Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 27 из 34)

Квакеры — протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в. Отрицают институт священников, церковные таинства, внешнюю обрядность. Верят в постоянное улучшение и развитие духовной природы человека. Требуют безусловной честности в отношении друг к другу, обязательного труда, строгого соблюдения брачных отношений, уважения старших и т.д. Проповедуют пацифизм, широко практикуют благотворительность.

Методизм — одно из крупных церковных образований в рамках протестантизма. Методистская церковь возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.

«Армия спасения» — международная религиозно—филантропическая организация, созданная в 1865 и реорганизованная в 1878 по военному образцу методистским проповедником У.Бутсом, ставшим ее первым генералом, для религиозной пропаганды среди беднейших слоев населения Лондона. Ныне действу во многих странах мира. Возникнув на почве методизма, «Армия спасения» разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причастие не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Полагается, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. С этой целью созданы общественные столовые с бесплатным питанием, бригады помощи алкоголикам, заключенным, проводятся кампании против проституции и т.д.

Адвентисты — протестантская церковь, возникла в 30-е гг. XIX в. Проповедуют близость второго пришествия Христа и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня.

Иеговисты, или -Общество свидетелей Иеговы — протестантская секта, основанная в 1872 в США. Иеговисты признают единым Богом Иегову, а Иисуса Христа — порождением Иеговы и исполнителем его воли; отвергают основные христианские догматы (триединство Бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир — царство сатаны, в близкой битве (Армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство Божье.

Мормоны, или «Святые последнего дня» — религиозная секта, основанная в США в 1-й половине XIX в. Главный источник вероучения — • Книга Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) — включает положения иудаизма, христианства и других религий. Как считают мормоны, их учение призвано дать человеку счастье как в земной, так и в посмертной жизни. Мир, развитие подчиняются «закону прогресса», и жизнь стремится к большему совершенству. Это относится и к Богу. Человек — «Бог в зародыше». Грехопадение было запрограммировано Богом. Сущность зла, греха — не неповиновение Богу, а восстание против закона прогресса». Мормоны ожидают скорого конца света, последней битвы с Сатаной. Рассматривают себя в качестве избранного народа Израиля. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру, однако враждебны другим церквам и экуменическому движению.

«Христианская наука» — религиозная организация протестантской ориентации. Основные ее принципы состоят в том, что излечение людей от всякого рода болезней возможно лишь с помощью религиозной веры. Медицинские методы лечения при этом категорически отвергаются, поскольку они якобы препятствуют правильному пониманию природы болезней людей, их страданий и даже смерти. Причина всех зол — в широко распространенном ошибочном мнении о существовании материи как объективной реальности. Достаточно отказаться от этого заблуждения, прибегнуть к молитве и вере, чтобы излечиться от любого недуга.

Пятидесятники — протестантское течение, основой вероучения которого является миф о сошествии Святого Духа на апостолов на 50-й день после вознесения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» — «говорения на иноязыках». В вероучении пятидесятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. Пятидесятники соблюдают обряды крещения и хлебопреломления, большое значение придают мистическому общению с Богом. Для пятидесятничества характерны мистическая обстановка молений, вера в явления и видения, культ пророков и пророчиц.

Духо́вное христиа́нство — представляет собой течение русского религиозного разномыслия (сектантства), берущего начало в православии. Для духовных христиан характерно аллегорическое толкование Библии, отрицание сложной церковной обрядности, близость к народной традиции ( в том числе, песенной).

Молока́не — разновидность духовного христианства. Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молокаМолоканское вероисповедание: Причастием признаем не буквальное вкушение хлеба и вина,– ибо когда мы едим или пьем, то едим и пьем для себя , потому что пища для тела , – а вкушение благих глаголов Божиих , питающих душу человека , и через которые мы делаемся причастниками Божеского естества и участниками в небесном звании

В настоящее время в России по разным оценкам насчитывается от 300 000 до полутора миллионов верующих-протестантов, принадлежащих к десяткам различных Церквей. Одни из них возникли в прошлые столетия, другие появились в самые последние годы.

Протестантизм в России получил начало почти одновременно с Западной Европой. Великим князем Василием были вызваны в 1524-1533 с Запада ремесленники, художники, торговцы и аптекари. Около того же времени прибыли в Россию шведские купцы, получившие право торговли в России по договору 1524. При Иване IV были вызваны в Россию толмачи, лекари, хирурги, типографщики. Между всеми этими лицами было немало последователей учения Лютера, которым было предоставлено свободное отправление их богослужения, даже преимущественное перед католиками (последним не дозволялось иметь в Москве костелов), т.к. было замечено, что они не обнаруживают стремления к занятиям политикой и пропагандой. Впрочем, некоторые протестанты возымели надежду обратить в свою веру самого царя. Удостоенные собеседований с ним о вере, они вели споры о вере и письменные. Одерборний рассказывает, что царю нравились проповеди пастора Бакгорна, что он смотрел на учение Лютера “как близкое к истине”, любил пасторов как людей ученых; из них некоторые прямо склоняли его к принятию “Аугсбургского вероисповедания”. Русские летописцы отмечают, что “Бомелий чуть не отвел паря от православной веры”. Английскому пастору Коле царь поручал изложить письменно сущность англиканского учения, и это изложение понравилось ему.

Лютеране в 1570 шлют к Ивану IV посольство с намерением вступить с ним и русской церковью в союз, причем дают посольству тайное поручение обратить в лютеранство самого царя. Во главе посольства находится пастор “чешских братьев” Рокита. В первой же беседе по делам веры царь разочаровал послов, резко напал на главные положения лютеранства и категорически запретил протестантам не только пропаганду П., но и вход в русские храмы. Однажды лифляндский пастор сравнил перед царем Лютера с ап. Павлом; царь будто бы ударил его хлыстом по голове и сказал: “убирайся к черту со своим Лютером”. Пастора Фому, единомышленника Феодосия Косого, он, ударив палкой по голове, спустил под лед в Двину. Однако взятые в плен во время Ливонской войны (1558-82) немцы и шотландцы тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. Из Нарвы протестанты появились и в самой Москве и сначала поселились в слободе Кукуе, а потом - в самом центре города. В “Немецкой слободе” у них в 1560-65 была своя община, пастором которой был Виттерман, а между членами - лифляндские дворяне, состоявшие при особе царя; при общине с 1575 была а кирха, но без колоколов. В 1580 приказано было лютеранскую кирху и дома при ней разрушить и построить новые - за городом. Кирха деревянная при одном пасторе, была готова в 1584. В других городах России, где находились немецкие поселенцы и пленники, они также образовали из себя общины, но кирх не имели, а собирались на молитву в дома пасторов. Упомянутый Виттерман переходил из города в город. Другой пастор - Скультет проповедовал у протестантов Новгорода и Казани. В общем во времена Грозного протестантам жилось в России лучше, чем в самой Германии, Великобритании, Франции и Швеции, где они должны были вести такую страшную борьбу за существование.

При Федоре Ивановиче было много протестантов в его пятитысячном иностранном отряде. Царствование Бориса Годунова было самое благоприятное для протестантов. В “Белом городе”, Москве для них построена была кирха на средства, главным образом, самого царя, для которой проповедники были вызваны из Германии. При Лжедмитрии I протестанты пользовались полной свободой; но при Лжедмитрии II подвергались опасности быть истребленными поголовно - их спасла Марина Мнишек. Это гонение было вызвано непочтительным отношением к русской святыне: во время даже венчания лжецаря протестанты в Успенском соборе ругались над иконами, сидели и спали на них. В 1626 лютеранская община в Москве распалась на две. Вождем выделившихся был проповедник Яков Нейенбург. В 1643 священники московские жаловались царю, что в их девяти приходах, близ церкви немцы завели корчмы, и всякое осквернение от немцев русским бывает, и от немцев их приходы пустеют. Царским указом было повелено в Китае, Белом городе и слободах “ропоты в немецких дворах сломать, дворов немцам у русских людей не покупать”. В 1643 по просьбе доктора Белау повелено было немцам построить Михайловскую кирху на месте, где позднее были воздвигну” “Красные ворота”.