Смекни!
smekni.com

Перспективы развития туризма в Армении (стр. 2 из 13)

1.2. Древние цивилизации и исторический очерк Армении

Армянское нагорье - один из древнейших центров мировой цивилизации. Следы человека на территории Армении относятся к палеолиту. На территории Армении археологическими раскопками обнаружены стоянки каменного века, эпохи неолита, энеолита и ранней бронзы, расцвета бронзы и освоения железа. В борьбе с экспансией Ассирии (с 13 в. до н.э.) племена Армянского нагорья объединялись в союзы, на основе которых сложилось государство Урарту. На его территории в 782 г. была построена военная крепость Эребуни. В 1950 г. на холме Аринберд на территории Еревана в результате археологических раскопок была обнаружена эта крепость, давшая начало столице Армении. Таким образом, Ереван в скором времени отметит свое 2800-летие. Урарту - первое государственное объединение, в состав которого вошли армянские племена, - достигло высокого развития ремесел и культуры. Но, будучи непрочным, в начале 6 в. до н.э. распалось. Армянские племена, по свидетельству Геродота, сыграли существенную роль в борьбе с Ассирией и обрели независимость. В конце 5 в. до н. э. Армения была завоевана персидским царем ДариемI. В 4 в. до н.э. начались греко-македонские завоевания; приблизительно в это время в древнегреческих текстах стало появляться слово «Армения», как обозначение высокогорной страны. В конце 3 в. до н.э. возникла Великая Армения.

На протяжении последующих веков армянам пришлось сражаться за свою независимость с римлянами, скифами, парфянами. В 3 в. Армения попала в зависимость от сасанидского Ирана. В 301 г. официальной религией Великой Армении стало христианство. По имени первого каталикоса Григора Партева армянскую апостольскую церковь иногда называют григорианской. В 387 г. Великая Армения была разделена между Византией и Ираном. В составе Византии большинство армянских земель в середине 7 в. подверглись арабскому завоеванию. Окончательное свержение власти Халифата произошло лишь в конце 9 в. В течение 7-15 вв. Армения не раз служила объектом нападения со стороны арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар. На территории современной Армении возникали и уходили в небытие государства – Багратидское царство (9-11 вв.), Киликийское царство (11-14вв.). Процветание Армении было прервано самым мрачным периодом ее истории – уничтожением ее самостоятельности и порабощением Османской империей. В 16-18 вв. Армения была поделена между Ираном, в состав которого вошла Восточная Армения, и Турцией, присоединившей Западную Армению. Страшные испытания, через которые прошел армянский народ, были связаны как с его стремлением к национальной независимости, так и с отказом от предложений перемены веры. Начавшееся в 18 в. сближение с Россией привело к включению Восточной Армении в 1828 г. в состав Российской империи: в результате победы в русско-персидской войне, по условиям Туркманчайского мирного договора, Эриванское и Нихичеванское ханства отходили России. На территорию Восточной Армении распространилось административно-территориальное устройство России. Дворянское сословие было уравнено в правах с российским дворянством, Григорианская церковь никогда не подвергалась гонениям со стороны Российского государства и РПЦ.

Западная Армения находилась под властью турок, которые видели единственным средством решения армянского вопроса уничтожение армян. В 1894-1895 гг. в итоге массовой резни в Западной Армении погибло более 300 тыс. чел. Первая мировая война стало началом беспрецедентного геноцида армян в Турции. Со вступлением Турции в войну на стороне Германии были уничтожены все армянские солдаты и офицеры. Весной 1915 г. началась массовая депортация армян в Месопотамию, часть их была вырезана на месте, часть погибла в пути. В 1915 г. была уничтожена большая часть армянской интеллигенции в Константинополе. Резня продолжалась в течение всего 1916 г. Турецкие погромщики вырезали целые города Западной Армении. Результатом геноцида стало 2 миллиона человеческих жизней.

Результатом первой мировой войны и революции в России стало отделение Армении и провозглашение ее самостоятельным государством. В 1922 г. в составе Закавказской Федерации Армения вошла в состав СССР. С распадом Советского Союза Армения стала самостоятельным государством.

1.2.1. Культура Армении

Многовековая культура армянского народа представляет собой причудливый сплав традиций и достижений многих цивилизаций, в русле которых проходила история Армении. На ее территории осталось множество археологических памятников бронзового века, относящихся к рубежу II – Iтысячелетий до н. э. Культура государства Урарту, оспаривавшего в свое время мировое первенство у могущественной Ассирии, представлена двумя крепостями, Эребуни и Тейшебаини, находящиеся в черте современного Еревана. Образцы искусства Урарту – настенные росписи, мелкая скульптура, богато украшенное оружие – представлены в музее Эребуни. Клинопись и богатая мифология – дошедшие до нас отголоски духовной культуры Урарту.

Эпоха эллинизма, связанная с завоеваниями Александра Македонского, оставила свой след на территории Армении в виде крупных городов-полисов Ервандашат, Арташат, Тигранакерт. Прекрасным образцом эллинистической культуры и архитектурным памятником 1 в. н. э. является знаменитый храм Солнца в Гарни, восходящий к традициям форм римского зодчества. Храм, построенный из местного серого базальта, представляет собой периптер ионического ордера, поставленный на высокий подиум длиной 18 и шириной 13 метров. Он расположен на территории крепости Гарни, построенный в 1 в. до н.э. и на протяжении ряда столетий служившей летней резиденцией армянских царей. До нашего времени дошли монеты, чеканенные первыми царями Великой и Малой Армении. В период эллинизма зарождается философская мысль, зарождаются собственные литературные традиции. Накануне принятия христианства армянская культура находилась под влиянием западной (эллинизм и Рим) и восточной (парфянской) культур.

В 301 г. царь Трдат III провозгласил христианство официальной религией. Христианство – один из могучих источников мировой культуры, именно с ним связано возникновение новых форм в архитектуре, пластическом искусстве, музыке. В 405 г. ученым монахом Месропом Маштоцем был создан армянский алфавит и письменность. Началось строительство каменных христианских храмов, среди которых утверждаются два архитектурных типа – базилика и крестово-купольные. С 7 в. началось строительство монастырей – религиозных, хозяйственных и просветительских центров.

По земле Армении разбросано немало феодальных замков-крепостей. К числу их относится крепость-замок князей Пахлавуни – Амберд (10-11 вв).

Яркое и полнокровное явление художественной культуры средних веков – хачкары – яркое и полное явление художественной культуры Армении. Хачкары можно связать с мемориальными столбами – памятниками, плоскости которых заняты рельефными изображениями на христианские темы. Хачкары ставились повсюду и по самым различным поводам, отмечая даты государственной, религиозной либо светской жизни. Хачкары, как своеобразный символ Армении, включены во многие туристские маршруты по стране.

Армянская архитектура периода раннего средневековья достигла таких высот, что на восстановление купола главного храма восточно-христианской церкви – св. Софии в Константинополе – был приглашен армянский зодчий Трдат, имя которого запечатлено византийскими хрониками.

Появление литературы относится к временам, предшествующим созданию армянской письменности: первые сочинения армянских мыслителей и просветителей были написаны на греческом языке. Создание письменности приводит к открытию первых школ и распространению образования. После изобретения письменности возникает историческая наука. Произведения по математике, астрономии, географии, медицине и другим наукам, созданным Ананием Ширакаци, Григором Магистросом, Мхитаром Гераци, Амирдовлатом Амасиаци – на протяжении веков служили стимулом расцвета духовной жизни Армении.

Множество армянских рукописей дошло до наших дней. Они хранятся в крупнейших музейных собраниях и библиотеках многих стран мира. Самое полное собрание армянских рукописей находится в Ереване. Более 15 тыс. рукописей собрано в институте древних рукописей – Матенадаране. Около 2,5 тысяч листов украшены миниатюрами. Начало уникальному собранию дало собрание рукописей Армянской церкви в Эчмиадзине. Специальные экскурсии познакомят туристов с этим наследием армянской культуры.

Истоками национальной живописи Армении стали урартские стенные росписи конца VIII в. до н. э., искусство римской мозаики (мозаичный пол в античном Гарни), росписи первых христианских храмов. К сожалению, из-за специфичности техники армянской фрески (нанесение чрезвычайно тонкого слоя живописного грунта прямо на выглаженную каменную кладку) до наших дней дошли лишь очень небольшие фрагменты стенописи армянских храмов. Эти храмы включены в традиционные туристские маршруты и являются объектом экскурсионного показа.

Армянская станковая живопись рождается вXVII в. Уже в 1666 г. к русскому царскому двору был приглашен «орменский богомаз» Богдан Салтанов, которому предстояло «выучить своему мастерству из русских людей учеников». Московская Оружейная палата и кремлевские церкви сохранили прекрасные образцы его творчества. Всемирное признание получило творчество выходца из Армении знаменитого художника-мариниста И. Айвазовского (Ованеса Айвазяна). Новое время заслуженно прославило представителя новой волны в изобразительном искусстве – М. Сарьяна9.

1.2.2. Обычаи страны

Армяне, как носители восточной традиции – чрезвычайно гостеприимные люди. Но, как говорят армянские источники, армянский способ гостеприимства отличается от принятой в Европе и Америке моделей. Он предполагает как при встрече, так и при расставании угощать лишь кофе, фруктами и сладостями при минимуме спиртных напитков. Этот национальный колорит международного этикета, который, однако, не делает общение менее содержательным и приятным.