Смекни!
smekni.com

Основы научного, философского и религиозного миросозерцания ключ к пониманию новой эпохи (стр. 7 из 30)

В Америке на обвинение Блаватской в "фиктивности" ее общения с "несущест­вующими" Учителями Мудрости Востока - Махатмами - в газете "Бостон Курьер" от 18 июля 1885 г. появился протест, подписанный 70 учеными Индии, в котором они утверждают, что "Махатмы - не измышление Блаватской, а Высшие существа, в су­ществовании которых никто из просвещенных индийцев не сомневается, которых знали наши деды и прадеды, с которыми и сейчас многие индийцы находятся в постоянных сношениях". Таково было свидетельство пандитов - ученых Востока.

Елена Ивановна Рерих о Блаватской в свое время написала: "Наша великая соотечественница почти сейчас же после смерти воплотилась в мужском теле в Венгрии. В 1924 г. она прибыла в главную Твердыню Белого Братства и сейчас под именем Брата X. работает на спасение мира. Осмеянная, оклеветанная, опо­зоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей человечества. Так творит Космическая Справедливость. В будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша нацио­нальная гордость".

Да, она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тисках церковных догм и устре­мившемуся в не менее мертвый тупик атеизма. Она принесла великое знание и светлую весть о Махатмах и Шамбале. Для ищущих были необходимы книги Е.П. Блаватской и ее преемницы Анни Безант - через них они прикоснулись к Древней Мудрости. Были принесены некоторые древние тексты, как "Стансы Дзиан", "Голос Безмолвия",

"Свет на Пути" и т.д. Через избранных для такой большой миссии учеников, как Блаватская и Безант, были обнародованы идеи, долженствующие пробудить в человечестве поиски Истины. Через этих учеников были возвращены человечеству забытые Истины о Законе вечной жизни человека - о Законе его перевоплощений, а также о Законе космической справедливости - о Законе Кармы.

Учение Махатм, названное Теософией и данное через Блаватскую во второй по­ловине прошлого века, было продолжено и развито в первой половине нашего сто­летия через Елену Ивановну Рерих. После подробного изложения была дана заклю­чительная кульминация. Это Учение было названо Агни Йогой, что значит Огнен­ный путь.

Агни Йога, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших Великих Учений. Агни Йога не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. И возвращает все те ценности, которые люди утеряли, исказив прежние Заветы.

Агни Йога, отдавая должное атеизму как неизбежному следствию церковных ис­кажений религии, не отбрасывает Основ религий, очищенных от злотолкований не­вежественных священнослужителей.

Учение Агни Йоги основано на почитании Великой Иерархии Света, на призна­нии высокого авторитета Учителей - Махатм Шамбалы.

ПОДВИГ РЕРИХОВ В НАШЕМ СТОЛЕТИИ

Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватс­кая принесла миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Ре­риха.

Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 г., окончил Академию Художеств в 1897 г., с 1909 г. академик. С 1906 г. - директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой культуры, поэт и писатель, фило­соф и ученый, путешественник.

О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали моногра­фии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959, Князева, 1963 и 1968, Юферова и Лукашов, 1970, Беликов и Князева, 1972, Полякова, 1973, Алехин, 1973, Сидо­ров ("На вершинах"), 1977 и 1983. Кроме того, сборник статей "Жизнь и твор­чество Рериха", 1978, Рериховские чтения, 1980 и 1985 и т.д.

Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительных ответов на основные вопросы Бытия. Он проявляет боль­шой интерес к движению "Миссия Рамакришны", возникшему в 1897 г. по инициати­ве Свами Вивекананды (1863-1902), индийского мыслителя-гуманиста и обществен-

ного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича Елена Ивановна. Она также увлекается Рамакришной, Вивеканандой, Рабиндранатом Тагором и древнеиндийской философией.

Рерихов привлекает в первую очередь жизнеспособное начало Востока, те ве­ликие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомне­ния, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духов­ного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными уче­ниями.

Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале - стране, где живут мудрецы мира Махатмы. Рерих думает: "Разве леген­ды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком челове­чество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто не­обычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность". И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат зов от­туда... "Из глубин Азии доносится звенящая струна священного зова: "Калагия!" Это значит: "Приди в Шамбалу!" - записывает Рерих. И еще в дневнике: "Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное твор­чество. Они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый".

Рерихи приняли зов. Они возымели заветную мечту - добраться до далекой за­гадочной страны, где живут мудрецы человечества. Предприняли шаги по органи­зации научно-художественной экспедиции в страны Востока, в Центральную Азию - в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 г. вой­на.

В 1916 г. Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 г. еще посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощ­рения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.

С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 г. устраи­ваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, где про­исходит встреча с Тагором. С 1920 г. - выставки и художественно-просветитель­ная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объеди­ненных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 г. в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.

Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к органи­зации своей экспедиции. В 1923 г. они уезжают в Индию. В 1925 г. они отправ­ляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын Юрий.

Началась знаменитая рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. "Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного матери­ка", - писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине дра­гоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.

Экспедиция из Лондона следует в Ладак, Тибет, Западный Китай. Где-то на пути - место не уточняется, что вполне понятно, - Рерихи посетили заповедную страну Махатм - легендарную Шамбалу. И здесь "все догадки получили основу, все сказки стали былью". В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает. О том, что испытала, услышала и увидела экспедиция, о трудностях пути Рерих рассказал в своих книгах "Алтай - Гималаи" и "Сердце Азии", вышед­ших в 1929 г. в Америке. В СССР эти книги были повторены: "Алтай - Гималаи" в 1974 г., "Сердце Азии" в книге "Рерих. Избранное", 1979.

Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы - Новая Эра могучих энергий и возможностей. "Близко время, когда новые энергии, ближе всего энер­гии Агни - Космического Огня - придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно".

Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях - в Пенджабе, в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследова­тельский институт "Урусвати" для научной обработки собранных материалов и для

изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, не известным западной нау­ке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим подвигом.

После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться - виза на въезд не была выдана. Рерих скончался в 1947 году, так и не дождав­шись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене худож­ника Елене Ивановне - она ждала его вплоть до своей смерти в 1955 г.

И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сы­новьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич - выдаю­щийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 г. он возвра­тился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою науч­ную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.

Проработав в Москве около трех лет, он скончался в 1960 г. Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Со­юз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич скончался в Индии в 1993 г.