Смекни!
smekni.com

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. (стр. 11 из 66)

Неплюев Н.Н. признавал именно такого Бога-Творца и осознавал Его, как единую совершенную природу, Который неустанно призывает все Свое творение в блаженное царство.

Свое богословие Неплюев Н.Н. выстраивает в первую очередь с помощью Священного Писания, затем пропускает через призму собственного разума и сердца. Он практически не обращается к святоотеческой письменности, отчего богословие Неплюева Н.Н. индивидуально и по-своему оригинально, но именно поэтому протестантский оттенок в его сочинениях и присутствует.

Для оценки богословия Неплюева Н.Н. необходим тот сравнительный святоотеческий труд, некий бесспорный эталон православного мышления, который вполне бы содержал образец веры и знания, раскрывавший истины Символа веры соборной церкви Христовой. Таковой святоотеческой вершиной, соединившей богословие практически всех величайших Отцов и Учителей церковных до 8 века, служил труд святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры».

Вспомним, что после разделения церквей отношения между востоком и западом, как известно, обострились и были вообще недружелюбны. Тем не менее, великое творение святого Иоанна Дамаскина еще долгое время продолжало возбуждать к себе великое уважение со стороны западных богословов. Так, известно, что в XII веке «по поручению папы Евгения III (1144 – 1153 г.)», оно «было переведено на латинский язык». В том же веке «Петр Ломбард (ум. в 1164 г.) сделал из него Сокращение». Веком позже знаменитейший из средневековых схоластических богословов – Фома Аквинат «(1225 – 1274 г.) изложил его подробно»[78]… Однако позже западные догматические изыскания истины, под влиянием нового схоластического направления, вступили на новый путь, который был неизвестен ни Дамаскину, ни его древнейшим предшественникам по занятию догматами веры, и по своей нетвердости и шаткости скорее приводил к недоумениям и заблуждениям, нежели оказывал существенную пользу.

Восточная же церковь всегда смотрела и смотрит на «Точное изложение православной веры», как на благонадежный, классический учебник богословия, как на основу и норму всех позднейших греческих догматик, в котором изложена система христианского вероучения словами святых Отцов и Учителей Церкви и определениями вселенских соборов. Именно эти основания подвигли нас определить «Точное изложение православной веры» судьей богословия Николая Николаевича Неплюева.

В данном вопросе о Боге-Отце, не обращаясь к святоотеческим поучениям, но основываясь лишь на Священном Писании и на своем горящем любовью сердце, Неплюев Н.Н. по сути повторяет мысли святых Отцов Церкви: «…знание того, что Бог существует всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых истолкователь божественных слов Давид говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог…»[79].

Однако, если для Неплюева Н.Н. основанием бытия Божия служит понятие о необходимости совершеннейшей Любви в видимом мире, которое раскрывается в сердце (об этом сказано выше), то для св.Иоанна Дамаскина доказательством бытия Божия служит человеческий разум, который обнаруживает во всей твари промыслительное действие Высшей Силы: «И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для совершения единого мира противоположные природы, – разумею природы огня и воды, воздуха и земли, – и как они остаются неразрушимыми, если какая либо всемогущая Сила и не соединила их вместе, и не сохраняет их всегда неразрушимыми?

Что есть устроившее то, что – на небе и что – на земле, и что (движется) по воздуху и что (живет) под водою, а еще более, в сравнении с этим, небо и землю, и воздух, и природу как огня, так и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не художник этого и во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но кто – художник этого? Разве не тот, кто создал это и привел в бытие? Потому что мы не дадим такого рода силы случаю. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а кому – устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же – соблюдение и охранение законов сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, кроме случая. Но что другое это есть, если не Бог?»[80].

Таким образом, в данном вопросе о Боге-Отце, Творце и Вседержителе, у Неплюева Н.Н. не обнаруживаем никаких отклонений от православной богословской традиции.

3.3.2 О божественных свойствах

С верой в бытие Божества нераздельно и непосредственно связано представление о Нем, как о Существе, безмерно возвышающемся над всем видимым и доступным нашему наблюдению и познанию миром, и потому непостижимом в Его внутреннем существе никаким сотворенным умом.

Познание существа Божия может быть свойственно только Самому Богу[81]. По словам Спасителя (Мф.11:27): «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Бог во внутреннем существе Своем не может быть постигнут никаким ограниченным разумом. Познаваемой в существе Божьем является та Его сторона, которой Он проявляет Себя в мире, отображая здесь в конечных формах бесконечные свойства Своего существа. Отсюда, учение о свойствах существа Божия собственно и составляет содержание учения о существе Божием. На основании лишь этих свойств человек и может составить некоторое понятие о Боге с целью приблизить к своему уразумению непостижимое существо Божье[82].

Выражая общую святоотеческую мысль о свойствах божественной природы, св.Иоанн Дамаскин повествует: «Бог – Существо несозданное, безначальное, бессмертное и беспредельное, и вечное, невещественное, благое, обладающее творческою силою, праведное, освещающее, неизменное, бесстрастное, неописуемое, необъемлемое, неограниченное, неопределяемое, невидимое, недоступное для ума, ни в чем не нуждающееся, самодержавное и независимое, вседержительное, жизнеподательное, всесильное, бесконечно могущественное, освящающее и подающее, обнимающее и содержащее все вместе и обо всем промышляющее. Все это и подобное божественная природа имеет по естеству, не получив откуда-либо, на сама раздавая всякое благо своим собственным творениям, соответственно силе, в какой каждое в отдельности может принимать»[83]. В подобном контексте, согласуя свою мысль с повествованием Иоанна Богослова (Откр.1:8,10;21:6), Неплюев Н.Н. говорит об онтологических свойствах Бога: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель. …<…>. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега. Первый и Последний <…>. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой», приходит к выводу о том, что Богу, Который есть Совершенство, Который есть Альфа и Омега должны соответствовать и совершенные природные свойства такие как, всеблаженство (высшая любовь), всеведение (высший разум), всеправедность (высшая святость), вечность, всемогущество, неизменяемость, вседовольство и всеблаженство[84].

Неплюев Н.Н. также объясняет, в чем совершенство этих свойств. Он говорит, что «как высшая любовь, Господь Бог все создал для блаженства вечного и благими путями ведет к этой благой цели... . Как высший разум мира, Господь Бог все создал вполне разумно и разумными путями ведет к этой разумной цели… . Как высшая святость, Господь Бог добровольно совершенен и не может ни мириться, ни уживаться со злом»[85].

Свойства Божии всеблаженство, всеведение, всеправедность, Неплюев объединяет под понятием воли Божией, которая есть не только высшее, но и единственное разумное благо в мире: «Воля Божья, как воля высшей любви и высшего разума, есть не только высшее, но и единственное разумное благо в мире, вмещает в себе все добро и одно добро»[86].

Следовательно, все, что согласно с волей Божьей разумно и единственно разумный путь к высшему благу – это соответствие этому разумному и благому пути и благой конечной цели бытия: «Вне воли Божьей одно зло и томление духа; все, с волей Божьей несогласное, есть неразумное и злобное уклонение от разумного и благого пути к разумной и благой конечной цели»[87]. Таким образом, Неплюев Н.Н. вторит премудрому Соломону (Еккл.1:14,17-18;2:11,17,24-26): «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! <…> И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. <…> И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! <…> И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа! <…> Не во власти человека и то благо, чтобы есть, и пить, и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицеем Божиим. И это – суета и томление духа!».