Смекни!
smekni.com

История Украины (стр. 7 из 37)

РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ

Братства — организации православного украингкот населения, вп:!- никли после принятия Люблинской унии 1569 г. Первиначальцо, органи­ зованные православной магнатско-шляхетской оппознцпги в" главе с князем Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Ук­ раины в-составе Речи Посполитой, для чего подавали nr;iiniui корплю и .„сейму, вели культурно-просветительную работу, выступали за восстанов­ ление православной церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16—17 веков место магнатов в братствах заняли мел­ кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина, боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против засилпя польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право­ славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Ис­ пользовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко-крестьянские вы­ ступления. ' . Крупнейшие братства находились во Львове, Кигве, Лунке и др. го­ родах. Сыграли важную роль в" общественно-политической ;I;II:!UH Украи­ ны. Противостояли наступлению католичества на Украине.

8. КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУ РЫ

а) Развитие Украины в составе Речи Погиилитои инусловлпвялп развитие -украинской культуры, в условиях нациоиальнию, феодального н религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ ев, православной веры и т. п. б) Развитие экономик'!! способггшжало потребности ч 'и^лзовлшшх людях, развитию просвещения, высшего о"разпваш1л. '«'шг^ючатания и т. п. в) Гост национально-освободительного движения г" 2-й половины 16 века вызвал пробуждение национального сознания украпнскпго наро­да, его более внимательное отношение к своей культуре, ЯЗЫКУ, истории и традициям.

Э6

г) Развитие укр. культуры шло в тесной взаимосвязи в под влия­ нием культурных ценностей 3. Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­ вивающегося производства и торговли, так и для национально-освободи­ тельного движения — идеологов, способных вести борьбу против насаж­ дения униатства. Поэтому: а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, -католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла­ вяно-греко-латинских), где дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­ метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора — Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко — брата руководителя восстания Севе­ рина Наливайко, нескольких преподавателей из греческих университе­ тов и др.

б) братские школы открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­ личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­ го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитыва­ ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве архимандритом Киево-Печерской Лав­ ры Е. Плетенецким был организован кружок литераторов, членами кото­ рого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т. Земка, Л. Зизаний-Туста- новский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был подготовлен к печа­ ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот», в 1619 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц;

г) высшее образование —первой высшей школой стала Киево-Моги-лянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев­ской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась Киевским братством и основателем Лаврской школы архимандритом Пет­ром Могилой (отсюда название «могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. П. Могилой реформе просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее эффективной системе — иезуит­ских колледжах, обучение в коллегии совпадало с европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на при-

31

ГГ

надлежащем ему хуторе Непологв, а также огромйую по тем временам сумму — 80 тысяч.злотых. • . Состояла из Т^классвв: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяне-греко-латинской школы; дополни­тельно преподавадись философия, география, истерия и др. предметы. По перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад-ннсвр'1пейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения) лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.). Она явилась образцом для создания- аналогичных учепных заведе'нпи в Яссах -(1640 год) и Москве (1687 тод). Академия в течение долгого вре­мени готовила кадры общественно-культурных дсятеллй нс млько для Ук­раины и России, но и для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославян­ских регионов. Книгопечатание — было вызвано потребностью в размножении учеб­ных и других книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями книгопечатания, стали Иван Федоров и Петр Мстисла-вец. В 1564 г. они издали в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на-Украину, работая и имении маг­ната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в 1573 г. Федоров осно­вывает во Львове первую на Украике типографию я выпускает' церков­ную («Апостол», «Осгрожская Библия»), учебную («Букварь»), публи­цистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий). Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове, Лунке, Новгород-Северске и др. городах. Значение — книгопечатание способствовало развитию укр. просве­щения, культуры, национально-освободительного движения (публицисти­ческая литература); подняло международное значение Украины, т. к. из­даваемая литература была известна во многих странах 3. Европы,

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ДР.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и отражали важнейшие события в жизни украинского народа: — героико-патриотическая тематика — о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников, клеймили предателей; — о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем становится, как правило, казак-герой '(дума «Пвась Коновченко, Вдовиченко», «Дума об Алексее Поповиче» а

ДР.); 38

— общечеловеческие ценнос-ги — о любви парня и девушки, пре­дательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимо­отношений (песня-баллада «О казаке и девушке Кулине», песня «Пасту-nie, nacTvuie > » др.).

БЫТ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА .

Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с ба-.-тчями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на большей части Украины) и кар-каспо^ (между столбами вбивались колья с внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из нескольких поколений (как правило 2—3 семыг в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — ого­род. .Размеры построек зависели от достатка хозяина. Одежда — из льняного пли конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин рубахи с вышивкой (у панов — вышивка из шелка, се­ребра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — со­рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой — длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы изгдорогих ме­хов. Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш, галушки, вареникя, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др. Обычаи — народные (часто языческие) и церковные праздники —• Рождество (в ночь на него ходили колядовать), Пасха, праздник Янки Купалы (23 июня перед жатвой), праздник Покрова Богородицы (4 ок­тября,-окончание сельхозработ) и др.

ТЕАТР

— Школьный театр — при Оетрожской школе, Львовской братской школе — ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и привет­ствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиоз­ные темы. и др. . _ — Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках и др. при больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для раз­влечения зрителей.

39

ШЯГИОЗЯАЯ ЖИЗНЬ

(см. подробнее вопрос «Захват Украины иностранными державами в 14—16 веках»)

После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. В 1620 г. при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдач-ного, иерусалимский патриарх Феофан приезжает на Украину и восстанав­ливает Киевскую митрополию и всю православную иерархию па Украине (производит в сан Киевского митрополита -и 5 украинских и белорусских епископов), В результате Речь Посполитая лишь в начале 30-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстаний (С. Налисаико и дв.) и требований украинских братств —-. официально разрешает православную церковь на Украине, хотя по-прежнему нродолжает ее преследовать. В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была проведена -реформа церковного пения, которая противопоставила ка­толическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по- нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа- подобного Пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже было перенесено в Россию, заменив там монотон­ное пение. , ^