Смекни!
smekni.com

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. (стр. 6 из 66)

Таким образом, вся жизнь Неплюева Н.Н., направлена была на то, чтобы осуществить православное христианское мировоззрение в максимальной степени.

Более того, следует сказать, что Неплюев Н.Н. считал свое христианское мировоззрение не новым открытием, а наиболее православным пониманием жизненной правды Божьей и свою программу мирного христианского прогресса – наиболее православным устроением жизни по вере, наиболее православным осуществлением правды веры в практике жизни верующих[45].

Сам же Неплюев Н.Н. прекрасно осознавал, что христианское мировоззрение – это ряд определенных умозаключений и устойчивых мнений о Боге, о Христе, мире и человеке, которые подвигают личность к соответствующей деятельности и чувствованиям.

Он понимал, что инославные – католики, протестанты также носители определенного христианского мировоззрения, так как признают историческое участие Христа в спасении человека. Христианское мировоззрение католиков, протестантов и православных различается определенными нравственными и догматическими оттенками. Некоторые оттенки явились историческим следствием борьбы святых Божьих чад за подлинность и сохранение богооткровенных истин (у православных); другие оттенки явились в результате однажды допущенного к этим богооткровенным истинам необузданного в тщеславии и жажде власти человеческого разума (у католиков); некоторые же оттенки явились плодом междоусобных разделений и реакцией на злоупотребления папской власти (у протестантов). Разномыслия и разногласия христиан формируют особенное мировоззрение католиков и протестантов, но именно правослано-христианское мировоззрение выделяется своим особым духовным богатством и цельностью, ведь оно не нарушило связь с изначальной богооткровенной истиной. С самого пришествия Христа Спасителя Церковь Православная из поколения в поколение передает и трепетно охраняет от ересей свое Священное Предание, основанное на воскресении Иисуса Сына Божьего, крови святых мучеников и истинных служителей веры и любви. Священное Предание Церкви это живой источник православного миросозерцания, которое обогащается с каждым опытом осуществления правды Божьей на земле.

Опыт Неплюева Н.Н. явился следствием его особенного христианского мировоззрения, поэтому необходимо детальное исследование основных руководящих идей Неплюева Н.Н. Соответствуют ли религиозные мысли Неплюева Н.Н. нормам православного мышления?

Выше мы уже рассматривали религиозный путь Неплюева Н.Н. к Православию, однако это не может означать, что он, всегда мыслил по-православному. Его богословие, иногда недосказанное и от того некорректное, бессистемное (он сам публично признает это)[46]. Да это и понятно, ведь Неплюеву Н.Н. в своих трудах более приходилось отвечать на возражения против его доброделания и защищать трудовое братство, что и явилось причиной резких высказываний самого Неплюева Н.Н. не только в ответе светским интеллигентам, но и православным. Зачастую сами его лекции были не столько повествовательные, сколько оправдательные: «Говорит с вами не сектант, в чем-либо отделяющий себя от Русской православной церкви, к которой принадлежит, а человек, сознательно дорожащий полным единением с церковью, возлюбивший церковь до насущной потребности действовать в ней в духе церковного самосознания и честного выполнения своих церковных обязанностей. К стыду и горю нашему, приходится сознавать, что миряне до того забыли свое ответственное положение в церкви, до того чужды церковному самосознанию и пониманию принадлежащих им прав и обязанностей, что именно проявления церковного самосознания во мне, все, что было в моих делах простою логикою веры и честным выполнением азбучных обязанностей образованного и состоятельного христианина, многие принимали за нецерковность, за дух сектантства и нежелательное новшество»[47].

Неплюев Н.Н. всю свою сознательную жизнь стремился оживить русский дух, пробудить от спячки истинную христианскую любовь в окружающих, не только назиданием слова, но и делом. Таким образом, Неплюев Н.Н. наживал себе врагов. Противников Николая Николаевича устраивало их обывательское отношение к жизни, они не желали как-либо изменять строй своего существования, который им был выгоден. В порыве возмущения Неплюев Н.Н. называл их антихристами: «Те, кто не любит и не считает за грех холод сердца своего; те, кто вполне довольны строем жизни, основанном на страхе, на корысти или на каких-либо других началах, кроме любви; те, кто недовольны антихристианским строем жизни и унывают, считая за несбыточную, сентиментальную утопию охватывающее все стороны жизни во всей их совокупности христианское братство, – все эти люди – не христиане, они не верят в Христа, не принимают Его учения – все это антихристы, за что бы сами они себя ни считали и как бы сами себя они ни называли»[48].

3.2 Религиозная философия Неплюева Н.Н.

Как было сказано вначале, православное мировоззрение – главное духовное богатство русского народа. Оно формировалось в течение жизни многих поколений и вобрало в себя родовой опыт народа, обусловленный Божественным промыслом и исторической судьбой. Задолго до появления трудов первых профессиональных философов в русском народе сложилась особая философия, содержащаяся в самом строе, складе, структуре его жизни. Многие столетия духовная мысль существовала не только в письменных источниках, но прежде всего в конкретных делах, поведении, примерах, устных поучениях. Многие русские святые, не оставившие письменных трудов, своим образом жизни и примером преподавали высшую духовную философию, воплотившуюся в отношениях с учениками и окружающими, в устных поучениях, сохраненных их последователями.

Русская мысль шла по столбовой дороге христианского духовного возвышения, диктовавшего задачи преображения человеческой души, а не планы научно-технического прогресса. Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного человека – «надстройкой» над материальным базисом.

Приоритет главных жизненных ценностей и радостей человека Древней Руси был не на экономической стороне жизни, не в стяжании материальных благ, а в духовно-нравственной сфере, воплощаясь в высокой духовной культуре того времени. Самое главное, что отличало русскую мысль от западной, – это то, что она всегда была неотъемлемой частью религиозного мировоззрения и носила идеалистический характер. Все проявления атеизма и материализма пришли в Россию с Запада и не имели корней в русской почве.

В центре русского мировоззрения – идея беззаветного служения Богу, непрерывный диалог с Ним. Коренной русский человек с открытой душой и чистым сердцем ловит каждое слово, каждую мысль, каждый знак и безмерно благодарит Создателя за Его милость.

Русский православный человек не отвергал мира, а стремился к его преображению на основе православного учения. Для него высшее благо – «восстановление райского общения с Богом, достигаемое путем богоуподобления» (Мф.5:48). И соответственно русская мысль видит высшее благо в единстве добродетели и благополучия.

Русская духовная философия была не просто философией русской церкви, а философией обыденной жизни многих русских людей, в которой Новый Завет и православный храм составляли ядро существования. Русская духовная философия являлась не умозрением, а действенной силой. Она приносила человеку духовную цельность. Православная вера считалась началом и основанием всего сущего. Жизнь согласовывалась с верой. На ней строились и личная и государственная жизнь, возникало соборное единение. На бескорыстной любви к общим духовным ценностям личность растворялась в православном народе, обществе и государстве. Отдельный человек не мыслил себя вне православного народа. Примером жизни для русских людей служили святые. Так в XIX столетии под влиянием оптинских старцев, такие интеллигентные умы, как Киреевский И.В., Хомяков А.С., Аксаков К.С., Самарин Ю.Ф. и другие, развивали русскую самобытную философию славянофилов[49].

И.В.Киреевский например формулирует основные принципы русской философии – цельность (неразрывность веры и жизни), соборность, добротолюбие, нестяжательство, осознание особой духовной миссии русского народа. По учению Киреевского, существуют 2 формы познания – отвлеченно-рациональная (характерная для западного мира) и цельная, живая, включающая в себя кроме рационального, в первую очередь, духовный, нравственный, эстетический элементы. Совокупность моментов этого «цельного знания» подчинена высшему познавательному акту – вере в Бога. Эта форма познания в чистом виде свойственна только православно-славянскому миру. Жизнь человека, народа, нескольких народов полноценна только на основании веры, которая придает человеку и обществу законченное содержание. Гибель западной цивилизации, пораженной рационализмом, а фактически отсутствием веры, неизбежна. Существование западной цивилизации опасно для мира[50].

А.С.Хомяков же, развивая русскую философию, учил, что движущей силой истории является вера – религиозное движение в глубине народного духа. Анализируя тупиковый характер общественного развития Запада, Хомяков видит его спасение в принятии духовных истин Святой Руси. Православие через Россию может привести к перестройке всей мировой культуры.

Хомяков разработал учение о соборности – особом духовном принципе, описывающем множество, собранное силой любви в свободное органическое единство. Все должно быть едино в свободном единстве живой веры, которая есть проявление Духа Божьего[51].