Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 30 из 34)

П. поддерживался правительством до 1572, когда начинается открытое и жестокое гонение на него. В эту эпоху гонений у протестантов северо-западной Руси созревает мысль о соединении с православием. Состоялось несколько съездов протестантов с православными. На съезде в Вильно после долгих споров лютеране и кальвинисты пришли к соглашению между собой в учении о таинствах, а затем на генералы синоде протестантов с православными в том же году в Сандомире, а потом - в Позе были выработаны 22 положения, касающиеся церковной дисциплины и общественной нравственности В 1578 литовские протестанты взяли было себя инициативу воссоединения всех протестантов, с этой целью отправив послание в Германию к имперским князьям; но эта попытка не имела успеха, и литовские протестанты сосредоточили свои усилия на сближении и объединении с православными, чтобы совместными силами бороться против католичества. Совещания представителей происходили в Торне в 1595, где установлено было начало взаимной веротерпимости, в Бресте в 1596, в Вильно в 1599. Виленское православное братство вступило в союз с виленской реформатской общиной для совместной деятельности в защите себя от угнетений католичества. В позднейшие времена протестанты и православные собирались на конференцию в Радоме в 1767, после которой сеймовые депутаты Польши перед портретом Екатерины II подписали акт терпимости. В общем протестантская пропаганда не имела большого успеха среди православных, главным образом вследствие постепенного ослабления, в безуспешной борьбе с католичеством, внутренних образовательных сил протестантов. Средства для привлечения православных особенно обсуждались на генеральных синодах протестантов. В Женеве в 1629 на латинском языке, а в 1633 - на греческом появилось с именем Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, несомненно православного, “Восточное исповедание православной веры”, изложенное совершенно в духе кальвинизма. Успеху этой фальсификации положило конец составление “Православного исповедания веры” киевским митрополитом Петром Могилой, утвержденного Ясским собор (1643) и четырьмя патриархами Востока с бывшими при них епископами.

П. в северо-западной и юго-западной Росс имел, несомненно, известное благотворное воздействие на внутреннее состояние православной церкви: дружественный союз П. с православием для совместной борьбы с католичеством в nериоды процветания П. способствовал обновлению и поднятию уровня церковно-общественной жизни православных. П. содействовал учреждению и преобразованию церковно-приходских "братств", столь много принесших пользы православию борьбе с католицизмом. П. был особенно полезен православию своим влиянием на развитие образования: в протестантских школах Литвы получило научное образование большое число православных, из которых многие оказались превосходными православными богословами; западно-русская церковь (братства и отдельные лица по образцу протестантских школ устраивала свои школы. В типографиях печаталась масса сочинений не только по богословию, но и по другим наукам; образовались ученые кружки, развившие необычайную литературную деятельность; во всем этом непосредственное содействие и руководство оказывали православным протестанты. Историки западной и южной Руси превозносят школы литовских реформатов, лютеран и моравских братьев, называвшиеся “гимназиями” или просто школами, но по научному уровню далеко превосходившие привилегированные католические академии и факультеты. Методы преподавания в этих реформатских школах были превосходны. Русские юноши, обучавшиеся сначала в католических школах, толпами переходили в школы реформатские, по образцу которых потом основывали свои русские (как, напр., школы: острожская, туровская, львовская, виленская, киевская, брестская, минская, бельская, буцкая и т.д.). Усовершенствованные педагогические приемы (главным образом знаменитого славянского педагога Яна Амоса Каменского) создали ряд самостоятельных ученых почти по всем отраслям знания, произведениями которых обильно пользовались русские богословы и проповедники, хотя иногда не без ущерба для чистоты учения. В нравственном отношении П. разрушительно действовал на монастырский аскетизм, но своим благочестием и строгостью жизни протестанты много способствовали очищению нравов между православными, особенно возвышению общественных добродетелей.


1. ЛЕКЦИЯ 12 ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб. "предание себя Богу", "покорность") — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (ок. 570—632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммед предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил Откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила (Архангел Гавриил; запечатлелись в сердце Пророка как "надпись". С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммед с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммеда за утверждение новой религии — веры в единого Бога (Аллаха) — закончилась победой над языческой Меккой в 630. С этого времени начинается интенсивное развитие Ислама и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммедом, привел к значительному распространению ислама. В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Это стало социально-политической основой распространения ислама. Арабский халифат вскоре распался на ряд самостоятельных государств, но ислам сохраняет во всех этих государствах господствующие позиции. Эпоха с 6-ого по 12-ый век (т.е. первые столетия ислама) считается золотым временем арабской культуры (хотя правильней говорить исламской, потому что, хотя многие труды были написаны на арабском языке, часто их авторами были аджами, т.е. не арабы). За первые три века ислама сформировались основные религиозные школы, были сформулированы их правовые, философские, этические положения, различия между собой. Под покровительством поздних Омеядов и сменивших их Аббасидов развивалась литература, искусство, торговля, различные науки, такие как химия, медицина и география. Были сформулированы правила арабского языка (изучению языка уделялось особое внимание), составлены словари, выполнены переводы трудов греческих и римских философов, некоторых образцов индийской и иранской литературы (например, "Калила и Димна", "Сказки тысячи и одной ночи") на арабский язык.

В настоящее время в мире насчитывается более 900 млн. мусульман.

Ислам выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвращения к истинной религии, идущей от Ибрахима (Авраама). Ислам воспринял религиозные положения иудаизма, христианства, древнейших учений Вавилона, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов. Ислам является сегодня государственной религией в ряде стран, представляющих собой, как правило, эгалитарные теократии. Эгалитарными — т. к. все верующие, независимо от социального положения, равны перед Божественным законом; теократиями — т. к. источником законодательной власти выступает только Коран. Ислам не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям: шариату (своду мусульманских законов: и фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения Ислама — Коран и Сунны. Коран — "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммеда, состоящее из 114 сур (глав). Сунны (араб. сунна — "обычай", "предание") — сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммеда. Сунны состоят из хадисов — высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение Ислама базируется на неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Важнейший принцип Ислама — строгий монотеизм, предполагающий веру в единого Бога — Аллаха (первоначально Аллах — бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, Боговоплощения и Искупления. Божественное Слово передается через посланников (расулов) Аллаха. В Исламе признаются пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый верующий в единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "сынов Израилевых"; Иса (Иисус; Христос), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммед, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества. Среди шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию) который явится в "конце времен" и установит мир и справедливость.

Главные понятия мусульманства — «Ислам», "дин" и "имам". Ислам, в широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" — территория войны, в которой Ислам должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни — умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община — мединская, организована Муххамадом. Дин — религия, закон, свод правил — Божественное установление, состоящее из трех основных элементов — "пяти столпов Ислама", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов Ислама" составляют: 1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммеда (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат); 3) пост в месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очистительная милостыня (аз-закат:уплачивается взрослыми мусульманами в размере 2,5% стоимости недвижимости и дохода от торговли и ремесла и в размере 10% от собранного сельскохозяйственного урожая. Согласно правилам, закат должен расходоваться в том округе, где он собирался, за исключением средств, предназначенных для "борцов за веру". Фактически закат. превратился в странах ислама в налог, взимаемый на государственные нужды); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В исламе им является Бог, который свидетельствует о Себе в Коране. В исламе сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти и Судный день. Главное требование к человеку — идти по пути совершенствования, соблюдая законы Корана. Мистическая традиция ислама (суфизм) разработала пути Богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему. Ислам не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные расхождения в исламе связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления: 1) хариджиты (араб. — "вышедшие", "возмутившиеся"), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (араб. "группа приверженцев"), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда; 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, т. е. согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой. Философия и богословие ислама разнообразны. В нем отсутствует общепризнанная догматизация учения и единая богословская школа. Философско-религиозные различия в школах приводили к социально-политическим противоречиям и конфликтам. На рубеже 7—8 вв. зарождаются основные философские направления ислама По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином; 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным". По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различные направления: 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой веры во все, о чем говорится в "небесной Книге"; 2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие Божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями; 3) суфии, учившие мистическим путям Богопознания и слияния с Богом. Богословие в исламе называется каламом, философия — фалсафа. Этапы в развитии калама связаны со школами: мутазилитов (основоположник Василь ибн Ата, ум. в 748) и ашаритов (основоположник ал-Ашари, ум. в 935), стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам. Развитию фалсафы способствовали труды ал-Кинди (ум. между 860—879), ар-Рази (ум. между 865—925 или в 934), ал-Фараби (870—950), Ибн Сины (980—1037), Ибн Рушда (1126—1198). Исламская философская мысль развивается на основе синтеза коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В Средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум. 1153), ал-Газали (ум. 1111), Ибн Араби (ум. 1240). Религиозный мистицизм И. связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем). Концепция любви к Богу — центральная и единая для всех братств. Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Басри, ум. 728); "классический" период 9—10 вв. (ал-Мисри, ум. 860 — учение о "пути" и теософия); ат-Тустари (ум. 896) — экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум. 922) — "экстатическое" направление. Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским исламом, ас-Сухраварди (ум. 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн Араби, развившем учение о "святости", "святых" и их иерархии. К мистической философии ислама относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского ислама Исмаилиты опираются на эзотерические доктрины Востока, в частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммед (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али — Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в исламе в процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммеда и вернуться к мединскому прообразу. В 19—20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения ислам становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепции "исламского государства", подразумевающей воплощение идей ислама во всех сферах государственной и религиозной жизни.