Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 10 из 34)

Еврей может протестовать против обязательств, принятых Авраамом и Моисеем, уклоняться от их выполнения, заявлять, что «он тут ни при чем», может даже вообще не знать о них – это не меняет дела, поскольку обязательства существуют независимо от отношения того, кто обязан их выполнять. Ортодоксальный иудаизм считает, что евреи обязаны их выполнять.

Слово «избранные» в самосознании евреев не означает, что евреи считают себя лучшим народом в сравнении с другими. Вне своих особых отношений с Богом, евреи такие же люди, как и все прочие. Танах полон описаний отвратительных поступков, совершенных евреями. Избранность, т. е., означает, что Бог возложил на еврейский народ определенные задачи.

Отношение иудаизма к другим религиям определяется тем, как они соотносятся с заповедями, которые Господь дал сыновьям Ноя (о них немного ниже). Человечество, с т. зр. иудаизма, не нуждается в религиозной унификации, к Богу можно идти разными путями. Разумеется, евреи считают свой религиозный путь самым лучшим. Но только для евреев.

Уникальная роль еврейского народа в мировой истории – это неоспоримый исторический факт. Племя Авраама за 2 тысячи лет до Рождества Христова имело в истории те же стартовые позиции, что и сотни других племен в разных регионах мира, например, коряки Камчатки или зулусы в Африке. Но на весах мировой истории роль этих племен несравнима с ролью еврейского народа. Само существование и развитие этого народа на историческом фоне рождений, расцветов и крушений могучих царств и империй есть историческое чудо, которое может быть объяснено только Божьим водительством. При тех испытаниях, каким подвергался еврейский народ за 4 тысячелетия своей истории, он давно должен был исчезнуть с исторической сцены. Что осталось от тех народов, рядом с которыми развивалась еврейская история? Напрочь исчезли древние египтяне, бывшие хозяева евреев, исчезло Вавилонское царство, когда пленившее этот народ, ушли в небытие древние ассирийцы, персы, пал великий Рим, поработивший евреев, а они сохранились как нация и продолжают быть активными членами современной истории. Разбросанные по всему миру, евреи нигде не утрачивают своей национальной идентичности, они заключают инонациональные браки, но и это не мешает им оставаться евреями, помнящими религию и обычаи своего народа. Именно такой народ, с одной стороны, универсальный, всечеловеческий, а с другой – способный сохранить свой собственный внутренний стержень – мог стать носителем мировой религии. Еврейская культура стала тем горнилом, в котором сплавлялись воедино ценности дохристианского человечества. Многое из того, что было в Египте и Вавилоне, Греции и Иране, нашло свое завершение в Ветхозаветной религии.

Двойственность Израиля, родившего Мессию и отвергшего Мессию, не случайна. Это печать его избранничества и «осевого» положения в истории. Народ Христа есть особый народ, и не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился представителем всего человечества в его встрече с Богом.

Религиозные представления иудеев изложены в Торе. Слово это многозначное. На иврите оно означает «учение», «теория», «концепция», но если это слово пишется с заглавной буквы – Тора, то речь идет о знании, исходящем от Бога. Письменная Тора называется Танах. Танах в значительной степени соответствует тому, что христиане называют Ветхим Заветом. В самом узком смысле слова Тора – это первые пять книг Библии – Пятикнижие Моисеево. Есть и устная Тора, основанная на предании. Устная Тора делится на Галаху и Агаду. Галаха – это еврейское религиозное законодательство, Агада – это притчи, истории, шутки, толкования, из которых трудно сделать формальный вывод о должном.

Итак, запомним, что слово Тора имеет, по крайней мере, три значения: в узком смысле – это первые пять книг Священного Писания = Танаха, в более широком – это весь Танах (=Ветхий Завет), и, наконец, все учение иудаизма, в его устном и письменном виде – это тоже Тора.

Согласно еврейской традиции, Моисею на горе Синай была открыта вся Тора – и письменная и устная. Но мы не знаем, сам ли Моисей записал Тору, или он диктовал, записал ли он сразу или писал понемногу на протяжении 40 лет странствий по пустыне – богословы высказывают разные предположения. Важно то, что Тора была открыта ему вся и записана при его жизни.

Отношения между Богом и Авраамом названы в Торе[4] словом «берит». На славянский и русский язык это переведено словом Завет. В еврейском слове больше терминологичности: брит можно перевести как «союз», «договор», даже «контракт».

Итак, человек вступает в Союз (=договор, завет) с Тем, Кто сотворил небо и землю. Разумеется, это неравные стороны (ибо, что такое человек перед Богом?), но благодаря договорным отношениям они как бы уравниваются.

Что же хочет Бог от Авраама? И что он обещает союзнику?

Авраам должен полностью изменить свою жизнь, начать её заново (между прочим, Авраам был уже глубоким стариком), он должен был обрубить свои национальные, исторические, культурные корни, он должен забыть дом своего отца и идти в совершенно чужую страну. Бог хочет создать народ из человека, полностью доверившегося Ему и готового отказаться от всей своей предшествующей жизни по одному только Его слову.

Символом этого Союза становится обрезание: особый знак на теле каждого мужчины – потомка Авраама. «И сказал Бог Аврааму: …Сей есть завет мой между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт 17: 9-11). Слово «завет» здесь означает «союз».

Бог говорит Аврааму: «…ходи предо мною и будь непорочен» (Быт 17: 1). Что означает «ходи предо мною»? Тора рассказывает о том, как Адам – первый человек, нарушив повеление Бога, «скрылся… от лица Господа Бога» (Быт 3: 8). История человечества есть история «сокрытия», «скрывания», «прятания» ухода «от лица Господа», в результате чего представления о Нём искажается от поколения к поколению и постепенно совершенно исчезает.

И вот Авраам становится человеком возвратившимся. Он не должен прятаться, он всегда должен быть перед Богом, «ходить перед Ним». Но если ты всегда перед Богом, значит, ты должен быть чист и непорочен постоянно, всегда. Возможно ли это для человека? Вряд ли. Еще менее это возможно для целого народа. Но значит Бог хочет невозможного, и именно для этого Он в лице Авраама создает новый народ.

Требование непорочности и обязательство следовать этому требованию держат еврейскую религиозную мысль в постоянном напряжении: как глубже понять содержание непорочности и осуществить это «хождение перед Богом» на практике, в жизни.

Хотя слово «хождение» надо, конечно, понимать в обобщенном, переносном смысле, тем не менее, часто это было и буквальное хождение. Впервые обращаясь к Аврааму, Бог требует от него именно физического хождения, но перемещение из одного места в другое становится необходимым условием «хождения духовного». Впоследствии и весь еврейский народ очень много «ходил» буквально, а во многом «ходит» и до сих пор, если иметь в виду рассеянность еврейской диаспоры.

Итак, заключая Союз с Богом, Авраам берет на себя и на своих потомков трудное обязательство «ходить перед Богом» и быть непорочным. Но Союз, «брит», предполагает взаимные обязательства – что же берет на себя Бог?

Бог делает Авраама, старого и бездетного человека, родоначальником целой нации; благословив Авраама, Бог через него благословляет и весь будущий еврейский народ; Бог обещает проклясть всех, кто будет злословить Его избранников. Бог говорит Аврааму: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя». Бог обещает дать Аврааму и его потомкам «всю землю Ханаанскую во владение вечное» (Ханаан – древнее название Палестины, Сирии и Финикии).

Ханаан становится «избранной землей», «землей обета» и её теперь называют и другим именем – Эрец-Исраиль – земля Израиля, или просто Эта Земля.

В Писании отношения Бога и еврейского народа не раз уподобляются отношениям мужа и жены. Поэтому евреи смотрели на Эрец-Исраиль, на Эту Землю как на драгоценный дар Возлюбленного. Потеря её воспринималась как трагедия. Отчуждение от Этой Земли стало символом духовной катастрофы. Евреи несколько раз теряли Эту Землю, но своё существование за её пределами они называли словом «галут» - изгнание. Никогда у евреев не умирала надежда, что Бог, верный своим обетованиям, соберёт евреев на Этой Земле.

Завет между Богом и Авраамом не временный, а вечный. Первоначально Бог говорил с одним Авраамом, но вот у него появился сын, потом внуки и правнуки. Потомков становилось все больше, формируется настоящий народ - евреи. У горы Синай во время сорокалетнего странствия евреев после их Исхода из Египта Бог заключает Союз уже с потомками Авраама – народом евреев. Согласно Торе, единственный раз за всю многовековую историю еврейского народа Бог обратился не к одному человеку, пророку, т. е. не только к Моисею, а ко всему народу. Каждый мог слышать голос Бога и вступить в диалог с Ним. И как Авраам, первый еврей, сказал Богу «да», так теперь «да» говорит весь народ. Если потомки Авраама не будут строго выполнять взятые обязательства, великие беды постигнут еврейский народ, но Союз, Завет, брит останется в силе, несмотря ни на что.

История с Авраамом изложена в Торе (Ветхом Завете) крайне лаконично, но требования Бога к людям, произнесенные у горы Синай, развернуты и подробны. Основу их составляют Десять Заповедей. Четыре из них посвящены отношению с Богом, шесть – социальной жизни людей. В основном это запреты. Важно, что запрещаются не только некоторые действия (например, убийство), но и намерения, желания, еще не ставшие поступком – «не желай».