Смекни!
smekni.com

Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в. (стр. 18 из 18)

При всем различии в подходах к историческому пути разви­тия России славянофилы и западники были едины в защите прав и свобод личности. Общим для западников и славянофи­лов было их неприятие революционного метода разрешения со­циальных противоречий.

Революционно-социалистические течения. 30—40-е годы XIX в., столь богатые на социальные потрясения, стали пе­риодом широкого распространения социалистических идей в Европе. Разработанные французскими мыслителями А. Сен-Симоном и Ш. Фурье, эти идеи нашли благодатную почву и в России.

В 1844 г. в Петербурге возник кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, где активно обсуждали социальные вопросы российской действительности в духе социалистического учения Шарля Фурье. Большинство петрашевцев, в отличие от либера­лов, выступали за установление республиканской формы прав­ления и полное освобождение крестьян без выкупа.

В 1849 г. все петрашевцы (в том числе Ф.М. Достоевский) были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помило­ваны и сосланы на каторгу в Сибирь.

Революционные и социалистические настроения были сильны в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем в 1845—1848 гг. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и Т. Г. Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. Его постигла участь петрашевцев, и в 1848 г. оно было разгромлено властями.

1848 г. стал переломным и для лидера радикального крыла западников А.И. Герцена. Эмигрировав в 1847 г. вместе с Н.П. Огаревым из России, он стал свидетелем событий фран­цузской революции 1848 г. Ее итоги, связанные с подменой со­циалистических идей интересами революционной бюрократии, привели Герцена к убеждению в неготовности Западной Евро­пы, погрязшей в буржуазной стихии, к серьезным социальным изменениям. В начале 1850-х годов он выдвигает теорию об­щинного социализма. Не зная Россию, он считал, что крестьян­ская община, где присутствуют права каждого на землю, об­щинное владение ею и мирское управление, является зароды­шем социалистической формы собственности, развитие которой может дать возможность России прийти к социализму, минуя капитализм. Теория общинного (русского) социализма стала ло­зунгом целого революционного направления, собрав под свои знамена российское народничество — фантазеров, очень далеких от народной жизни и не представлявших степени расслоения крестьянства. Большую роль в этом сыграли основанные Герце-ным и Огаревым в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газе­та «Колокол».

7. Культура России в первой половине XIX в.

Отечественная культура в XIX в. переживала подъем, кото­рый был обусловлен рядом причин. Он был связан в первую очередь с процессом формирования русской нации, ростом на­ционального самосознания. Подъему во многом способствовало расширение взаимодействия с культурами других стран, творче­ское восприятие лучших достижений других народов. Кроме того, мощный толчок культурному развитию дала Отечествен­ная война 1812 г., вызвавшая волну патриотизма в самых широ­ких слоях российского общества.

В этот период ведущую роль в культурном процессе стала играть отечественная литература. В начале столетия продолжал свое творчество известный писатель-сентименталист Н.М. Ка­рамзин, в произведениях которого идеализировалась сельская жизнь, быт и нравы народа. В это же время значительное рас­пространение в литературе получает романтическое направле­ние. Наиболее ярко оно было представлено в творчестве В.А. Жуковского. Написанные им баллады отличались поэтич­ностью и образностью. Популярной была легкая и изящная по­эзия К.Н. Батюшкова. Среди поэтов этого направления были декабристы К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.А. Кюхельбекер и другие.

В 30—40-е годы прочные позиции в русской литературе за­нимает реализм. С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя связано начало золотого века русской литературы. Общепризнанным основателем реализма в России считается Пушкин. Гоголь внес в реализм ярко выраженную критическую направленность, что хорошо видно в его. произведении «Мерт­вые души». В конце 40-50-х годов начинается творчество таких писателей-реалистов, как Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Все чаще главными героями становятся представители народа.

В первой половине XIX столетия складывается современ­ный русский литературный язык. Окончательное утверждение русского языка в его современном виде связано с творчеством Пушкина.

Далеко вперед шагнуло театральное искусство России. Его развитие неразрывно связано с литературой. Сентиментализм в начале века был представлен работами драматургов Н.И. Ильи­на, Ф.Ф. Иванова, В.М. Федорова. Драматические произведения Грибоедова, Пушкина, Гоголя утвердили реализм на русской сцене.

В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, сыгравший значительную роль в русской культуре. Сорок лет на подмост­ках этого театра выступал величайший актер М.С. Щепкин — основоположник реалистического актерского искусства. Ма­лый театр прославили С.Ф. Мочалов, И.В. Самарин, П.М. Са­довский.

В 1832 г. был открыт Александрийский театр в Петербурге. Развитие Драматического искусства в северной столице связано в первую очередь с актерским мастерством В.А. Каратыгина. Его творчество развивалось от классицизма к романтизму, а по­следний период отмечен влиянием реализма.

На протяжении первой половины XIX столетия все большее распространение получает театр в провинции — Харькове, Кие­ве, Одессе, Курске, Воронеже, Екатеринбурге.

Начало века ознаменовалось оживлением и музыкальной жизни, развитием оперного, балетного искусства, инструмента­лизма и русского романса. В это время национальная тематика и народные мелодии интенсивно внедряются в отечественное музыкальное искусство. Это явственно звучало в романсах А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, в операх «Жизнь за Царя» (со­ветское название — «Иван Сусанин») М.И. Глинки и «Русалка» А.С. Даргомыжского.

Императорская Академия художеств строго придерживалась классического направления. Видными представителями акаде­мической школы были Ф.А. Бруни («Медный змий») и К.П. Брюлов («Последний день Помпеи»).

Новые тенденции в русской живописи связаны со станов­лением реализма. Это направление представлено произведения­ми П.А. Федотова («Сватовство майора»), П.Г. Венецианова («На пашне»). Хорошо известны портретные работы В.А. Тро-пинина (портрет А.С. Пушкина). Значительный вклад в отече­ственную живопись внес А.А. Иванов. Монументальную карти­ну «Явление Христа народу» художник писал более 20 лет.

В историю русского искусства первой половины XIX в. во­шли имена И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина, С.С. Пименова, работавших в жанре монументальной скульптуры. Выдающимися мастерами скульптуры были Б.И. Орловский и И.П. Витали. Самые лучшие элементы в развитии русского ваяния воплотила скульптурная группа на Аничковом мосту в Петербурге, создан­ная П.К. Клодтом.

В архитектуре в этот период прочные позиции занимал классицизм. Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петер­бурге), А.Д. Захаров (Адмиралтейство), К.И. Росси (ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец — ныне здание Рус­ского музея), О.И. Бове (ансамбль Театральной площади и Ма­неж в Москве).

Расширение государственного аппарата и потребности эко­номики выдвигали задачи совершенствования просвещения. Наметилось оформление единой системы образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, основаны новые университеты — Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Киевский. Системным стало обучение в средних учебных заведениях — гимназиях.

Число учащихся средних и начальных учебных заведений возрастает со 120 тыс. до 450 тыс. человек. Появились сельские школы для крестьян, но процент грамотности на селе оставался очень низким: до 7 процентов среди государственных и 1 про­цент среди помещичьих крестьян.

Для подготовки государственных чиновников открывались лицеи, техническое образование давали Институт инженеров путей сообщения, Техническое училище, Училище гражданских инженеров.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла наука и техника. Главную роль в научно-техническом прогрессе стали играть университеты.

Ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал новую неэвклидову геометрию. В этом же университете работа­ли Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров, внесшие значительный вклад в становление органической химии.

В Дерптском университете трудился знаменитый хирург Н.И. Пирогов — основоположник анатомо-экспериментального направления в отечественной хирургии, создатель всемирно из­вестного атласа «Топографическая анатомия».

Для развития исторической науки в первой половине XIX в. много сделал Н.М. Карамзин, чья идеологизированная «История Государства Российского» пробудила активный интерес к прошлому Отечества.

Петербургские академики В.В. Петров и Б.С. Якоби значи­тельно продвинули вперед электротехнику. В 1802 г. Петров от­крыл электрическую дугу, в 1834 г. Якоби изобрел электродви­гатель и несколько типов телеграфных аппаратов.

Следует отметить, что в целом для русской культуры первой половины XIX в. характерно, помимо заметного ускорения тем­пов ее развития, начало процесса демократизации. Сильнее зву­чала народная тема, выросло число деятелей культуры, вышед­ших из разночинской и крестьянской среды. Однако демократи­зация культуры более полно проявится после Великих реформ -во второй половине XIX столетия.