Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 19 из 34)

Исихастами обычно называют монахов-подвижников, применяющих особые приемы «умного делания» - молитвы как внутренней духовной работы. Она совершается безмолвно и бессловесно, сначала умом, потом сердцем, в глубинах человеческой души. При этом монахи-исихасты используют специальные техники дыхания и позы, способствующие молитвенному сосредоточению.

Уже среди ранних христиан появились отшельники, которые непрестанной молитвой в сердце достигали глубочайшего мистического созерцания. Известность эта молитвенная практика получила в XIII – XIV вв. благодаря инокам Святой Горы Афон. Наиболее полное богословское обоснование исихазму дал святитель Григорий Палама (1269 – 1359), митрополит Фессалоникийский. Он учил, что, хотя сущность Бога непознаваема, Его можно непосредственно созерцать и познавать благодаря присутствию в мире нетварных (несотворенных, существующих вечно) Божественных энергий. В церковных таинствах христианин в той или иной мере усваивает эти энергии. Их и видит «внутренними очами» подвижник как Фавроский свет – тот самый, который наблюдали ученики Иисуса Христа во время Его преображения на горе Фавор.

В то же время исихасты предупреждали об искушениях: силы зла вполне способны подменить свет, и неопытная душа может быть ими уловлена в свои сети.

На русской почве исихазм получил немалое признание. Видением Фаворского Света, верой в реальность богообщения и «обожения» человека проникнуты иконопись Андрея Рублева, деяния преподобного Сергия Радонежского, «умного делания» придерживались Нил Сорский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, старцы Оптиной пустыни.

Московское царство стало главным покровителем прежде великих, но теперь пришедших в глубокий упадок восточных православных патриархатов – Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Пророчество старца Филофея о славе «третьего Рима» казалось сбывшимся. Светские и церковные власти Руси стремились подтвердить преемственность Москвой политического и культурного духовного наследия Византии. Для этого еще в XVI в. началась справа (исправление) церковных книг по греческим и южнославянским образцам. В XVII в. эта работа продолжилась и особенно оживилась при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676). По тем же образцам вносились изменения в обрядность и чины богослужений.

Одним из главных инициаторов реформ был любимец царя Алексея патриарх Никон. При Никоне богослужения в центральных соборах стали особенно пышными и продолжительными. Он не жалел средств для украшения храмов и церковных облачений: парадное облачение самого Никона было усыпано драгоценными камнями и весила около трех пудов.

По замыслу Никона начали возводить Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Этот монастырь символизировал «перенесение» главных палестинских святынь в «третий Рим». Холмы возле монастыря получали названия палестинских гор, связанных с маршрутами Христа: Сион, Елеон, Фавор; небольшая женская обитель стала именоваться Вифание, деревня Зиновьева Пустошь была переделан в Капернаум, река Истра – в Иордан и т. п. Тем самым царство единственного православного «белого» царя («белый» в данном контексте означает «свободный от каких-либо даней и податей») заявляло о себе как преемнике и хранителе христианских святынь.

Но Никон в своих честолюбивых устремлениях зашел слишком далеко, он вознамерился поставить «священство выше царства». Таких претензий Алексей Михайлович вынести не мог. Царь, напротив, стремился ограничить церковное самоуправство и учредил так называемый Монастырский Приказ, для контроля за имуществом монастырей и инициировал законы, расширяющие права государства в отношении Церкви (Соборное уложение 1649 г.). В 1667 г. Никон был отстранен от дел и отправлен в ссылку в свой Новый Иерусалим.

С одной стороны, есть понятие: Вселенская Православная Церковь, объединяющая все поместные церкви. Но Вселенская Православная Церковь не может возглавляться человеком – ее главой православные христиане признают только Христа. Важнейшие вопросы церковной жизни решаются на Вселенских соборах – собраниях представителей всех поместных церквей. Последний собор, который православная церковь признает Вселенским проходил в Нике в 783 – 787 гг. Кроме Вселенских, есть поместные соборы, где решаются вопросы, важные для той или иной Православной церкви.

Современная Православная Церковь включает 15 поместных церквей и три автономные. По состоянию на конец прошлого тысячелетия это следующие церкви:

Константинопольская Православная Церковь, или Константинопольский Патриархат. Полный титул Константинопольского патриарха звучит так: Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Его резиденция находится в Стамбуле.

Александрийская Православная Церковь, или Александрийский Патриархат. Главу этой церкви именуют: Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки.

Антиохийская Православная Церковь, или Антиохийский Патриархат.

Церковь основана в I в. ап. Петром и Павлом. Антиохия (ныне турецкий город Антакья) в древности была столицей Сирии, и именно здесь последователи Христа стали именоваться христианами. С V в. возглавлял Церковь Патриарх Великой Антиохи и всего Востока, ныне его резиденция находится в Дамаске. Антиохия была крупнейшим центром христианского богословия.

Иерусалимская Православная Церковь, или Иерусалимский патриархат. Иерусалим – священный город для всех христиан. Здесь находятся главные христианские святыни: Голгофа – место крестной смерти Христа, Гроб Господень (место Его погребения) с храмом Воскресения. Возглавляет Иерусалимскую Церковь Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины.

Русская Православная Церковь.

Независимой от Константинопольского патриархата Русская Церковь стала в 1448 г., когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. 26 января 1589 г. во время приезда в Москву патриарха Константинопольского Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 г. право самоуправления Украинская Православная Церковь и автономная Японская Православная Церковь (в 1870 г. была учреждена Российская духовная миссия в Японии, ставшая с 1880 г. отдельной епархией).

В 1994 г. Русская Православная Церковь с автономными Церквами насчитывала 19 митрополий, 37 архиепископий и 75 епископий. Русская Православная церковь совершает богослужения по юлианскому (старому) календарю.[6]

Грузинская Православная Церковь.

Церковь возникла в IV в., когда грузинский царь Мириан объявил христианство государственной религией. Предстоятель Грузинской Церкви носит титул Католикоса-Патриарха всей Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского, резиденция в Тбилиси.

Сербская Православная Церковь.

Церковь возникла в конце IX в., в 1219 г. была признана автокефальной, а с 1346 г. её возглавил Патриарх. Но в 1557 г. Сербская Церковь была вновь подчинена Константинополю и получила автокефалию только в 1879 г. С 1919 г. Церковь возглавляет Патриарх, он носит титулы Арихиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского. Резиденция Патриарха в Белграде.

Македонская Православная Церковь.

До 1967 г. эта Церковь состояла в рамках Сербской Церкви, но с 1967 г. объявила о своей автокефалии. Автокефалию не признала ни одна поместная Церковь.

Румынская Православная Церковь.

Провозгласила автокефалию в 1865 г. после того как княжества Валахия и Молдова объединились в Румынское государство. В 1919 г. стала Патриархатом. Резиденция Патриарха – в Бухаресте.

Болгарская Православная Церковь

Своим становлением Церковь обязана славянским просветителям - Кириллу и Мефодию. Ученики Мефодия, Горазд, Климент и Наум, в конце IX в. нашли прибежище в Болгарии у кагана Бориса.

В 870 г. Болгарская Церковь получила автномию в рамках Константинопольского патриархата, в 919 г. была объявлена автокефальной во главе с Патриархом, но в 1018 г. в результате войны с Византией потеряла самостоятельность и стала епископией. Во Втором Болгарском царстве со столицей в Тырнове в XII в была учреждена архиепископия, а затем и патриархат, просуществовавший до завоевания Болгарии турками в XIV в.

В 1872 г. Болгарская Церковь восстановила автокефалию, а в 1953 г. стала патриархатом. Предстоятель носит титул Патриарха Болгарского и Митрополита Софийского, резиденция – в Софии. Богослужения совершаются по григорианскому календарю.

Кипрская Православная Церковь.

Была признана независимой III Вселенским собором в 431 г., автокефалия была утверждена на соборе в Константинополе в 962 г. В период турецкого владычества автокефалия была утрачена и восстановлена лишь в 1947 г. Резиденция предстоятеля – в Никосии, столице Республики Кипр.

Элладская (Греческая) Православная Церковь.

Возникла после греческого восстания 1821 – 1829 гг. против турецкого владычества, когда Греция обрела независимость (1830 г.). Официально период автокефалии Церкви отсчитывается с 1850 г. Место пребывания предстоятеля Архиепископа Афинского и всей Эллады – г. Афины.

Православная церковь в Америке.

На Американский континент православие принесли русские миссионеры. Первоначально православные храмы появились на Алеутских островах и на Аляске (до 1867 г. эти области входили в состав Российской империи). В 1863 г. была образована отдельная Алеутская и Аляскинская епархия с центром в Новоархангельске (ныне г. Ситка на Аляске). В конце XIX в. центр епархии, которая стала называться Североамериканской, переместился в Сан-Франциско, а в 1905 г. – в Нью-Йорк. В 1970 г. Американская церковь получила от РПЦ автокефалию и стала называться Православной Церковью в Америке. Она насчитывает 550 приходов и около миллиона прихожан.