Смекни!
smekni.com

История Украины (стр. 23 из 37)

Было вызвано развитием капитализма. Научными центрами стали университеты и научные, общества Харькова, Киева, Одессы и др. го-а>одав, проводившие исследования и издававшие труды по различным -областям науки. Наиболее известными учеными были: Бекетов Н. V. — профессор Харьковского университета, создавший яри физико-математическом факультете физико-химическое отделенте и лабораторию физической химии. Один из основателей новой науки — ••физической химии. Мечников И. И. — преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал совместно с микробиологом Гамалеем первую в стране я вторую в мире бактериологическую станцию. Создатель учения об им-«уцитете. Ляпунов А. Н. — профессор Киевского университета. Работал в об­ласти механики, математического анализа, теории дифференциальных •уравнений, теории вероятности in. n. Историк йрименко А. П. — первая женщина-доктор исторических иаук, автор трудов «История украинского народа», «Очерки истории ЗТравобережноп Украины» и др.

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной- особенностью стало развитие направления критического •реализма. В произведениях Марко Вовчок («Институтка»), И. Нечуй-Ле- явицкого («Микола Джеря», «Кайдашева с!м'я», «Бурлачка»), Панаса Мирного («Xi6a ревуть воли, як ясла повнг», повесть «Гвлодна воля»), -Павла Грабовского -(поэта, автора сборников «Прол!сок», «З швнотЬ, «Кобза» и др., преисполненных пафоса борьбы за «свет правды», глубо­ кой веры в" счастливое будущее своего народа, известен также -своими ^переводами на украинский язык многих произведений мировой литера­ туры), Ивана Франко (поэтические сборники «З вершин i низин», «31в'яле листя», «Mia !змарагд» ч др.).

>'- РАЗВИТИЕ ТЕАТРА

Несмотря на преграды, создаваемые царизмом, наряду с любитсль- <:кими-драмкружкам11 и театрами в Киеве, Харькове, Полтаве, Сумах и др. городах, драматургом М. Кропивницким в 1882 г. в Елнзаветграде -был создан профессиональный театр. В первую профессиональную труп­ пу, гастролировавшую по Украине, России, Польше, Грузии и т. Д., вош­ ло около 100 актеров, наиболее известными из которых были Н. Садов-

101

ский, М. Заньковецкая, Маркова, Жаркова, С. Ф. Нанькивския, Н. Воро- ныи я др.

I? Западгой Украине первый профессиональный театр был создан во» - Львове в 18G4 г. (основатель —товарищество «Русская беседа»). Наи­ более известными драматургами, по чьим пьесам шли спектакли на Ук- &bsol; раине, были:

М. Кропивницний — автор более 40 пьес, из которых наиболее из­ вестными были «Дай серцю волю,.заведе в неволю», «Доки сонце з1й- де, роса оч! вшсть», «Дв! cbi'i» и др.

М. Старицкий — автор 25 пьес, наиболее известными являются ис­ торические драмы «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Ос— танпя тч» н др.

И. Карпенко-Карый (Тобилевич) — 20 драм и комедий, большинст­ во из которых посвящено жизни крестьянства: «Хозяин», .«Сто тысяч», «Розумнии i дурень», «Наймичка» и др.

РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ

Наиболее известными композиторами на Украине были:

I. Гулан-Артемовский — автор первой украинской .оперы «Запо­ рожец за Дунаем».

П. Сокальский — оперы «Мазепа», «Майская ночь», «Богдан- Хмельницкий» и др.

Н. Лысенко — основоположник классическойукраинской музыки. Написал музыкальную драму «Тарас Бульба», симфонические фантазив- «Казак-шумка», «Фантазия» и др. Автор теоретических трудов, заложив­ ших основы национальной музыкаль-ной фольклористики. Известный Ди­ рижер, общественный деятель, педагог.

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОJICEVCCTBA

Наиболее крупными украинскими художниками были: В жанре пейзажа — С. Васильковский, автор около 3,5 тыс. про­ изведений, сюжеты которых неразрывно связаны с жизнью и бытом Ук­ раины и ее народа («Утро», «Степь на Украине», '.'На Харьковщине»

и ДР.). В бытовом жанре — И. Е. Репин, произведения которого посвяще­ ны исторической тематике («Запорожцы пишут письмо турецкому султа­ ну»), классовым противоречиям на селе («В волостном правлении»), бы­ товым сценам («Вечорниш») и др. 103

28. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального 6 демократического движения.

ЗЕМСКО-ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ ЦАРИЗМУ

В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­ной буржуазии, недовольной своим положением и правами в политиче­ской системе общества. Центром их оппозиционной по отношению к ца­ризму деятельности стали земские учреждения — органы местного са­моуправления. Земства на Украине действовали на Левобережье и Юге Украины, с 1911 г. — созданы и на Правобережье. Социальный состав движения: либеральная буржуазия и помещики, демократическая интеллигенция земских учреждений — врачи, учите­ля, агрономы, землемеры, статистики. . Требования либералов-земцев: расширение прав земства, предостав­ление политических свобод, ликвидация крепостнических пережитков в ваконодательстве (телесные наказания), созыв общероссийского Земского собора или Учредительного собрания для выработки конституции, допу­щение украинского языка в сферу просвещения, культуры и государст­венные учреждения. Формы действия: создание либеральной прессы, созыв съездов зем­ских служащих, банкеты с принятием петиций о расширении прав. Пресса. С 1898 г. в Киеве стала выходить газета «Киевские от­клики», орган группы, прогрессивной интеллигенции. В ней участвовали общественные деятели И. Лучицкий, М. Василенко, В. Короленко, Е. Еф­ремов, С. Петлюра, В. Антонович и др. Газетч была посвящена украин­ским проблема^ и имела большой для того времени тираж — 25 тыс. акз., ее читали на заводах, в селах, в студенческой среде.

Земские съезды. В 1901 г. в Полтаве состоялся съезд - умельцев кустарного промысла Полтавской, Черниговской, Курской губерний, ко­ торые приняли резолюцию с лфебованием полного запрещения телесного накавания по всей стране. В ноябре 1904 г. головы земских управ и земские гласные собрались на съезд, который принял петицию о созда­ нии народного представительства с законодательными правами. Наибо­ лее сильное земское либеральное Движение было в Черниговском, Пол­ тавском, Харьковском земствах. В 1904 г. земцы-либералы создали не­ легальный «Союз освобождения». Банкетная кампания. В конце 1904 г. одной из форм, где прогрес­ сивная общественность выражала свои взгляды, стали банкеты в честь 40-летия судебной реформы. Они прошли во всех городах и местечках

103

Украины, на них сыдвпгались требования созвать народных представите­лей, принять конституцию, расширить права земств. Ответом были реп­рессии и увольнения среди земских работников. Однако под влиянием оппозиционных выступлении уае в течение 1900—1904 гг. правительство внесло серьезные нововведения в струк­туру и содержание ряда правовых актов. В частности, были отменены розги для бродяг, плети для ссыльных, телесные наказания в войсках и по приговорам волостных судов. Но для каторжников и ссыльнопосе­ленцев все еще оставались розги — до 100 ударов. По-прежнему в рос­сийских законах отсутствовала варварская статья об общей конфиска­ции имущества, введенная большевиками лишь после октябрьского пере­ворота 1917 года.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УКРАИНСКОМ ДВИЖЕНИИ

Революционно-демократические и либеральные деятели прогрессив­ной украинской интеллигенции организовали и провели в начале .XX в. ряд крупных мероприятий, способствующих развитию национального движения: а) праздником украинской культуры стало открытие в 1903 г. в Полтаве памятника классику украинской литературы И. П. Котляревскв-му. Денежные средства на пего собирали в городах и селах всей Украи­ны. На открытие в Полтаву съехались тысячи представителей украин­ской интеллигенции, в том числе из Галицин и Буковины. Несмотря на запрет выступать на украинском языке, писатель М. Коцюбинский про­изнес речь на родном языке; б) с таким же подъемом отмечается в 1903 г. 35-летие музыкаль­ной деятельности композитора Н. В. Лысенко, а в 1904 г. —• 35-летие . литературной деятельности писателя IT. С. Нечуй-Левицкого; в) ряд земств и городских дум принимает решение о необходимо­сти изучения в школах украинского языка;

г) большое значение для развития украинской культуры имели Ар­хеологические съезды (XI—в 1899 г. в Киеве, XII—в 1902 г. в Харь­кове, XIII—в 1905 г. в Екатеряпославе, XIV—в 1908 г. в Чернигове). На них съезжались ученые со всей Российской империи и ряда стран Западной Европы, которые много внимания уделяли проблемах украин­ской культуры. Возмущение вызвал-запрет правительства делать докла­ды на украинском языке на XII съезде.

ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРТ11П УКРАИНЫ

Революционная украинская партия (РУП) — .образована в 1900 г. в Харькове на собрании студенческих громад. Основатели партии — -Д. Антонович, М. Русов, Л. Матусевич, Д. Познанскии и др. В 1902 г. со-

104

•стояла из 6 организаций: в Киеве, - Харькове, Полтаве, Лубнах, Прн.чу-•дх и Екатерипославе — во главе с центральным комитетом. Цель партпп — борьба за национальные права и социальную рево­люцию. Отстаивали социальные интересы крестьянства, которое считали ••сновой украинской нации. Свои программные требования излагали на страницах нелегальны^ «•давии: газеты «Селянин» и журнал «Гасло».

Фракции: "

1. Большинство членов- РУПа во главе с Н. Першем, В. Винничен-•кв-и С.. Пгтлюрои считало, что эта "организация должна быть нациопаль-Meft партиен, в которую входят исключительно украинцы и которая объ­единяет национализм и марксизм. Социал-демократическая ориентация

дартии.

2. Группа П. Михневского выступала с националистических пози-.ОДЙ за «сзмост1'йну Украшу» под лозунгом «УкраТяа для. украшц!В». 3. Группа М. Меленевского считала, что РУП должна отказаться от •наэдюнальпон ориентации, стать автономной частью Российской социал-Лемократичегкой партии. В условиях надвигающейся революции раскол был неизбежен. Народная украинская партия (НУП) — в 1902 г. группа М. Мих­невского вышла из РУПа и организовала небольшую по численности НУП.