Смекни!
smekni.com

Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в. (стр. 3 из 18)

Очень скоро расправившись со своими соперниками,: Бо­рис Годунов превращается в фактического правителя государ­ства. Для укрепления своего положения он окружает себя преданными и верными людьми. К концу царствования Федо­ра в ключевых государственных органах главенствовали те, кто был обязан своим выдвижением Годунову. Это обстоя­тельство, а также загадочная смерть в 1591 г. в Угличе брата Царя царевича Дмитрия предопределили избрание в 1598 г., после смерти бездетного Федора Земским собором Бориса Го­дунова Царем, так что со смертью Федора Ивановича пресек­лась династия Рюриковичей.

После смерти Ивана Грозного перед русским правительст­вом стоял ряд внутриполитических и внешнеполитических за­дач. Среди них первое место занимали проблемы стабилиза­ции экономической жизни и упорядочения социальных отно­шений. От их решения зависела военная мощь и финансовое благополучие государства. Подорванное войной, непомерны­ми налогами и опричниной крестьянское хозяйство бедство­вало, крестьяне искали лучшей доли на окраинах государства. Запустение земель пагубно сказывалось на поместном хозяй­стве и связанной с этим исправностью службы служилого со­словия. Сужалась налоговая база государства, основой кото­рой являлось все то же крестьянское хозяйство. Зрело соци­альное недовольство, охватившее широкие слои российского общества. Такое положение не могло не вызывать опасений у правительства. Выход из этой ситуации был найден в прикре­плении крестьян к земле. О запрещении крестьянских перехо­дов нет достоверных сведений, но изданный в 1597 г. указ об урочных летах, закрепивший пятилетний срок исковой давно­сти по тяжбам о возвращении беглых крестьян, исходит уже из прикрепления крестьян к земле. В это же время усиливает­ся зависимость холопов. Данные мероприятия были призваны поддержать служилое поместное землевладение, тем самым укрепить социальную опору власти. В этот период активно развиваются города, улучшается по-ложение посадского населения. Правительство, заинтересован-ное в городах как крупнейших налогоплательщиках, оказывает им всяческое покровительство.

Одним из важнейших результатов деятельности Бориса Го-

дунова стало учреждение в 1598 г. патриаршества. Русская пра-вославная церковь обрела юридическую независимость от кон­стантинопольского патриарха, повышался ее статус, укреплялся авторитет.

Во внешнеполитической деятельности правительство Году­нова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседя­ми. Продлевается перемирие с Польшей, развиваются отноше­ния с Кавказом и Средней Азией. Умело организуется оборона южных рубежей. Успехом завершается война со Швецией (1590-1593), в результате которой Россия вернула себе Иванго-род, Ям и другие города.

Итогом деятельности русского правительства стал начав­шийся в 90-х годах экономический подъем. Однако благополу­чие длилось недолго. В XVII в. Россия вступила с несколькими неурожайными годами. Государство было охвачено социально-экономическим и политическим кризисом. Надвигалась Смута.

3. Русская культура в XIV—XVI вв.

Татарское завоевание сопровождалось уничтожением ма­териальных и культурных ценностей. Установившаяся зависи­мость пагубно сказалась на искусстве и ремеслах. Прекрати­лось каменное строительство, приостановилось развитие горо­дов. Исчезло искусство перегородчатой эмали, перестали вы-делываться украшения с чернью И зернью, прекратилась резь­ба по камню.

События монголо-татарского нашествия были запечатлены в произведениях этого периода. Особенно известны среди них «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Ките­же», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Борьба русского народа с немецкими рыцарями отразилась в «Житие Алексан­дра Невского».

В XIV в. происходит общий подъем русской культуры. Он был обусловлен началом объединения земель вокруг Москвы. Начинается освобождение от ордынской зависимости и форми­рование великорусской народности. В XIV—XVI вв. у населения различных областей Руси становились менее заметными местные особенности в языке, быте, нравах. К XVI в. в рамках цен­трализованного государства сложились основы русской нацио­нальной общности.

На рубеже XIV—XV вв. наблюдается подъем русской литера­туры. Подвиг русских воинов в Куликовской битве стал им­пульсом для создания литературных шедевров. Наиболее совер­шенное из них «Задонщина» — поэтическое прославление побе­ды «за Доном». Этим же событиям посвящено «Сказание о Ма­маевом побоище».

Во второй половине XV в. новое рождение переживает древний литературный жанр «хождения» — описание путеше­ствий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси к другим странам. Хорошо известно «Хождение за три моря» — записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина.

К XIV—XV вв. относится расцвет русской религиозной живописи. Среди художников этого времени особое место за­нимает Феофан Грек. Он был выходцем из Византии. Живо­пись Феофана восприняла многое из русского искусства и в свою очередь оказала сильное влияние на отечественных ху­дожников. Ему принадлежит роспись церкви Спаса в Новго­роде, в Москве — церкви Рождества Богородицы и Архангель­ского собора Кремля, В 1405 г. Феофан Грек расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с выдающимся рус­ским живописцем Андреем Рублевым. Самое совершенное из известных произведений Рублева — «Троица», в которой во­площен идеал умиротворенности, нравственного совершенства и чистоты. Рублеву принадлежит также роспись Успенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В его творчестве с особенной силой сказались нацио­нальные черты.

В развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. В 1366 г. здесь нача­ли строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возво­дится самый большой в то время на Руси собор Успения. Это был своеобразный символ мощи Русского государства.

Объединение страны разрушило рамки местных архитектур­ных школ. В Москву приглашают итальянских мастеров Ари­стотеля Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари, познако­мивших русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения. Началась перестройка Кремля. В 1485—1495 гг. возводятся стены из красного кирпича, в 1479 г.завершается строительство Успенского собора, а в 1489 г. — Благовещенского.

Создание единого Российского государства вызвало разви­тие политологической мысли. Политическая теория русской го­сударственности нашла свое выражение в «Сказании о князьях владимирских», которым пользовалась русская дипломатия, от­стаивая престиж Руси. Теория псковского старца Филофея ут­верждала, что в мире существует вечное царство Рим. Оно пре­емственно переходит из одной страны в другую. Первый Рим был в Италии и погиб, «совратившись в католичество». На сме­ну ему пришла Византия, впоследствии захваченная турками. Византию сменила Москва — «третий Рим, а четвертому Риму не бывать». Стремление обосновать особую церковную значи­мость Руси сказалось также в массовых появлениях житий рус-ских святых.

Одной из главных тенденций русской общественной мыс­ли XVI в. была постепенная секуляризация, или обмирщение, культуры. Особенно это прослеживается в русской публици-стике XVI в. Одним из мыслителей первой половины XVI сто­летия был Федор Карпов — дипломат, государственный дея­тель и рационалист, искавший истину через сомнения. К кон-цу 40-х — началу 50-х годов XVI в. относится творчество Ива­на Пересветова, который был близок к религиозному вольно­думству. Он первым решился противопоставить вере правду и предпочесть правду. Им был создан образ несуществующего идеального монарха.

Известным публицистом XVI столетия был Царь Иван Грозный. Ему принадлежат письма князю Курбскому, обшир­ное послание в Кирилло-Белозерскйй монастырь и другие со­чинения. В них Грозный выступал за укрепление государствен­ной власти, против произвола боярства и церковных властей.

Поток обмирщения захватывал и ортодоксальных церков-ных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», авто­ром которого был священник Сильвестр. В нем содержались и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать то­вары на рынке и как принимать гостей.

Важным достижением XVI в. было книгопечатание. Пер­вая типография в России начала работать около 1553 г., но имена ее мастеров остались неизвестными. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Мос­ковском Печатном Дворе первую книгу с выходными данными «Апостол». Всего во второй половине XVI столетия было
выпушено около 20 печатных книг.

В XVI в. продолжало развиваться русское искусство. В жи­вописи прослеживаются традиции Андрея Рублева. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия. Во второй половине XVI в. в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реализма. В это время Кремль оформляется как единый архитектурный ансамбль. В нем были возведены Грановитая па­лата, Архангельский и Благовещенский соборы.

Своеобразие русского зодчества связано с появлением в XVI в. шатрового стиля. Покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломен­ском и Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади — выдающиеся памятники этого стиля.