства, истинно, могут поднять и мгновенно преобразить дух человека. Чудесные жемчужины искусства дают возношение чело­вечеству. Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает на­сыщение тем огнем, которое возжигает дух. Творения искусства преображают че­ловека. Искусство должно служить возвышению сознания.

Произведения искусства должны стать доступны всем и каждому. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Дайте искусство народу, кому оно и принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, биб­лиотеки, вокзалы и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны - тогда больше не будет тюрем.

Красота - это мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживаю­щим и умиротворяющим образом на все живущее. Красота вызывает в человеке вы­сокие эмоции и светлые порывы. Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества. Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества. Дорога в мир нравственного идет через мир прекрасного. Прекрасное преображает человека, возвышает и сублимирует его.

Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Агни Йога говорит, что правильнее сказать - сознание красоты спасет мир. Не может смущаться идущий сознанием красоты. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к яв­ленному миру красоты. Из чувства Прекрасного рождается благородство духа. Но­вый человек будет чутким к Красоте. Что может найти лучшую оправу для предан­ности, для устремленности, для неутомимости, нежели красота? Но всякий прини­мает красоту по своему сознанию и развитию. Чем больше человек развит, тем более красоты замечает он. Развитие способности видеть красоту есть необходи­мое условие эволюции.

Надо развивать восприятие музыки, восприятие красоты звука. Нужно избирать хорошую музыку, она собирает наши чувства. Ритм укрепляет ум и Огонь. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие огни, помогает избежать раздражения и разъединения, утверждает одинаковое устремление.

Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение надо принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Стремление к красоте и восхищение о прекрасном мощно воздействует на накопление огненной энергии.

Было бы ошибкою, если бы лишь известный класс художников стал творить, и плоды их были бы механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен посы­лать свои думы о творчестве. Пусть досуг наполнится творчеством, и пусть на-

род поет. В хорах заключается великая сила гармонии.

Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит твор­чество, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов. Необ­ходимо приложить все усилия и все средства, чтобы пробудить священный огонь творчества в народе.

ЗНАНИЕ И НАУКА

Знание есть путь огненный. Знание есть врата к Братству.

Как отсутствие Света - тьма, так отсутствие знания - невежество. Потому деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Все человеческое горе происходит от малого знания. Требуется различие между малой и большой правдой. Ничто так не уклоняет людей с пути, как малая правда. Они выхватыва­ют малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи, но смысл всего Мироздания в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагаться, что понимание величия Истины придет само.

Реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее.

Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Только знание может по­мочь вместить комплекс кажущихся противоречий. Предлагаем положить знание в основу утверждения сознания. Знание может проложить путь к единому Учению. Ведь знание идет из одного Источника. Там, где горит огонь знания, там сужде­но светлое будущее. Широкое распространение знаний переродит мир.

Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, а наука есть методика.

ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ НАУКИ

Учение Махатм Востока напоминает: среди невежества средних веков даже мысль о летательных аппаратах считалась чем-то колдовским. Теперь люди с со­жалением оглядываются на невежд средневековья и принимают воздухоплавание как нечто естественное.

Де Ко был посажен в сумасшедший дом за его уверенность в силе пара. Над Фультоном глумился даже его собственный брат. Доказывалось, что не может быть никаких планет между Марсом и Юпитером. Отрицалась возможность исследования химической природы светил. Юнг и Френель были осмеяны за открытие световых волн. Российская Академия Наук не хотела иметь в составе своем Менделеева. В конце XIX в. на парижском конгрессе физиков изобретатель фонографа Эдисон был признан шарлатаном и мошенником. Таких примеров невежества можно было бы при­вести множество.

Не так давно отрицали расщепление атома, не верили в радио. Еще недавно телевизия была сказкою, люди считали ее недоступною, но приняли скоро как ус­ловие их комфорта. Напоминается об этом, ибо много достижений находятся сей­час в положении средневековья. Будут аппараты, определяющие эманации, будут измерять мысли, но сейчас лишь некоторые допускают такие возможности. Можно представить, что измерения мысли и определение эманаций не понравится многим, привыкшим скрывать даже свой возраст.

На путях к широкому научному действию стоит немало преград, среди которых мировоззренческий догматизм играет большую роль. Предрассудки в науке могут быть еще страшнее, чем в религиях... Невежество, если к тому же оно забарри­кадировалось догмами, - опасный враг, грозящий многими бедами. Точно фарисеи древности, догматики прячут страх перед допущением того, что другим очевидно.

Все особенные явления объявляются совпадением или случайностью. Самые очевидные явления объясняются самым нелепым образом. Прекрасные огненные знаки отбрасываются в область суеверия, и явления действительности попадают в раз­ряд недопустимого. Так действительность заменяется условною очевидностью. Как только догматики выходят за пределы опыта прошлого дня, они начинают покры­вать свою беспомощность неопределенными пыльными названиями. Они восстают против метафизики и мистицизма, прикрывая этими пугалами все научные возмож­ности грядущего дня.

Ложь миража заставляет бояться некоторых выражений. Догматики не любят слова "дух", хотя знают, что это известное состояние материи. Они пугливо из­бегают слова "создатель", хотя отлично знают, что каждое материальное созда­ние имеет своего создателя. Ложь и страх - плохие советчики. Можно привести множество суеверий, уподобляющих взрослых детям. Просим, оставьте все суеве-

рия и знайте во всей действительности. Жаль скачущих на одной ноге. Это зре­лище напоминает сказку, когда нянька, чтобы ребенок не убежал, внушила ему, что признак высокого рода - ходить на одной ноге.

Как материалисты-практики, Мы можем настойчиво укорить всех ложнореалистов и догматиков. Их униженная наука и слепота мешают им достижению того, к чему они стремятся. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возмож­ность эволюции. Ведь никто не употребляет убогий первобытный паровоз. Также никто не может остаться при младенческом понимании реальности. Потому будьте реалистами истинной реальности.

Большим тормозом в научной работе является опасение, что утверждение мате­риальности сознания и мысли будет понято как подтверждение церковного догмата "о бессмертии души", а потому ученый, доказывающий материальность сознания и мысли, вместо ученой степени может получить звание "церковника". "Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые наблюдатели должны прятаться как алхимики от инквизиции. Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным дав­лением". Запретительные отрицания не допускают новых достижений и вычеркивают из бытия возможности блестящих открытий. Так темные препятствуют истинному познанию Космоса, так они стараются затушить пламя высшего знания. Исключение возможности беспредельного познавания, ограничение только очевидностью, толь­ко материальным миром - тормозит эволюцию, останавливает развитие сознания.

БЛЕСТЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ НАУКИ

Если проследить развитие науки за последнее столетие, можно изумиться прогрессу знания. Полезно сравнить, чем была наука всего полтора века назад и чего она достигла теперь. Такое сравнение откроет глаза на блестящие возмож­ности будущего. Проходит то время, когда во имя какой то ложной научности бы­ли отрицаемы великие Реальности. Наступает творческая эпоха, когда знание бу­дет отворяющим, но не отвращающим.

Никто не может утверждать о сложившейся мироизученности. Только невежда может сказать, что все уже "найдено". Разумнее будет допустить, что многое существует, но нам неизвестно. Знания всех тайн Космоса обширны, как океан, многие из них не могут быть познаны нами в настоящее время, но это не значит, что они вообще не познаваемы. То, что мы не знаем сегодня, мы можем узнать завтра. Признавать же несуществующим то, чего мы не знаем, - очень печальное и вредное заблуждение. Пусть же голословное отрицание будет заменено чистым и мужественным "не знаю"!