Смекни!
smekni.com

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. (стр. 24 из 66)

И наконец, Неплюев Н.Н. отмечает самое главное духовное богатство в жизни истинного христианина – это любовь, которая по слову апостола Петра (2 Пет.1,5-7) необходима в братолюбии. Любовь в братолюбии – это символ добровольной самоотдачи себя на дело Божье. Являющий любовь в братолюбии, добровольно становится орудием Духа Святого, и, таким образом под действием благодати Божьей становиться на путь личного и общественно-братского совершенствования: «Христианин тот, и только тот, кто показывает в братолюбии любовь, кто с каждым днем честной христианской жизни будет возрастать в любви и никогда не скажет чувству этому довольно, никогда не откажется быть орудием Духа Святого, Который, возвышая его от веры в веру, от любви в любовь, от вдохновения в вдохновение, никогда не перестанет в немощи его творить все новую и новую силу, все новые и новые чудеса любви по мере того, как вырастает дерево христианства, зреет закваска Царства Божьего и люди становятся способными воспринять то, что раньше воспринять они не могли, потому что не желали; только тот, кто и в жизни не успокоится на внешних формах братской жизни, а будет жаждать и жизнь эту беспредельно совершенствовать, помня, что на земле не может быть достигнут идеал, что, следовательно, на пути достижения его мы никогда не имеем права сказать: довольно, так как беспредельны сила и слава Божья»[222].

Таким образом, мы вновь наблюдаем в данной главе в лице Неплюева Н.Н. яркого проповедника нравственности и истинной – христианской любви, которую заповедовал всему человечеству Иисус Христос.

3.5.2 Святые

Святыми Неплюев Н.Н. называет всех истинных православных христиан, соответствующих вышеперечисленным характеристикам.

Неплюев Н.Н. отмечает, что во времена апостольские, в христианских общинах сосуществовали друг другу лжехристиане и истинные христиане – они же святые Божьи. Такую же картину Неплюев Н.Н. наблюдает во все времена существования Церкви: «Апостолы, обращаясь в посланиях к членам современных им христианских общин, называют их святыми, священством святым, родом избранным, людьми, взятыми в удел, царственным священством, народом святым.

Не все члены христианских братских общин времен апостольских были святы, но все они должны были стремиться стать таковыми; тот не христианин, кто не желает быть святым, как свят Господь Бог его; не христианин тот, кто не алчет и не жаждет святости, ему невыносимым станет братское общение с народом святым, и он непременно изменит ему, уйдет от него и тем докажет, что он не христианин, а антихрист.

Те, для кого невыносима жизнь вне христианского братства, для кого братство и братские отношения составляют насущную потребность веры живой, ума и сердца, не могут не желать того, без чего невозможно ни благодатное общение с Отцом Небесным, ни животворящее причастие Духа Святого, ни братское общение с истинными учениками Христа Спасителя, не могут не желать святости»[223].

Неплюев Н.Н. отмечает необходимость постоянных усилий личности в стремлении к святости. Усилия воспитывают христианскую волю, а через нашу волю действует Святой Дух: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф.11:12-13), и святость силою берется, и только употребляющие усилие достигают ее. Эта сила, это усилие, без которых невозможно ни восхитить Царство Небесное, ни достигнуть святости – устойчивая жажда правды Божьей и святости, без которой невозможна и устойчивая добрая воля, а без устойчивой доброй воли невозможно насилие над нами и постоянное воспитание наше к святости Духом Святым»[224].

Неплюев Н.Н. говорит, что признать святость в своей жизни необходимым условием достижения вечного богообщения и блаженного существования недостаточно для того, чтобы стать святым. Необходимо жертвовать собой, жить свято, и лишь в таких условиях динамичности возможны добрые плоды: «Достаточно понять значение святости в экономии жизни мира, как необходимое условие вечного блаженства любовного общения с Богом Святым, чтобы пожелать достигнуть святости. От сознания до любви, без которой само желание – только корыстный расчет, который не может ни на йоту подвинуть нас на узком пути к святости, бесконечно далеко. И бесы верят, а следовательно, и сознают, и трепещут, а не любят, и при вере и сознании своем остаются бесами»[225].

Неплюев Н.Н. отмечает, что необходимо полюбить Господа всем своим сердцем и всей своей жизни не жалеть для Него, лишь тогда наша добрая воля о святости станет устойчивой. Если не посвятит всего себя человек Богу, то путь его, таким образом, остается корыстным, ведь бесполезно будет ждать награду за любовь к себе, а не к любящему Небесному Отцу. Царство Святого Бога для святых и боголюбивых, а не для корыстолюбивых христиан: «Надо полюбить Бога и правду Его, чтобы добрая воля стремиться к святости стала в нас устойчива и претворялась из корыстного расчета в потребность любящего духа, и жажду любви, которая изгоняет страх, без чего мы непременно будем трепетать вместе с бесами, а не любить вместе с ангелами, и при всей нашей вере и сознании выгодности святости останемся по духу братьями дьявола, а не ангелов»[226].

Неплюев Н.Н. отмечает, что с того момента как в человеке все-таки возгорится искренняя любовь к Богу, к правде Его, вызвав в нем святой порыв, тогда только все существо человеческое добровольно откроется для действия Святого Духа, Который будет вспомоществовать и воспитывать личность на пути праведного существования. По Неплюеву время действия Святого Духа в человеке – это эпоха реального воспитания в святости. Только таким образом христианин становится причастником блаженной жизни: «Только с той минуты, когда в тайнике духа нашего возгорелся святой огонь любви к Богу и правде Его и любовь эта вызвала святой порыв, которым все духовное существо наше устремилось к Богу, жаждая приближения к Нему, открываются ржавые запоры духа нашего, Дух Святой может без насилия над нами придти и вселиться в нас, и начинается эпоха реального воспитания нашего к святости»[227].

Неплюев Н.Н. определяет святость, как некую устойчивую гармонию духа, где разум подчиняется любви и властвует над человеческими ощущениями.

Однако Николай Николаевич отмечает то, что от первого нашего порыва любви к Богу, до устойчивой гармонии духа, то есть до святости должно пройти определенное каждому время искушений: «От этого первого порыва души нашей до устойчивой гармонии духа, при которой разум непрестанно подчиняется любви, властвуя над ощущениями, христианская гармония становится природой духа нашего и вся наша земная жизнь – одним непрерывным порывом к Богу, что и есть святость, бесконечно далеко»[228].

Неплюев Н.Н. предупреждает желающих жизни праведной и святой, что период изменения человеческой грехолюбивой человеческой природы до святости, которая обнаружится устойчивой гармонией духа, будет заполнен постоянной борьбой с грехом и колебаниями сердца и ума, которым привычен еще комфорт обычаев мира, лежащего во зле. Но теперь человек вставший на путь святости признает благодетельной и полезной лишь любовь к Богу и правде Его, теперь – это единственный истинный источник человеческого блаженства и гармонии, и потому Господь не оставляет стремящихся к Нему: «На длинном и узком пути от грехолюбия к святости предстоит длинный ряд усилий, борьбы, ошибок и падений, вначале от колебаний сердца нашего, еще не отрешившегося от любви к тому, что любить нельзя без измены Богу, потом от укоренившихся привычек ума и сердца, усвоенных в то время, когда мы жили без Бога, наконец, от непомерной сложности отношений к окружающей нас осложненной грехом жизни по обычаю мира сего. На всем этом длинном пути христианин не раз подаст повод к злорадному глумлению и беспощадному осуждению людей, но в глазах Бога, видящего сокровенное ума и сердца и судящего человека не по делам его, а по намерениям сердца его, он свят и достоин любви Бога Святого, если ошибки и падения его зависели от недомыслия, а не от сознательной измены Богу и правде Его, не от двоедушия, при котором рядом с любовью к добру живет в нас и грехолюбие»[229].

Неплюев Н.Н. указывает на признак святости – это принадлежность братскому общению. Все находящиеся в братском общении, таким образом, обнаруживают для Бога и людей свое желание стать святыми. Указание на это Неплюев видит в словах апостола Петра (1Петра 2:9): «Вот почему апостол, предоставляя Богу судить о том, кто и насколько достоин этого, называет святыми всех тех, кто, живя в братском общении с народом святым, тем самым доказывал, что желает стремиться к святости»[230].

Неплюев Н.Н. выделяет три стадии развития христианина на нелегком пути становления святости. На первой стадии Неплюев именует христианина – христианином по уму, так как в начале праведного пути разум человека признает над собой главенство и значение любви.

Когда любовь в человеке начинает себя проявлять, тогда он оказывается на второй стадии развития христианина и именуется по Неплюеву – христианином по сердцу.

Когда сила воли и неутомимое желание человека осознанно направляется на осуществление правды Божьей, когда человек чувствует, что благодать Святого Духа вспомоществует ему преодолеть любые сложности и, что теперь он готов на любые жертвы ради достижения святости, тогда вступает на третью, высшую стадию и именуется христианином по жизни: «Пока человек не признает первенствующее значение любви, мирится с преобладанием ума и ощущений в жизни своей и благодушно уживаться со строем жизни, не имеющем любовь основой своей, он не имеет права называться христианином. Как только он признал главенство любви, он стал христианином по уму, как только он почувствовал в душе своей силу отвергнуться себя и не остановиться ни перед какими жертвами для торжества любви на земле, он стал честным христианином по жизни»[231].