Смекни!
smekni.com

Дореволюционная история Удмуртии (стр. 9 из 17)

Тем временем правительство начало осуществлять жестокие карательные действия. Воинские команды майора Д. Гагарина приводили крестьян «в верноподданническое повиновение». Для этого на всех дорогах и в населенных пунктах установили виселицы, а тела убитых пугачевцев оставляли у проезжих дорог, «в страх таковым же злодеям». Крестьянская война в очередной раз закончилась поражением повстанцев. Причины поражения историки видят в стихийном и локальном характере выступлений, нежелании крестьян уходить за пределы своих общин, в отсутствии дисциплинированных и обученных войск, плохом вооружении повстанцев. Да и сами манифесты и указы идеологов крестьянского бунта являлись программами отрицания, а не программами создания нового будущего (по этой причине в современной историографии, как и в XIX в., появляется оценка ее не как войны, а как бунта, к тому же руководимого не крестьянами, а казачеством и заводскими мастеровыми). Тем не менее, это борьба вызвала многие последующие реформы власти, озабоченной укреплением своих функций и своего положения на местах.

Начало XIX в. ознаменовалось выступлениями удмуртских крестьян Сарапульского уезда. Вятский губернатор был вынужден сам выехать туда и разбираться, почему они, «наговорив…множество грубых и азартных слов», объявили, что «пусть хоть головы им рубят, но имен своих никому никогда не скажут и к заводам не пойдут». Поводом явилась реформа 1807 г., по которой для выполнения подсобных работ к Ижевскому заводу в качестве непременных работников прикрепили около 3 тыс. удмуртских крестьян Завьяловской и Юськинской волостей. Земледельцы не желали идти в заводскую кабалу. Однако сопротивление было сломлено. В 1834 г. (среди удельных крестьян Сарапульского уезда), а в 1841 – 1843 гг. (среди государственных крестьян Глазовского и Нолинского уездов) Вятской губернии, как в целом по России, происходили «картофельные бунты» в ответ на насильственное введение новой культуры и отведение для нее при каждом волостном правлении по десятине самых лучших почв. Распространялись самые невероятные слухи, обязательные посадки картофеля неизменно связывались с неволей. Опасались, что «крестьяне будут барские или удельные». Мятежники повсюду ломали изгороди с волостными печатями и кричали, что им «картофеля и нового управления не надобно». Воинские команды усмиряли бунты, производя массовые порки. Следствие показало, что протест и возмущение вызвала не сама культура, сколько методы, посредством которых ее внедряли на поля. Более двух лет в Сарапульском уезде действовал разбойничий отряд удмурта К. Усманова, наводивший страх на местные власти. Эти и другие причины способствовали некоторому смягчению социально-экономической, религиозной и национальной политики государства по отношению к «инородцам» и «иноверцам» (официальное название нерусских и неправославных народов России – Л.В.). По распоряжению Николая I вятскому архиепископу было предписано «не преследовать за невежество» нерусские народы.

Таким образом, разнообразные формы сопротивления сливались в единый поток протеста против феодально-крепостнической системы и национального и экономического гнета, и стали одним из значительных факторов, вызвавших к жизни реформу 1861 г. (отмена крепостного права). Большое значение для формирования национального самосознания имело участие местного населения в Отечественной войне 1812 г. По объявленному чрезвычайному рекрутскому набору были сформированы ополченские полки из расчета «по 5 человек с каждой сотни помещичьих крестьян и заводских мастеровых». Все слои населения участвовали в сборе денег и иных пожертвований. Так, глазовский градский голова купец И. Волков внес 1200 руб., городничий П.Ф. Чайковский – 100 руб., по 1 руб. собирали с каждой ревизской души, по 20 руб. – с дворовых людей. Всего было собрано около 138 тыс. руб. деньгами, а также 42 тыс. пудов муки, около 2,5 тыс. аршин холста, множество обуви и одежды. Вятские воины в заграничном походе Александра I участвовали в сражениях под Дрезденом, Магдебургом, Гамбургом. За взятие Парижа крестьянин Киясовской волости Г. Афанасьев был награжден серебряной медалью. Особенно прославилась Н.А. Дурова – дочь сарапульского городничего. Сбежав из дома в мужской одежде, она участвовала в боевых действиях, в чине штаб-ротмистра вышла в отставку (свои воспоминания оставила в произведении «Записки кавалерист-девицы», высоко оцененном А.С. Пушкиным).

Тема 4

Экономическое развитие Удмуртии в XIX – начале XX века

1. Буржуазные реформы 18601870 и 19061914 гг.

2. Сельское хозяйство: традиции и новации

3. Развитие капиталистических отношений в промышленности

4. Развитие торговли и транспорта

1. Буржуазные реформы 18601870 и 19061914 гг.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. Россия вступила в стадию разложения, а затем и кризиса феодально-крепостнических отношений, в недрах которых сформировался капиталистический уклад. Эти процессы были характерны и для Удмуртии, правда, здесь они происходили с некоторым отставанием. Она являлась аграрно-промышленным краем, где крупные заводы соседствовали с полупатриархальной деревней, широко развитыми промыслами и ремеслами. Формированию капиталистического уклада во многом способствовали буржуазные реформы, проводившиеся государством в 1860 – 1870-е гг. Первая из них – отмена крепостного права (1861) не оказала большого влияния на положение крестьян Удмуртии по причине преобладания доли государственных крестьян (79,5 %) и небольшого процента помещичьих крестьян (1,3 %). Тем не менее, эта часть земледельцев испытала на себе «освобождение от зависимости», которое проявилось в том, что отныне вся земля была объявлена собственностью помещиков, а крестьяне могли ее выкупить, выплачивая выкупные платежи в казну в течение 49 лет. Эти же положения распространились на удельных (их было 10,2 %) и государственных крестьян. Результатами реформы стали: уменьшение среднего душевого надела земли, увеличение суммы оброчной подати, сохранение дополнительных денежных платежей и натуральных повинностей (предоставление квартир полиции и чиновникам, очистка казенных лесов, караульная служба). Освобождение мастеровых и непременных работников горнозаводских Камских заводов (8,7 %) выразилось в том, что их перечислили в разряд сельских обывателей с наделением землей. Имея надел, непременным работникам приходилось выполнять вспомогательные работы на заводе (заготовка и вывозка дров, выжиг древесного угля) в счет уплаты налогов. Связь рабочих с землей и сельским хозяйством – одна из особенностей складывания уральского пролетариата. Право владения землей рабочие компенсировали 11 – 12-часовой работой на заводе, при этом получали в полтора-два раза меньше зарплаты, чем рабочие на заводах юга России. Еще одна категория нерусских крестьян лашманы, отбывавших повинность по рубке и вывозке корабельного леса для военно-морского судостроения, была перечислена в группу государственных крестьян.

В результате реформы 1861 г. претерпела изменения система местного крестьянского управления. Помещичьи крестьяне получили сословное (общинное) самоуправление с правом выбора сельского старосты и решения хозяйственно-общественных вопросов на сельском сходе, личную свободу и ряд гражданских прав: от своего имени заключать гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

Приспособлением самодержавного политического строя России к новым социально-экономическим условиям, к потребностям капиталистического развития стали буржуазные реформы в области местного самоуправления, суда, образования, финансов, военного дела.

По закону 1864 г. в Вятской губернии приступили к осуществлению земской реформы. В уездах создавались распорядительные органы – земские собрания и исполнительные – земские управы на три года. По закону, председателем уездного земского собрания становился уездный предводитель дворянства. В Глазовской земской управе им стал коллежский секретарь П.И. Колотов, Малмыжской – купец второй гильдии – Н.Е. Родыгин, Сарапульской – купец второй гильдии Н.Л. Мошкин, Елабужской – коллежский секретарь А.Т. Дернов. Выборы были объявлены всесословными, однако подразделение общества на три курии (уездные землевладельцы, городские избиратели, выборные от сельских обществ) значительно ограничило участие в выборах крестьян, особенно нерусских. Земство было призвано решать три главные задачи: