Смекни!
smekni.com

История Украины (стр. 14 из 37)

КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО

Важными Ky.ibTypiii'iMii центрами были типографии. Особенно Ки­евская, Черниговская, Львовская. Вокруг них группировались ученые, литераторы, переводчики, граверы и художники. Только Киевская ти­пография до конца XVIII в. выпустила в свет около 100 наименований книг, среди них «Синоптис», тезисы академических диспутов, вфило^

64

\ • софию», календари. Издания украинских типографии распространялись на "Украине, в России, Белоруссии, но они не могли удовлетворить по­ требность общества. Поэтому появляется много рукописной литературы различных жанров. Популярными были летописи Самовидца, Грабянки и Величко, сборники стихов Е. Зиновьева, списки из «Записок» В. Гри- горовича-Барского.

ОТТОК УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЮ

Российские правители охотно вербовали украинских преподавателей и выпускников, предлагая им высокие церковные и государственные должности в Российской империи. В частности, Петр I предлагал рабо­ тать с ним 'Феофану Прокоповичу, С. Яворскому, Симеону Полоцкому. В период с 1700 по 1762 гг. свыше 70 украинцев и белорусов заняли выс­ шие церковные должности в империи, тогда как русские — 47. Огромный вклад в, живопись внесли украинские художники Д. Ле­ вицкий и В. Боровиковский, в скульптуру — М. Козловский и И. Мар- тос; в музыку — М. Березовский, А. Ведель, Д. Бортнянский — они положили начало украинским и российским традициям хоровой музыки. В 1760—1780 гг. сформировалась первая школа украинской архи­ тектуры, основателями которой являлись А. Квасов, Ф. Савич, М. Мощипа- нов. В 1746 г. в гетманской резиденции Глухове создана школа для пев­ цов и музыкантов, готовившая кадры для хоров и оркестров не только Украины, но и России. Среди профессоров Славяно-греко-латинской \ академии — первого высшего учебного заведения России — 1шло 95 профессоров из Киев­ ской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были могилянцами. Во второй воловине XVIII в. в состав "демократической российской интеллигенции входили выпускники Киевской академии Я. Еозельский, Л. Сичкарев, И. Полетика, С. Гамалия, В. Рубан и др. Среди них были та­ лантливые пропагандисты идей равноправия, республиканского государ­ ственного строя, популяризаторов знаний, переводчиков трудов. известных гуманистов и пр-осветителей Европы. Общими усилиями украинских и российских деятелей культуры формировалась идеология просвещения в России. /

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА: 1722 - 1795 гг.

Несомненно, самым самобытным украинским мыслителем этой эпо­хи был Григорий Сковорода. Сын бедного казака с Левобережья, он в 12 лет поступает в Киевскую академию. Владел латинским,, греческим, поль­ским, немецким и церковно-славянским языками. С 1751 по 1769 гг. Сковорода с перерывами преподает этику в Переяславской и Харьков­ском коллегиунах. Из-за враждебности церковной верхушки к его неорто-

65

доксальным взглядам и политическим методам Сковорода вынужден ос­ тавить преподавательскую деятельность и последние 20 лет вести жизнь странствующего философа. Именно в этот период он написал свои основ­ ные философские труды — «Диалог», «Нарцисс. Разговор о том; i;ak уз­ нать себя». Идеи Сковороды основаны на критике социального неравенства, Воз­ величивании трудящегося человека, отождествления бога с природой; от­ стаивая вечность материи, Сковорода создал концепцию трех миров: бег- конечного мира — макрокосмоса,- микрокосмоса, которым является чело­ век; «символичного» мира библии. Он осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, широко пропагандировал ненавистное церкви учение Коперника. Гуманистические идеалы Сковороды ярко проявились в его поэтическом творчестве. В сборниках «Сад божественных песен» и «Басни харьковские» он рассматривает важнейшие проблемы своего вре­ мени, "утверждает высокие моральные качества человека. Многие его вы­ сказывания вошли в народные песни и думы. Рассказывают, что. Сковоро­ да написал такую автоэпитафию: «Мир ловил меня, но не noibian». Многогранная творческая деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии общественно-политической мысли XVIII в.

КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ

В конце XVII—начале XVIII вв. появились рукописи, написанные выпускниками Киевской академии С.' Величко и Г; Грабянка. Это был шаг вперед в историографии — переход от летописания к собственно истори­ческой науке, от хронологического перечисления сообщений к их. осмыс­лению и прагматичному толкованию. Грабянка ставит своей задачей пока­зать, что «украинцы есть равные с другими», поддерживает претензии старшины на гениально-экономическое господство на Украине.

ЛИТЕРАТУРА .^".'^Г

В развитии украинской литературы в XVIII в. наблюдаются общий процесс освобождения от церковногсгвлияния и усиление светского на­правления. Широкой известностью пользовались «История руссов гли-Малой России» неизвестного автора, где главное внимс-ишр, было сосредо­точено на освещении событий освободительной войны 1648 — 1654 гг. Живой образной речью В. Григорович-Барский описывал в .своем «Путешествии» впечатления от посещения Венгрии п Австг.нл, Италии и

Греции, Египта и Сирии. В стихотворениях и баснях Г. Сковороды широко использовались" на­родные пословицы/и поговорки. В его творчестве часто встречались на­родные сказки, песни, притчи. Творчество Сковороды оказало заметное влияние на Ивана. Котля-ревского (1769 — 1838 гг.) — родоначальника новой украинской лиге»

66

ратуры. Его знаменитая поэма «Энеида», три части которой были напе­ чатаны в 1798 г. в Петербурге, отражала реальные картины жизни об­ щества Joro времени. Однако современниками это произведение было воспринято исклю­ чительно как бурлеск, малороссийское чудачество. Между тем автор в аллегорической форме высказывал искреннюю боль за трагедию родвой земли, надолго лишенной государственности и национальной--самобытно­ сти. Развитие культуры и ее отход от средневековых канонов, расшире­ ние идей гуманизма и просветительства способствовало формированию чувства национальной гордости п духовности, человеколюбия. Имена дея­ телей украинской науки, просвещения, искусства того времени были ши­ роко известны всей Европе. Однако с середины XVII ст. на Левобережье, а с конца XVIII — и на Правобережье, наблюдается деградация такого жанра, как полемическая литература, исчезает летописание, школьная драматургия, а церковные проповеди перестают быть литературными произведениями. Из развиваю­ щихся литературных жанров остается только поэзия.

19. УПАДОК ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

• , . -_______XIX ВЕКА

Процесс разложения феодальпо-крепостпической системы в .первой половине XIX в. принимал более интенсивные формы, чем раньше. Раз­вивающиеся производительные силы входили в конфликт с отсталыми производственными отношениями. Основное противоречие — противобор­ство двух социальных систем — отживающей крепостнической, которая базировалась на натуральном ведении хозяйства, прикреплении крестья­нина к земле и его личной зависимости от помещика и новой — капита­листической, которая вызревала под .спудом господства феодализма и базировалась на товарном производстве, использовании вольнонаемного труда п машинной техники, сосредоточении средств-производства в руках капиталистов.

КРИЗИС КРЕПОСТНИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

На Украине к середине XIX в. проживало около 13,5 млн. че.товек, в том чиглр л„3 ?[.та. частнособственнических (крепостных) кресчъян и более 5,2 млн. государственных крестьян.

В этот период в общественно-экономической жизни продолжали го­сподствовать крепостнические отношения. Помещикам принадлежало око­ло 70% всей земли и 60% вт общей численности крестьян.

67

Государственные крестьяне составляли на Левобережье — 50% на­ селения, на Правобережье — 13%, в Южной Украине -^- 37% сельско­ го населения этих районов. Основанное на феодально-крепостнической системе сельское хозяйст­ во было малопродуктивным. Господствовала в земледелии отсталая трех­ польная система севооборота, часто .с неправильной очередностью ози­ мых, яровых и пара. Рутинная техника, нехватка у крестьян тягла, сти­ хийные бедствия и другие причины обуславливали низкую урожайность. В результате основными поставщиками хлеба на рынок оставались по-' мещичьи хозяйства, которые давали до 60%, а крестьянские хозяйств.1 давали около 40% хлебных поступлений па рынок. Степень товарнза- ции была наиболее высокой в крупных помещичьих хозяйствах, а мелки»1'' крестьянские хозяйства фактически имели натуральный характер.

УСИЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН. МЕСЯЧИНА

Повышение товарности помещичьих имений достигалось путем уси­ ления феодальной эксплуатации: как путем уменьшения надельной зем­ ли, так и за счет увеличения панщины, оброка и натуральных повин­ ностей. Господствующей формой эксплуатации крепостных крестьян оста­ валась панщина. Официально она-ограничивалась тремя днями в неделю, но помещики устанавливали чакие задания, что их невозможно бы.ю сделать за 3 дня. Чтобы шире использовать даровой труд безземельных и малоземельных крестьян, помещики переводили их на месячину. По сути это была форма насильственного найма. Таких крестьян селили в бараках, заставляли выполнять беспрерывную панщину и платили им месячным пайком и одеждой. Эксплуатация крепостных сопровождалась полным социальным бес­ правием. Помещик имел право продать крестьянина, отобрать имущество, скот. Усиление эксплуатации подрывало и помещичьи, и крестьянские хозяйства, и вообще всю систему, основанную на принудительном труде.