Смекни!
smekni.com

Бузулук в годы Великой Отечественной войны (стр. 10 из 13)

Но вернулся домой Алексей Семёнович только спустя год, когда полностью была расформирована дивизия. Вернувшись в родные края, вчерашний солдат стал обустраивать свою мировую жизнь. Устроился работать на элеватор командиром отряда охраны, а вскоре и женился на девушке своей довоенной юности Александре, которая с верой и надеждой ждала его всю войну. Трудно приходилось молодым: не было жилья, и жить приходилось то у родственников, то на съёмных квартирах. Мало кому жилось легко в те послевоенные годы, но поколение, пережившее войну, умело радоваться тому, что давала им жизнь, и оно стойко переносило трудности.

Алексей, так и не сумевший окончить техникум до войны, учится в вечерней школе, а затем на курсах директоров. Родились дети, следовательно, пора было заканчивать с кочевой жизнью, их глава семейства построил в Бузулуке свой дом.

Потом Алексей Семёнович работал в НГДУ «Бузулукнефть» начальником отдела снабжения, затем старшим инженером по снабжению вплоть до ухода на пенсию. Жизнь не всегда была к нему снисходительна, случалось всякое; Алексей Семёнович потерял зрение–сказались фронтовые контузии. Но, несмотря на годы и старые раны, он бережно хранит трудовые и ратные традиции Отчизны.

Родился в селе Сухоречка Бузулукского района, с малых лет приучался к крестьянскому труду. А когда в сорок первом «прокричали репродукторы беду», работал уже наравне со взрослыми.

В семнадцать мальчишеских лет, в 43–м его призвали в армию. И уже весной сорок четвертого, после краткосрочного курса молодого бойца, рядового Щекочихина отправили на фронт. В тяжелейших боях за освобождение Украины и Белоруссии получил он боевое крещение.

Война продолжилась для него и после победного мая 1945 года. В составе войск, подчиненных Министерству Государственной безопасности (МГБ), принимал участие в боевых операциях на территории Западной Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, ликвидируя бандформирования, состоящие из потерявших человечекий облик фашистских прихвостней и бандеровцев, которым терять было нечего.

Демобилизация, которой он дождался только в 1950 году, поставила Алексея Павловича перед выбором. Можно, конечно, было вернуться в родное село, но, поскольку возмужание и становление характера произошло именно в армии, то и выбрал Щекочихин снова… службу. В 1950 году поступил он в ряды Бузулукской милиции, откуда в 1977 ушел в отставку. Более четверти века служил в патрульно–постовой службе, затем во вневедомственной охране, защищая наш покой. Помимо боевых орденов и медалей, на груди Алексея Павловича можно увидеть и награды, полученные в мирное время.

Так, он первым из отдела был награжден знаком «Отличник советской милиции», за которым последовали и другие.

Свой огромный профессиональный опыт передавал Щекочихин молодым сотрудникам милиции. Он всегда пользовался авторитетом в коллективе, благодаря таким качествам, как оптимизм и доброжелательность.

Десятого апреля Алексею Павловичу исполняется 80 лет. Не только родных и близких, но и всех его друзей, сослуживцев радует, что юбиляр встречает эту значимую дату в добром здравии и с боевым духом, Так держать, дорогой Алексей Павлович!

Будников Петр Дмитриевич родился 25 мая 1916 года в Буранном районе Оренбургской области. Закончил педагогическое училище в Оренбурге, затем педагогический институт. Он стал учителем литературы и русского языка. После окончания института работал директором школы в Буранном районе. В 1939 году участвовал в финской войне, затем в Великой Отечественной, далее японская. После войны работал директором школы в селе Лабазы Бузулукского района. В 50-е годы директор школы в Семеновке, завуч сельскохозяйственного училища в поселке Волжский. В 70-е годы переехал в Бузулук, работал в школе-интернате преподавателем. Был основателем летнего загородного лагеря "Буревесник". С 1975 года работал в педагогическом училище. Умер в 1981 году.

ЗАВЕТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Письма во время войны… Как ждали этих заветных треугольников бойцы, как рады они были весточке от родных и близких! Ждали писем и в тылу, верили в победу. До сих пор во многих семьях хранятся письма военных лет. Они пожелтели от времени, выцветают чернила. С трепетом и волнением держишь эти письма в руках, видишь строки, написанные в тяжелое для страны время. Уже нет в живых многих, писавших эти письма, но бережно хранятся эти заветные листочки как семейные реликвии. Их будут показывать детям и внукам, потому что это часть великой победы великой страны.

О чем писали письма наши земляки во время Великой Отечественной войны?

Нас пригнали в село. Заперли в колхозный сарай, кругом выставили охрану. Ну, думаем, с наступлением ночи нас всех расстреляют. Но враг выбрал другой метод уничтожения нас – морить голодом и издеваться. Держат сутки, вторые, третьи – не кормят. На четвёртые подняли нас в час ночи и погнали дальше под усиленным конвоем. Гнали до самого вечера голодных, прошли около 60 километров. Те, которые от голода падали, их пристреливали на месте.

Это письмо прислал своим родителям бывший работник горкомхоза Пётр Иванович Коняев.

1)…Нас пригнали в село. Заперли в колхозный сарай, кругом выставили охрану. Ну, думаем, с наступлением ночи нас всех расстреляют. Но враг выбрал другой метод уничтожения нас – морить голодом и издеваться. Держат сутки, вторые, третьи – не кормят. На четвёртые подняли нас в час ночи и погнали дальше под усиленным конвоем. Гнали до самого вечера голодных, прошли около 60 километров. Не которые от голода падали, их пристреливали на месте …

Довели нас до большого районного села О., где в изгороди продержали ещё 5 дней. Ели мы сырую тыкву, кукурузу, сырую свёклу и картофель. Варить не разрешали. Иногда деревенские ребята – смельчаки, с риском для жизни, приносили из дома хлеб и бросали через изгородь. У нас происходила свалка: каждый старался захватить себе, так как все голодные. Пошли морозы, намокшая одежда стала замерзать.

Охраняли нас отборные солдаты Гитлера из дивизии «СС» и войск гестапо – люди, совершенно не имеющие человеческого сердца, как звери.

Из О. нас прогнали в село Ж., где поместили во дворе бывшей тракторной мастерской. Кругом кирпичные стены, посередине на вышке посадили пулемётчика и усиленную охрану с улицы. Кто пытался подойти к забору – расстреливали из пулемёта. Красноармейцы начали пухнуть от голода. Трое, переодевшись в гражданскую одежду, попытались бежать. Им удалось проскользнуть мимо часовых. Двоих из них поймали на улице и привели обратно в лагерь. Заставили выкопать у нас на глазах могилы и расстреляли.

Мирное население стало возмущаться издевательством фашистов и просить немецкое начальство, чтобы оно разрешило привозить картофель и варить его нам. Однажды привезли полвоза, набранных населением сухарей, все пленные надвинулись на эту повозку, в том числе и я, ухватил горсть сухарей. Слышу – пулемётная очередь, над головой просвистела пуля, оглянулся – сзади меня валяется мой товарищ, раненный в грудь, и ещё несколько человек, раненных кто в руки, кто в ноги. Это немцы так устанавливали очередь за сухарями.

Договорившись со своими друзьями из Куйбышева и Бугуруслана, мы решили бежать. Но на следующую ночь нас подняли в 3 часа и погнали в г. З. Гнали совершенно голодных. Здесь, в особенности красноармейцы, стали падать от бессилия, у многих открылась течь кровь из носа. Пошли в ход немецкие палки, приклады. Многих пленных добивали по дороге. Дойдя до бараков, воспользовавшись, случаем, что часовой отвлёкся наводить порядок в передних рядах, мы бросились в сторону, за нами – ещё человек пять. Охрана заметила и открыла стрельбу, пострадали задние: одного убили насмерть, двух ранили. Заметили, в одной квартире открыты сени, мы забежали в них и заперлись. Охрана не смогла нас разыскать.

Городские ребята помогли нам переодеться в гражданскую одежду, принесли хлеба, сухарей, картофеля. Переспав ночь, побрившись, мы ушли из города.

В плену я был 16 суток, которые никогда в жизни не забуду.

2)Второй год советский народ ведет справедливую освободительную войну против немецко-фашистских оккупантов. Доблестная Красная Армия с каждым днем все больше, и больше уничтожает живую силу и технику врага. Враг беснуется и бросает в бой последние свои резервы.

3)Дорогие друзья! Я счастлив, что защищаю нашу любимую Родину от кровавого фашизма. Товарищи, если бы вы знали с каким упорством и мужеством наша Красная Армия, выпестованная партией Ленина — Сталина, бьет и уничтожает врага, вы бы еще упорнее и самоотверженнее работали у станка. Каждый из воинов Красной Армии знает, за что он борется и что защищает. Он защищает свою семью, дом, Родину. Это и вдохновляет его на смертный бой с врагом.

4)Привет вам, дорогие товарищи! 5 декабря наша часть вступила в решительный бой с заклятым врагом — германской фашистской армией. Перешли в наступление и успешно продвигаемся вперед. Заняли много населенных пунктов. Ведем бой на подступах к городу Клин. Он нами окружен со всех сторон, группировке германских войск на Клинском направлении грозит полное уничтожение, безусловно, живого врага мы из окружений не выпустим, будьте уверены. Перед вступлением в бой мы, бойцы, командиры и политработники, все, как один, поклялись нанести сокрушительный удар врагу, не жалея своих сил, презирая смерть, защитить нашу Родину и уничтожить всех до единого немцев, пробравшихся на нашу территорию в качестве ее оккупантов.

5)Народный Комиссариат связи Союза ССР установил порядок приема почтовых отправлений, адресованных бойцам и командирам действующей армии. На фронт разрешается отправлять простые и заказные почтовые карточки, письма, бандероли, денежные почтовые переводы, письма с объявленной ценностью до 100 рублей.

6)Наша красноармейская часть получила подарки и письма от трудящихся Бузулукского района: от комсомольской организации колхоза «Искра», от жен начсостава РККА,