Смекни!
smekni.com

Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в. (стр. 15 из 18)

16—18 декабря 1820 г. произошло стихийное выступление лейб-гвардии Семеновского полка против своего командира — полковника Шварца, назначенного на эту должность по реко­мендации А.А. Аракчеева. Шефом этого полка был сам Импера­тор, обвинивший в произошедшем радикально настроенных офицеров-семеновцев. По его указанию полк был расформиро­ван, а офицеры переведены на службу в провинциальные ар­мейские части.

В сознании Александра I эти события выстраиваются в логическую цепочку,, последним звеном которой стало доне­сение А.Х. Бенкендорфа о деятельности в армии тайных поли­тических организаций. Но Царь не решается арестовать их участников, а издает указ о запрещении деятельности в импе­рии масонских лож и тайных обществ. В армии создается тай­ная полиция.

В этих условиях в 1821 г. Союз благоденствия распускается, а на его основе возникает Южное общество на Украине во главе с П.И. Пестелем и Северное — в Петербурге, руководителем ко­торого стал Н.М. Муравьев. Северное общество организационно оформилось в 1822 г. Им управляла Дума из трех человек (Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский). Южное общество возглавлялось Директорией. Оба общества были взаимосвязаны и рассматривались как единая организация.

Каждое общество имело свой программный документ: Се­верное — Конституцию, написанную Н.М. Муравьевым. Южное — «Русскую правду», автором которой был П.И. Пестель. Оба программных документа выражали общую цель — уничто­жение крепостного права и ликвидацию самодержавия, но спо­собы достижения этой цели были различными. По Конституции Н.М. Муравьева Россия провозглашалась федеративной консти­туционной монархией, высшая законодательная власть принад­лежала двухпалатному парламенту - Народному Вече, а испол­нительная — монарху. Высшим судебным органом являлось Верховное судилище, суд становился гласным. Отменялись при­вилегированные сословия, упразднялись военные поселения, система рекрутских наборов заменялась всеобщей воинской по­винностью. Вводились гражданские свободы.

«Русская правда» П.И. Пестеля провозглашала унитарную парламентскую республику с президентской формой правления, где законодательные функции были у парламента — Народного Вече, а исполнительная — у Державной-Думы, состоявшей из 5 человек. Высшую контрольную (блюстительную) функцию предназначалось осуществлять Верховному собору из 120 по­жизненно избираемых наиболее авторитетных граждан страны. Сословия упразднялись, а все россияне объявлялись благород­ными гражданами.

Более радикально разрешала «Русская правда» и вопрос о наделении крестьян землей, и об избирательном праве. Если Конституция ограничивала права граждан 500-рублевым имуще­ственным цензом, то по «Русской правде» предусматривалось, участие в выборах всего мужского населения, достигшего 20-летнего возраста. Но по «Русской правде» Пестеля предполага­лось сначала установить кровавую диктатуру на 10—15 лет, а лишь потом перейти к парламентскому правлению. Эти поло­жения «Русской правды» ставили под сомнение реальность ее реализации и вызывали резкую критику Н. Муравьева и других либерально настроенных декабристов.

Конституция провозглашала право частной собственности на землю священным, что фактически вело к сохранению по­мещичьего землевладения, а крестьяне получали только по две десятины пахотной земли на двор (как по проекту Аракчеева). По «Русской правде» часть помещичьих землевладений конфи­сковывалась, крестьяне наделялись землей безвозмездно, вся земля в государстве разделялась на общественную (без права покупки и залога) и частную.

Обе программы предусматривали перенос Столицы из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород (родину второго ополчения 1612 г.), который предполагалось переименовать в Славянск.

Государственный переворот в стране заговорщики планиро­вали провести в ходе совместного выступления летом 1826 г. во время царского смотра войск. В августе - сентябре 1825 г. в Южное общество влилось созданное братьями А. и П. Борисо­выми «Общество соединенных славян», выступавшее за созда­ние республиканской демократической федерации славянских народов.

Неожиданная смерть Александра I 19 ноября 1825 г. и возникшая в связи с ней ситуация междуцарствия в стране (Великий князь Константин отказался от престола в пользу следующего по старшинству брата — Николая) подтолкнули заговорщиков к активным действиям раньше планируемого срока.

Выступление было намечено на 14 декабря 1825 г. — день переприсяги Сената и гвардии Николаю I. По плану восстания войска заговорщиков должны были блокировать здание Сената, не допустив сенаторов к присяге новому Императору, заставить их объявить правительство низложенным и издать революцион­ный «Манифест к русскому народу».

Манифест провозглашал уничтожение самодержавия, кре­постного права, введение гражданских свобод. Вся полнота вла­сти отдавалась Временному правительству, которое должно бы­ло определить будущий государственный строй России. Дикта­тором восстания был назначен полковник Генерального штаба СП. Трубецкой.

Утром 14 декабря на Сенатскую площадь первым пришел лейб-гвардии Московский полк под командованием штабс-капитана А. Бестужева. Подъехавший к восставшим петербург­ский генерал-губернатор МА. Милорадович попытался угово­рить их разойтись. Опасаясь, что слова популярного в армии генерала могут повлиять на солдат, начальник штаба восстав­ших Е.П. Оболенский штыком повернул его лошадь, ранив Ми-лорадовича в бедро, а пуля, пущенная П.Г. Каховским, смер­тельно ранила генерал-губернатора.

Однако вскоре выяснилось, что сенаторы уже присягнули Николаю I и разъехались по домам. Усомнившись в успехе вос­стания, на Сенатскую площадь не явился и СП. Трубецкой. Та­ким образом, восставшие лишились военного руководства. Не были захвачены ни Зимний дворец, где должны были быть аре­стованы Император и его семья, ни Петропавловская крепость.

К часу дня к восставшим присоединились матросы гвардей­ского экипажа под командованием Н. Бестужева и лейб-гвардии гренадерский полк.

Стянутые к Сенатской площади правительственные войска трижды безуспешно пытались атаковать каре повстанцев. Опа­саясь, что с наступлением темноты «бунт может сообщиться черни», Николай I отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. Восстание было подавленно, начались аресты. Узнав о поражении «северян», члены Южного общества СИ. Муравьев-Апостол и М.И. Бестужев-Рюмин 29 декабря подняли на восстание Черниговский пехотный полк, к которо­му, по их замыслу, должны были присоединиться другие вой-сковые части и, объединив усилия, двинуться на столицу. Но уже 3 января 1826 г. мятежный полк был окружен правительст­венными войсками и расстрелян картечью.

По указанию Николая I было создана Следственная комис­сия по делу декабристов, которую возглавил военный министр А.И. Татищев (1762-1833). К следствию было привлечено 579 человек (456 военных, 72 гражданских служащих и 51 поме­щик). Виновными в причастности к тайным революционным обществам были признаны 289 человек, из которых 121 передан Верховному уголовному суду. В разряд высшего обвинения бы­ли отнесены П.А. Пестель, К.Ф. Рылеев, СИ. Муравьев-Апостол, М.И. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский. Император отказал им в помиловании, заменив лишь казнь четвертованием на повешение. 88 человек были сосланы на каторгу, 19 отправ­лены на поселение в Сибирь, 9 разжалованы в солдаты. Жесто­ко расправилось правительство и с солдатами, участвовавшими в восстании, — многие были наказаны шпицрутенами, боль­шинство гвардейцев отправлены на Кавказ. Дело о восстании Черниговского полка было выделено в отдельное производство. Наказания там были еще более суровыми.

В день своего коронования 26 августа 1856 г. Александр II помиловал декабристов и разрешил им вернуться из Сибири. До этого дня дожили лишь 40 человек.

4. Внутренняя политика Николая I (1825 -1855)

Правление третьего сына Павла I Николая I (1796—1855), начавшееся в столь драматичных условиях, традиционно оцени­валось историками как апогей самодержавия.

22 августа 1826 г. состоялась его коронация в Москве, а в 1829 г. Николай I возложил на себя и польскую корону.

Решение Александра I о замене престолонаследника яви­лось полной неожиданностью для Николая Павловича, который готовил себя к военной карьере и с 1817 г. исполнял обязанно­сти генерал-инспектора инженерной части войск, все силы по­свящая улучшению саперного дела в русской армии. С вопро­сами внутренней и внешней политики он столкнулся, уже став Императором, решая их сообразно собственному пониманию самодержавной власти как высшей обязанности.

Огромное влияние на всю правительственную деятель­ность Николая I оказало дело декабристов. Из своего озна­комления с ним молодой Император вынес заключение о не­благонадежности дворянства как главной социальной опоры самодержавия. Подозревая дворян в стремлении к политиче­скому господству в государстве, Николай предполагал править страной путем усиления бюрократии, без помощи дворянских учреждений и деятелей.

Анализ критических суждений и замечаний декабристов, выявленных в ходе их допросов Следственной комиссией, убе­дил Императора в необходимости реформирования всех сторон государственного управления. С этой целью 6 декабря 1826 г. создается первый секретный Комитет, который возглавил пред­седатель Государственного Совета В.П. Кочубей. Этим комите­том были подготовлены предложения о реформе центральных органов власти путем белее четкого размежевания функций ме­жду ведомствами. Кроме того, разрабатывались проекты рефор­мы местной администрации и закона о «состоянии». Революци­онные потрясения 1830—1831 гг. побудили правительство отка­заться даже от этих умеренных реформ, и в 1832 г. комитет пре­кратил свою деятельность. Для обеспечения личного руково­дства Царь преобразовывает собственную Его Императорского Величества канцелярию в важнейший орган государственной власти. Она состояла из 6 отделений: