Смекни!
smekni.com

Образование Русского централизованного государства XIV-середина XVI в. (стр. 16 из 18)

1-е отделение подготавливало документы для доклада Им­ператору и следило за их исполнением;

2-е отделение было создано в 1826 г. с целью кодифации (упорядочения) российского законодательства;

3-е отделение было создано в том же году как орган высшей политической полиции во главе с генералом А.Х. Бенкендор­фом; при отделении был учрежден орган политического сыска- отдельный корпус жандармов, а вся страна поделена на 5

жандармских округов;

4-е отделение управляло благотворительными и образова­тельными учреждениями;

5-е отделение было создано в 1836 г. для проведения ре­формы государственных крестьян;

6-е отделение было образовано в 1842 г. для рассмотрения вопросов по управлению Закавказьем.

Каждое отделение составляло самостоятельное учреждение со своим штатом, функциями, делопроизводством.

Сверхцентрализация управления обернулась тем, что выс­шие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и поте­ряли реальный контроль за ходом дел на местах.

Наибольшим успехом деятельности созданного органа стало опубликование в 1830-1832 гг. 45-томного Полного собрания законов Российской Империи (до 1825 г.) и Свода законов Рос­сийской Империи 1832 г. Эта грандиозная работа стала итогом государственной деятельности М.М. Сперанского. Стремясь предоставить должное место в сословной структуре торгово-промышленным слоям, правительство в 1832 г. ввело новое со­словие — почетных граждан. Как и дворяне, почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

В 1837-1838 гг. для управления государственным имущест­вом было учреждено особое Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф П.Д. Киселев. Под его руко­водством в 1837 г. была проведена реформа управления государ­ственными крестьянами.

В области просвещения и печати проводилась охранитель­ная политика, направленная на установление тотального кон­троля над умами россиян.

В 1828 г. был утвержден новый устав низших и средних учебных заведений. Разные ступени школы были отделены друг от друга и предназначались для разных сословий: начальные и приходские училища — для крестьян; уездные училища — для городских обывателей, гимназии — для дворян.

В 1835 г. вышел новый Университетский устав, резко огра­ничивший автономию университетов. Одновременно с этим министр народного просвещения С.С. Уваров стремился со­вместить политику охранительства Николая I с развитием про­свещения и культуры. Уваровская эпоха (1833-1849 гг.) стала золотым веком Московского университета: здесь действовала блестящая плеяда профессоров - Т.Н. Грановский, К.Д. Каве­лин, П.Г. Редкий и другие.

В то же время по Цензурному уставу 1826 г. над литера­турой устанавливался строгий контроль, несколько смягчен­ный в 1828 г. Главное управление цензуры было подчинено Министерству народного просвещения. Следствием этого стало закрытие таких общественно-политических изданий, как «Европеец» П.В. Киревского, «Московский телеграф» НА. Полевого, «Телескоп» Н.И. Надеждина, «Литературная газета» А.А. Дельвига.

Волна европейских революций 1848—1849 г., ужаснувшая Николая I, привела к резкому усилению реакции. Наступило «мрачное семилетие» (1848—1855).

В феврале 1848 г. создается секретный комитет под руково­дством Д.П. Бутурлина, предназначенный для ужесточения цен­зурного контроля. < Фактически под угрозой закрытия оказались университеты. Пытавшийся не Допустить этого, С.С. Уваров выступил со статьей в их защиту, что привело к его отставке. Новым министром народного просвещения был назначен из­вестный реакционер князь П.А. Ширинский-Шахматов.

5. Внешняя политика Николая I

Начало царствования Николая I ознаменовалось успехами России в Закавказье. В июне 1826 г. иранская армия под коман­дованием Аббас-Мирзы вторглась в пределы Карабахского хан­ства, присоединенного к России по условиям Гюлистанского мира (1813 г.). Это привело ко второй русско-персидской войне (1826-1828). Не располагая достаточными силами для наступле­ния, главнокомандующий русскими войсками на Кавказе гене­рал А.П. Ермолов (1772—1861) смог сдержать иранское войско до прибытия подкрепления под командованием генерала И.Ф. Паскевича (1782-1856), которому было поручено главное руководство объединенными русскими силами. Паскевич, раз­бив иранцев под Елизаветополем и овладев крепостями Эрива-нью и Тавризом, двинулся на Тегеран. Персия запросила мира, который был подписан в феврале 1828 г. в Туркманчае. К Рос­сии отошли Нахичеванское и Эриванское ханства. Границей с Персией стала река Араке.

В том же году началась русско-турецкая война (1828—1829 гг.), поводом к которой послужило участие русских кораблей в составе объединенной англо-франко-русской эскадры, разгро­мившей турецкий флот в Наваринской битве 20 октября 1827 г. Успешные военные действия русских армий на Балканах (гене­рал И.И. Дибич) и на Кавказе (генерал И.Ф. Паскевич) привели к заключению в 1829 г. Андрианапольского мирного договора, в результате которого было завершено присоединение Закавказья к России.

Другая, затяжная война развернулась на Северном Кавказе. В соответствии с утвержденным Александром I планом коман­дующего Отдельным Грузинским (с 1820 г. - Кавказским) кор­пусом генерала А.П. Ермолова горные районы Северного Кав­каза стали окружать кольцом кордонов и крепостей, вырубали лесные массивы, через которые прокладывали удобные для пе­редвижения войск дороги, горные аулы разоряли, а их жителей насильственно переселяли на равнину.

Такая' политика вызвала восстания в Кабарде и Адыгее (1821—1826 гг.), Чечне (1825-1826 гг.), жестоко подавленные корпусом Ермолова. Сменивший его в 1827 г. генерал И.Ф. Паскевич в условиях начавшейся русско-персидской войны был вынужден отказаться от дальнейшего наступления на горцев, ограничившись проведением карательных опера­ций. В конце 1820-х годов военные действия повстанцев при­обретают ярко выраженный религиозный характер благодаря распространению мюридизма — движения борцов за ислам. Под руководством своего духовного вождя (имама) мюриды объявили священную войну (газават) неверным (т. е. рус­ским). На территории Чечни и Горного Дагестана создается военно-теократическое государство — имамат, достигшее наи­большего могущества при Шамиле, ставшим имамом в 1834 г. В 1841—1843 г. его армии удалось нанести ряд серьезных по­ражений частям Кавказского корпуса и расширить террито­рию имамата более чем вдвое.

Встревоженный этим Император Николай I назначает на­местником Кавказа и главнокомандующим войсками генерала М.С. Воронцова, предоставив ему чрезвычайные полномочия. В 1846 г., тюсле неудачной Даргинской экспедиции Воронцов вновь возвращается к тактике генерала Ермолова и начинает сжимать имамат кольцом укреплений. Попытки мюридов Шамиля прорваться в Кабарду (в 1846 г.) и Кахетию (в 1849 г.) не увенчались успехом. Резко обострились социаль­ные противоречия и в самом имамате. На сторону царского

Правительства в 1851 г. перешла значительная часть аульской Верхушки.

В ходе Крымской войны Шамиль пытался активно содейст­вовать турецкой армии, но, возмущенный высокомерным тоном Турецкого командования в посланиях горцам, вернул свои вой­ска в Дагестан. Отказались от участия в англо-франко-турецкой коалиции и адыгейцы.

Парижский мир 1856 г. позволил значительно активизиро­вать военные действия против имамата. Усиленная до 200 тыс. человек Кавказская армия под командованием генерала А.И. Барятинского, сменившего в июле ,1856 г. Н.Н. Муравье­ва, в 1857-1858 гг. смогла занять всю Чечню и начала наступ­ление на Горный Дагестан. В феврале — марте 1859 г. отряд генерала Н.И. Евдокимова осадил временную резиденцию Шамиля — аул Ведено, оставленный им 1 апреля. Сам Ша­миль с 400 мюридами укрылся в ауле Гуниб, где и сдался в плен 25 августа 1859 г. В ноябре того же года сдались основ­ные силы адыгейцев во главе с Магомед-Амином, принявшим подданство России. В итоге Восточный Кавказ был полностью присоединен к России.

Последним актом Кавказской войны стадо подчинение чер­кесских племен на северо-западе Кавказа в мае 1864 г.

В европейской политике Николай I продолжил политику Александра I по защите легитимных монархий от революцион­ных потрясений. Именно этим было обусловлено его желание организовать военный поход на Запад с целью подавления про­изошедших в 1830 г. революций во Франции и Бельгии, вы­звавших большой отзвук в Российской Империи.

Под их влиянием в ноябре 1830 г. восстала Польша, стре­мившаяся вернуть себе независимость в границах 1792 г. Наме­стник Царства Польского Великий князь Константин Павлович с трудом успел вырваться из восставшей Варшавы. По решению Сейма династия Романовых в Польше была низложена и обра­зовано Временное правительство во главе с А. Чарторыйским.

События в Польше застали врасплох российское правитель­ство, и военные действия начались лишь в феврале 1831 г. На­значенный главнокомандующим русской армией, И.И. Дибич нанес серьезное поражение полякам. Но развить успех не смог, вскоре к повстанцам присоединилось население Литвы, Волыни и Подолии. К тому же военным действиям препятствовала страшная эпидемия холеры, прошедшая тогда по всей России.

Ее жертвами стали цесаревич Константин и граф Дибич. Новый главнокомандующий И.Ф. Паскевич 26 августа штурмом овла­дел Варшавой. Польская армия капитулировала, однако полно­стью восстание удалось подавить только в октябре 1831 г. Большая часть его участников, попав в плен, была сослана в Сибирь; Царство Польское лишилось своей Конституции и бы­ло преобразовано в имперскую провинцию. Ее генерал-губернатором стал И.Ф. Паскевич, получивший титул светлей­шего князя Варшавского,