Смекни!
smekni.com

Дореволюционная история Удмуртии (стр. 13 из 17)

Еще одно направление образование – национальные школы. Их развитие невозможно отделить от христианизации. Христианизация местного населения и миссионерская деятельность церкви немыслимы без начал грамотности, создания школ, необходимых для закрепления христианской веры, изучения молитв. Следовательно, источником грамотности в национальных окраинах России была церковь. В середине XVI в. после присоединения Казанского ханства была учреждена Казанская епархия (церковно-административный округ), на которую Иван Грозный возложил все дело христианизации. Начало было положено в 1707 г. с основанием митрополитом Тихоном III «Школы для нерусских народностей». В школу набирались дети новокрещенных, но «будучи в Казани без отцов и матерей своих, зачали помирать, другие заболели», пришлось школу закрыть. За два года существования в ней проучились 33 мальчика. В 1722 г. была открыта архиерейская (епархиальная) школа в Казани. Через десять лет она была преобразована в духовную семинарию, ставшую кузницей подготовки миссионеров в нерусские селения Казанской, Вятской и иных губерний Урала и Поволжья. С образованием в 1740 г. «Конторы новокрещенских дел» в Казани сочетание христианизации со школьным национальным обучением стало проводиться более активно и целенаправленно. К этому периоду относится деятельность видных миссионеров и жестоких русификаторов Л. Канашевича, Д. Сеченова, В. Пуцек-Григоровича. Последний составил с помощью учащихся Казанской новокрещенской школы для практических нужд по миссионерской деятельности первую грамматику удмуртского языка (1775), которая заложила основы удмуртской письменности и литературы. Многие приходские священники, проводившие крещение, по своим теологическим знаниям и грамотности не отличались от крестьян. Не зная языческую религию, они не могли путем идейного убеждения заставить добровольно принять христианство. Следовательно, нужно было «перевоспитывать под началом христианским молодое поколение, вливать вино ново в мехи новы». Эти идеи либерального историка А.П. Щапова нашли отражение в просветительской системе Н.И. Ильминского – педагога, профессора-востоковеда, просветителя-миссионера, автора многих учебных и методических пособий и директора инородческой учительской семинарии в Казани. Его кредо формулируется так: готовить кадры миссионеров и священнослужителей из представителей самих народов в «инородческих миссионерских школах», где преподавание ведется на родном языке учащихся, по учебникам, переведенным на их языки. Закон божий, чтение священных книг, пение христианских молитв и церковных песен должны завоевать духовный мир ребенка, его мысли, желания. При этом христианские истины преподносятся на родном языке, потому что «родной язык непосредственно говорит уму и сердцу. Как скоро в инородцах утвердились посредством родного языка христианские понятия и правила, они охотно и с успехом занимаются и русским языком, ищут русского образования». Таким образом, христианизация решала задачу русификации. В этом смысле система Ильминского имела двойственный характер. За благородной, казалось бы, идеей приблизить инородцев к русской культуре, скрывалась задача ассимиляции. Тем не менее, именно такие школы подготовили большинство просветителей нерусских народов края. Таким образом, система Ильминского, хотя и служила не совсем праведным целям, однако она помогала распространению первых начальных школ с преподаванием на родном языке учащихся и подготовке национальных учителей. Все это способствовало росту грамотности населения, формированию у них социального и этнического самосознания. Отмечается еще один незапланированный результат обучения на родном языке – рост интереса к прошлому своего народа, тревога за его будущее. Многие грамотные представители народа впоследствии пополнили ряды демократов и революционеров. Вот почему преподавание на родном языке в школах России и Удмуртии в 1913 г. было запрещено окончательно.

Система Ильминского практически не получила развития среди татарского населения, учившего своих детей в мусульманских школах мектеб и медресе. Под руководством абызов (просвещенный, грамотный человек) и мулл мальчики обучались татарскому письму и чтению, изучали Коран. К началу ХХ в. в Глазовском, Елабужском, Сарапульском, Малмыжском уездах действовали 193 мектеб, где обучались более 6900 учеников.

Продолжить

Развитие научной мысли в Удмуртии приняло техническое и гуманитарное историко-филологическое направление. Несмотря на широту и многообразие фактического материала, в концептуальном плане работы местных исследователей отставали от трудов крупнейших ученых России и во многом зависели от них. Благодаря наличию крупных предприятий металлургии, машиностроения, химической промышленности здесь работали известные специалисты-экспериментаторы: А.Ф. Дерябин, С.И.Бадаев, П.П. Аносов, П.М. Обухов и др. Важным средством распространения знаний стали журналы и сборники, издававшиеся в центральной и губернской печати, например, «Горный журнал» или «Труды Вятской ученой архивной комиссии». Развитие научной мысли было связано с практическими потребностями промышленного и аграрного развития губернии. Результатом такой взаимосвязи, например, было доведение «техники на Воткинском заводе… до европейского совершенства…, ставящего его, бесспорно, на первое место между всеми казенными заводами Урала». Заметные сдвиги были достигнуты в сфере вооружения. На Ижевском оружейном заводе внедрялось машинное производство стрелкового оружия. В 1867 г. здесь начали выпускать нарезные шестилинейные ружья, заряжающиеся не с дула, а с казенной части, с 1874 г. четырехлинейные ружья системы Бердана. Инженер А.Г. Дубницкий занимался созданием быстрорежущей стали, получившей название «Ижевскрапид». Среди видных ученых следует назвать химика В.Е. Богдановскую, работавшую на Ижевском заводе. Д.И. Менделеев производил опыты по получению бездымного пороха на Бондюжском химическом заводе.

На рубеже XIX – XX вв. значительно повысился интерес к истории и культуре народов Приуралья. Появились исследования по истории и географии, удмуртскому языку, этнографии, экономическому положению крестьян края. Первую этнографическую статью об удмуртах и марийцах Вятской губернии опубликовал А.И. Герцен в 1838 г. в «Вятских губернских ведомостях». А.И. Вештомов написал «Историю вятчан», Учитель истории вятской гимназии А.Х. Хохряков написал работу «О природных богатствах Вятского края». Преподаватель русского языка и географии М.С. Косарев составил сравнительную грамматику удмуртского, коми-пермяцкого, коми-зырянского языков, написал книги по географии Вятской губернии, составил карту губернии. Изучением местного русского языка, песен, сказок, пословиц, загадок, примет, поговорок занимался преподаватель словесности В.П. Москвин. Знания об удмуртском фольклоре существенно обогатил Б.Г. Гаврилов в труде «Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний». Известный венгерский лингвист Б. Мункачи в путешествиях по удмуртскому краю (а он побывал во многих современных районах: Завьяловском, Кизнерском, Алнашском, Селтинском, Балезинском, Глазовском, Шарканском) собрал громадный фольклорный материал, который убедительно показал и доказал, что удмуртское народное творчество существует и развивается, что его традиции имеют глубокие корни. Дальнейшее развитие этнографического изучения удмуртов принадлежит первому ученому-удмурту Г. Е. Верещагину («Вотяки Сосновского края», «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», «Остатки язычества у вотяков» и др.). Его работы были высоко оценены Русским географическим обществом (РГО) и награждены тремя серебряными медалями, а сам автор избран членом-сотрудником общества. В исследованиях археолога А.А. Спицына, археолога и этнографа, инспектора народных училищ Глазовского уезда Н.Г. Первухина, профессора Казанского университета И.Н. Смирнова, П.Н. Луппова, выдающегося историка, автора научного труда «Христианство у вотяков со времени первых известий о них до XIX в.», а также в работах других известных и малоизвестных краеведов (священники: Н.Н. Блинов, К.А. Андреев, И.В. Васильев, М. Могилин, К. Крекнин, учителя: Г.Е. Верещагин, В. Шестаков, Д.К. Зеленин, врачи: А.К. Добронравов, П. Тихов, Е. Шкляев, агрономы: А. Новиков, Б. Любанский, статистики: Н. Романов, Е. Филимонов, Я. Вьюгов и др.), освещались природно-географические особенности края, история и культура народа. Исследователи понимали высокую моральную значимость своей деятельности и творили под девизом «народонаселение – душа государства, в нем его сила, могущество, богатство, слава», которые следует приумножать.

2. Искусство и культурно-просветительная деятельность

Говоря о провинциальной российской культуре рубежа веков, следует отметить, что распределение людей умственного труда и профессиональной культуры на территории Удмуртии было весьма неравномерным. Практически все ее направления сосредотачивались в заводских поселках (Ижевский, Воткинский) и уездных городах (Глазов, Сарапул). Крестьянское население оставалось во власти этнической фольклорной культуры без разделения ее носителей на исполнителей и зрителей.