Смекни!
smekni.com

Дореволюционная история Удмуртии (стр. 4 из 17)

· прекратились военные набеги и разорительные войны;

· восстановилась мирная жизнь трудового населения;

· стали налаживаться экономические связи с другими регионами страны;

· государство расширило границы на восток;

· укрепило экономику за счет плодородных, хорошо освоенных земель Среднего Поволжья и богатых природными ресурсами пространств Вятско-Камского междуречья;

· приобрело волжские и камские торговые пути – важные артерии для связей с востоком и государствами Средней Азии;

· создан прочный плацдарм для продвижения в Сибирь и захвата новых территорий.

Для народов, насильственно включенных в новое государство и втянутых в новые социально-экономические отношения, итоги далеко не столь однозначны. С одной стороны, в составе централизованного государства при территориальном, экономическом и политическом единстве для удмуртов, как и других народов Урало-Поволжья, создались благоприятные условия для консолидации в единую народность и развитие культуры на новом цивилизационном уровне. С другой стороны, структура этих этносов была усечена и упрощена вследствие уничтожения самых активных и способных представителей народа. К тому же были насильственно прекращены процессы внутренней социальной дифференциации общества, в результате в российскую феодальную систему включилась преимущественно масса «черных людей» – крестьян-земледельцев, оказавшихся в составе неполноправного, эксплуатируемого класса. В экономическом отношении Казанский край был внедрен в феодальные отношения централизованного государства и втянут в общероссийский кризис, который начал изживаться лишь в начале XVII в.

Тема 2

Социально-экономическое развитие Удмуртии в XVIXVIII веках

1. Административные реформы в Удмуртии

2. Социально-экономическое развитие края

3. Развитие промышленности и товарно-денежных отношений

1. Административные реформы в Удмуртии

Присоединение народов Урало-Поволжья к Русскому государству потребовало активного осуществления мер для усиления централизованной власти. По административно-территориальному делению и управлению Вятский край с 1489 г. находился в руках великокняжеских наместников с их аппаратом: тиунами, волостелями, праведчиками, доводчиками, приставами. С 1615 г. Вяткой, а с 1552 г. Казанским краем и Арской дорогой управляли воеводы. На завоеванных территориях строились укрепленные города, ставшие основой для размещения административной структуры. В Ветлужско-Вятском междуречье это: Уржум, Малмыж, Яранск, Санчурск, Арск. В Нижнем и Среднем Прикамье: Лаишев, Рыбная Слобода, Елабуга, Набережные Челны, Пьяный Бор, Каракулино, Сарапул. В Башкирии: Уфа, Бирск. На Верхней Каме: Сылвинский, Кай, Кунгур. На территории южноудмуртского Прикамья центрами власти стали Арск и Малмыж, североудмуртского Вятско-Чепецкого бассейна Хлынов и Слободской.

В XVII в. в основном сложилось административно-территориальное деление края, сохранявшееся неизменно до петровских реформ XVIII века. Север Удмуртии почти целиком входил в состав Каринского стана Хлыновского уезда. В стане оформились 6 долей: каринская удмуртская, каринская татарская, каринская бесермянская, удмуртская нижнечепецкая, чепецкая верхняя, верхочепецкая пятая доли. В основе создания доли лежали территориально-земляческие союзы, связанные общим владением землей, охотничьими и промысловыми угодьями. Управляла уездом Новгородская четь/четверть. Территория южной части Удмуртии входила по преимуществу в состав Арской дороги (даруг) Казанского уезда, управляемого Приказом Казанского дворца в Москве. Удмуртское и татарское население края делилось на сотни. В основе сотни, видимо, лежал принцип родоплеменного объединения удмуртов, пережитки которых в идеологической и религиозной сфере продолжали бытовать даже в XIX в. Сотни и доли возглавлялись сотниками, старостами и целовальниками. Управлял уездом Приказ Казанского дворца. Юго-западные районы Удмуртии были включены в состав Зюрейской дороги Казанского уезда. Территория по нижнему и среднему течению реки Ижа с прилегающим участком правобережья Камы относилась к Уфимскому уезду.

В 1708 г. по губернской реформе Петра I север Удмуртии в Составе Хлыновского уезда вошел в Сибирскую губернию, а юг вместе с Казанским уездом в Казанскую. В 1719 г. губернии подразделили на провинции. В 1727 г. Вятская провинция была передана из Сибирской губернии в Казанскую. Таким образов, территория современной Удмуртии в основном оказалась в составе Слободского и Казанского уездов Казанской губернии. Внутри Слободского уезда выделялся Каринский стан с 4 удмуртскими, 1 татарской и 1 бесермянской долями. Удмуртское население южных районов было сосредоточено в 6 сотнях Арской и ряде населенных пунктов Зюрейской дорог. Каринский стан, Арская и Зюрейская дороги, доли и сотни, наряду с административными функциями, выполняли роль крестьянских (мирских) общинных организаций. Увеличение количества русского населения позволило выделить их из состава удмуртских сотен и долей с образованием русских волостей. Кроме того, в среднем течении Камы оформились Елабужская, Каракулинская, Сарапульская дворцовые волости, на реке Сиве Сивинская ясачная волость. По нижнему течению Вятки и по Каме располагались монастырские и помещичьи вотчины. В 1780 г. было создано самостоятельное Вятское наместничество (столица г. Хлынов), в 1796 г. преобразованное в губернию. Большая часть территории современной Удмуртии и собственно удмуртского населения сосредоточилась в 4-х из 13 уездов: в Глазовском, Елабужском, Малмыжском и Сарапульском, небольшая часть в Кайском, Слободском уездах, а также в Мамадышском и Арском уездах Казанской губернии. Административным центрам уездов был придан статус городов, ими управляли городничие. Новое административно-территориальное деление не учитывало ни границ прежних территориальных единиц, ни этнической принадлежности населения. Так, удмуртско-бесермянско-татарский Каринский стан оказался в Глазовском, Слободском и Кайгородском уездах Территория Арской и Зюрейской дорог вошла в Сарапульский, Малмыжский и Елабужский уезды.

В 1797 г. уезды были поделены на полиэтничные волости, как низшее звено административной власти (ликвидировано административное деление по этническому признаку на дороги, станы, сотни, доли, рубежи, концы, десятки) Местное самоуправление находилось в руках крестьянского общества и общины. Во главе губернии стоял губернатор с административным аппаратом губернской канцелярии (вице-губернатор, губернское правление, казенная палата, судебная палата, управа благочиния, губернский магистрат, верхний земский суд, губернский прокурор, приказ общественного призрения). В уездах власть сосредоточилась в руках капитан-исправника и его канцелярии (нижний земский суд, уездное казначейство, уездный суд, нижняя расправа).

В 1799 г. произошла реорганизация церковного управления. На территории Вятской губернии была образована епархия Вятская и Слободская. Управление ею находилось в руках архиерея и духовной консистории, подчиненных Святейшему Синоду. Эти административно-территориальные и церковные реформы, проводившиеся в России на протяжении нескольких столетий, призваны были упорядочить систему исполнения власти и осуществления социально-экономической, политической, конфессиональной и национально-культурной политики страны. До Октябрьской революции 1917 г. такая система уже не менялась.

2. Социально-экономическое развитие края

Как и в остальных районах Урала и Поволжья, в Удмуртии изменилось этническое соотношение жителей. С активизацией переселенческого движения русских крестьян, которым предоставлялись податные льготы, в процесс невольной миграции включилось местное население, покидавшее родину под натиском переселенцев. В частности удмурты, татары, бесермяне западного побережья реки Вятки освоили ее левобережье и бассейн реки Чепцы. По приблизительным подсчетам в конце XVII в. в Вятско-Камском междуречье проживало около 67 тыс. чел. обоего пола, из них примерно 16 тыс. – русских. В 1795 г. в четырех т.н. «удмуртских» уездах Вятской губернии насчитывалось около 297 тыс. чел. Из них русских примерно 50%, удмуртов – 36,4%, татар – около 9,5%, марийцев и бесермян – 1,3%. Трудовое население оказалось в сложившейся системе развитых феодальных отношений. Со второй половины XVI в. параллельно развивались два уклада: частновотчинный и государственный при приоритете последнего. Земельные угодья приобретали русские дворяне, участвовавшие в присоединении территории края к Русскому государству или устремившиеся на плодородные земли, позже, – сохранившиеся представители татарской знати, лояльные к новой власти, а также чувашские, марийские, удмуртские сотные и десятные князья и тарханы (прослойка военно-служилых людей нерусского происхождения, несшая службу в военных походах и на охране укрепленных линий, особенно в Казанском крае. По своему статусу они были близки к детям боярским, впоследствии стали называться служилые казаки, служилые татары). Первоначально в число землевладельцев были включены также арские (каринские) князья, которых Иван III вернул на Вятку после присоединения к Московскому княжеству, рассчитывая с их помощью укрепить политическое и экономическое положение и воздействовать на Казанское ханство. Князья за службу Москве «головами» сохранили свои поместья в Каринском стане, на Чепце им отводились луга, промысловые, рыболовные, охотничьи угодья. Права на «арян, чувашу, татар и вотяков» выражались в том, что князья собирали с них дани и пошлины, а также осуществляли иные властные функции кроме расследования уголовных преступлений. После окончательной ликвидации сопротивленческого движения присоединенных к Русскому государству волжско-камских народов, задачи, возложенные на северную группу арских князей, были исчерпаны. Поэтому в 1583–1588 гг. их служилое землевладение было ликвидировано, а сами они низведены до положения черносошных крестьян. Несмотря на многочисленные челобитные потомков каринских князей, отстаивавших владетельные права над «неписьменными» людьми, царская грамота повелела: «от них, каринских татар, и князей, и мурз их, отяков велено оберегать накрепко, чтоб к ним, отякам, каринские князи, и мурзы и татара, не въезжали ни по что, и доходов и выгодных куниц с них...имать, и обид им, отякам, и насильства чинить не велено». Формировались также крупные церковные и монастырские владения.