Смекни!
smekni.com

Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в. (стр. 6 из 18)

Формирование абсолютизма проявилось, в частности, в па­дении роли Земских соборов. Если в конце XVI — начале ХУ11 в. пошатнувшаяся власть пыталась опереться на их автори­тет, то с 20-х годов они собираются все реже, от случая к слу­чаю, а Земский собор 1653 г., принявший решение о войне с Польшей за Украину, стал последним Собором полного состава. В 80-е годы XVII в. подобия Земских соборов (в виде разного рода совещаний) окончательно исчезли.

Неуклонно падало значение Боярской Думы. Из-за резкого (до 94 человек) роста ее численности из нее начинают выде­ляться более узкие и работоспособные органы, куда входили до­веренные лица Царей. В самой Боярской Думе все большую си­лу набирали неродовитые думные дворяне и думные дьяки, хотя численно бояре по-прежнему доминировали.

В то же время еще больше усилилось значение приказной системы, составлявшей стержень госаппарата. Система эта складывалась стихийно, приспосабливаясь к новым задачам, и поэтому в XVII столетии действовало около 80 приказов, функции которых часто пересекались. Упорядочить громозд­кую приказную систему было довольно сложно. Этому меша­ли постоянный дефицит финансирования (приказы получали средства из разных источников — налоги с территорий, раз­личных слоев населения и видов деятельности), различие прав, обязанностей и подсудности сословий (что во многом определяло функции приказов), а также быстрый рост терри­тории государства (требовавший создания новых «территори­альных» приказов). Для контроля над приказами при Алексее Михайловиче был создан Приказ Тайных дел, ведавший поли­тическим сыском.

На местах вместо выборных земских органов власть оконча­тельно перешла в руки воевод, назначавшихся из Москвы.

Рост централизации и усложнение функций управления способствовали формированию нового для России сословия — бюрократии. Она быстро росла. За 50 лет — с 1640 по 1690 гг. число приказных людей увеличилось в 3,3 раза (с 837 до 2739 человек). Вместе с провинциальными чиновниками числен­ность администрации составила 4650 человек. Отсутствие пра­вовых традиций, неопределенность и незащищенность личных прав населения, свертывание органов сословного представи­тельства, каковыми были Земские Соборы и местные учреж­дения, наконец, неупорядоченность госаппарата — все это порождало бюрократизм, взяточничество и неэффективность ра­боты администрации. Тем не менее эта традиционалистская система управления справлялась в основном с поставленными задачами.

Усиление централизации, крепостничества, налогового бре­мени, рост различных злоупотреблений властей не могли не вы­зывать недовольство населения. Российский XVII в. был назван современниками бунтарским.

После Смуты новый всплеск выступлений городских и кре­стьянских низов последовал в середине столетия. Уже восстание москвичей 1648 г. оказалось столь серьезным (город на некото­рое время оказался в руках восставших), что заставило Алексея Михайловича удовлетворить их требования, выдать некоторых ненавистных бояр на растерзание народу. Летом и осенью 1648 г. восстания и волнения охватили 10 городов (Козлов, Сольвычегодск, Курск и др.). В 1650 г. вспыхнули восстания в Новгороде и Пскове.

В 1662 г. в Москве разразился Медный бунт, вызванный взысканием правительственных недоимок за прошедшие годы и выпуском (для покрытия военных расходов) медных денег, ко­торыми заменяли серебряные, в результате чего цены выросли во много раз. Бунт в Москве удалось подавить. Но от дальней­шего выпуска медных денег пришлось отказаться.

Городские восстания середины века оказались прелюдией крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством Сте­пана Разина. Зачинателем ее стало донское казачество, а сам Разин поднимал народ против «изменников бояр», выступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому вре­мени уже умершего. Крестьянская война охватила обширные районы Дона, Поволжья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и другие города. Однако под Симбирском С. Разин был разбит царскими войсками, а затем выдан зажиточными каза­ками и казнен.

6. Церковный раскол

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако все это было невозможно без предварительных изменений в духов­ной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность была свободна от регламентирую­щего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом: влияние религии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах.

Религиозная регламентация сдерживала процесс измене­ний в обществе. Реформы в духовной сфере представляли большую сложность. Восточное христианство — православие — консервативно, оно почти не поддается изменениям. Более того, оно отрицает саму возможность изменений. Свое веро­учение православные считают от Бога данным и истинным. В буквальном смысле слово православие означает «истинная вера». А разве можно что-то менять в истине? Если в истине что-то изменить, то она станет ложью. Так утверждали при­верженцы этой религии. Поэтому православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских Вселен­ских соборов, принятые в IV—VIII вв. Пение аллилуйи (тор­жественной песни) было введено еще при апостолах в I веке и сохраняется до сих пор.

Причем русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Фло­рентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. А русская цер­ковь продолжала ориентироваться на символ веры, сформиро­ванный еще в IV—V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского право­славия. Более того, всех православных, которые не принадлежа­ли к русской церкви, считали вероотступниками и еретиками. Православных греков ругали за латинство. Не лучше было дело и в отношении православия в западнорусских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где была резиденция митрополита визан­тийского патриархата. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматривались как уклон к латинству (основание Киево-Могилянской коллегии по образцу иезуитских коллегиу­мов на Западе).

Надо было делать выбор. Возникла необходимость в рефор­ме церкви. В ней было заинтересовано и государство. Претен­зии на главенство церковной организации над государственной, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в., составляли определенную угрозу царской власти, ее неограниченности.

Внешне эта реформа началась в связи с 'попыткой восста­новить единство церковных книг и обрядов. Речь шла по сути о. необходимости упорядочения и централизации церковной (а шире — и всей духовной) жизни вслед за аналогичными про­цессами в социально-экономической и политической сферах.

Спор развернулся по поводу образцов, по которым надле­жало производить изменения. Для одних церковников это были древнерусские книги, для других - их греческие оригиналы. И те и другие оказались небезгрешны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов, так как переписчики ошибались или вписывали «отсебятину», некоторые греческие книги подверг­лись подозрительным изменениям после падения Византии. Патриарх Никон (1652-1658) энергично принялся за церковную реформу, опираясь на греческие книги. Ему противостояла группировка, настаивавшая на чистоте только русских текстов. Ее возглавлял протопоп Аввакум.

Активное участие в реформе приняла и светская власть, че­му были свои причины. Никон — человек умный, властный и честолюбивый — претендовал на ту же роль, которую присвоил себе патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил сыном и страной). Новый патриарх под­черкивал первичность духовной власти по отношению к свет­ской. Став фактически соправителем Царя, он оттеснял на зад­ний план Боярскую думу, а порой и Алексея Михайловича. От­ношения между ним и Царем настолько обострились, что когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патри­аршества, Царь поспешно принял его отставку. Никон, думав­ший лишь «попутать верхи», попытался вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низло­жение властолюбивого патриарха, а тем самым и главенство светской власти над духовной. После этого главным защитни­ком церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Тот же церковный собор 1666—1667 гг. проклял всех про­тивников реформы и предал их суду светских властей. Многие лидеры раскола погибли на костре. «Обмирщение» спора пере­несло борьбу сторонников и противников церковной реформы в массы, тем самым вызвав к жизни феномен старообрядчества — сложного, противоречивого явления, отразившего различные идейные воззрения и социальные интересы.

Церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и касались лишь ее обрядовой стороны. Казалось, речь шла о таких «несерьезных» вещах, как двоеперстное или трое­перстное крещение, написание имени Христа через одно или два «и» и т. п. Однако для любой, тем более православной, церкви обрядовая сторона чрезвычайно важна. К тому же недо­вольство людей вызвал и сам факт вмешательства светской вла­сти в духовные дела, в традиционную культуру. В результате массы старообрядцев расценили церковную реформу как поку­шение на саму веру, веру их отцов и предков. Они сочли, что государственной властью и церковным руководством овладел антихрист, истинное православное царство — Третий Рим - по­вредилось. Массы старообрядцев уходили в глухие леса, за гра­ницу, а при приближении солдат нередко прибегали к коллек­тивному самосожжению. Вместе с тем широту этому движению придавал и социальный мотив, лежавший в его основе, — воз­вращение к старине, протест против существовавших поряд­ков — крепостничества, централизации, правительства, подчи­нения государству духовного мира человека, воплотившегося для людей в истинной вере. Все это обусловило очень пестрый состав старообрядцев, куда входили и низы, и боярские верхи, и священники, т. е. представители практически всех Слоев на­селения.