Смекни!
smekni.com

Фантастика и миф: использование мифологических образов в современной фантастической литературе (стр. 10 из 16)

"Башня птиц"

Герой повести Олега Корабельникова "Башня птиц" Егор (пожарный, защищающий тайгу от пожаров) оказывается отрезанным от людей стеной огня. От смерти его спасает сама тайга, решившая приоткрыть ему свои старинные тайны. Это оказывается нелегким испытанием для человека. Сначала на него нападает "хозяйка" таежной реки - Мавка: она наваливается на него, сонного, с требованием согреть ее ледяное тело. От верной смерти Егора спасает леший, заигравший на рожке и спугнувший Мавку.

Получивший таким образом допуск к таинствам тайги Егор встречается с таежным Дейба-нгуо (Сиротой-богом), который заставляет его лечить деревья и чистить воду рек. Сбежав от него, Егор находит приют у семейства леших, о чем он сначала даже и не догадывался. Лешие дают ему возможность поприсутствовать тайком на сходке обитателей тайги, где рассматривался вопрос "О сущности так называемого человека", его месте в природе, вреден он или полезен, и нужно ли и возможно ли с ним бороться. Мало приятного услышал Егор в эту ночь о себе подобных: "... Как всем известно, человек есть существо замкнутое, не способное к метаморфозам, ограниченное во времени и пространстве. В отличие от нас, человек обособил себя и противопоставил природе. Уже тысячи лет идет борьба человека и природы, но в последнее время человек развил такие темпы наступления, что само существование живой природы, а значит и нас самих, стоит под угрозой полного истребления... Самым большим заблуждением человека является то, что на всей Земле он только себя считает одушевленным и на основании этого не щадит природу, перекраивает ее на свой лад, используя ее только в своих интересах. Исходя из сказанного, предлагаю объявить человека вредным существом”1. Надо заметить, что все участники сходки согласились с этими аргументами.

Затем Егору предлагают стать таким же, как и они, и, услышав отказ, просят не торопиться с ответом, не дождавшись праздника Ивана Купалы, который пройдет этой ночью. На праздновании Егор встречается со всеми представителями языческих верований: с ним беседует Перун, Белбог, Чернобог, Полкан, Ладо, Стрибог, Похвист и многие другие "первые" божества. С ними вместе веселятся и "вторые" - кикиморы, лешие, домовые, овинники - словом, все те, кого принято называть нечистью. Вместе со всеми Егор пьет волшебный сок папоротниковых цветов и, наконец, принимает в себя душу тайги, душу живой природы, став ее частицей и обретя все ее особенные способности, свойственные обитателям леса. Сохранив облик человека, он изменяется внутренне. Неделю спустя его находят эвенки: Егор сидел на берегу реки и разговаривал с кем-то невидимым. Его приводят в стойбище, а затем переправляют самолетом на базу геологов.

Финал повести можно предугадать: "Лежал он в светлой комнате с тремя больными. Один из его соседей был Генералиссимусом Галактики..." Но однажды, отдохнув, набравшись сил и поняв, что лежать в больнице ничего не делая для спасения природы по меньшей мере преступно, Егор, как-то ночью "разделил себя на стаю малиновок и вылетел в форточку, минуя яркие фонари." Он вернулся в тайгу, ставшую ему новым домом.

Эта повесть интересна прежде всего обилием персонажей - языческих богов и божеств. Кроме уже названных участников празднования Купальской ночи Егор встречает уже знакомую ему Мавку, а также Мару, Полудницу, Обийников, очерепянников, болтников, жихарей и др. Описания этих мифологических существ соблюдается с предельной точностью.

В диалогах с мифологическими существами Егор защищает, как может, человечество, его созидательную деятельность, стремление заставить природу работать на себя. Но в глубине души он согласен с доводами нечисти, хотя и не признает этого в открытую. Егор не был готов взглянуть на людей со стороны, и именно в этом и хотят ему помочь обитатели леса. Егор превращается в первого ЧЕЛОВЕКА не отделенного от природы.

Но почему же у повести такое название - "Башня птиц"? Ведь ни о чем таком там не упоминалось... Ответ прост: все объясняется в эпиграфе к этой повести –

«Да, человек есть башня птиц,

Зверей вместилище лохматых.

В его лице мильоны лиц,

Четвероногих и крылатых.

И много в нем живет зверей,

И много рыб со дна морей.»

Н.Заболоцкий

Именно таким представлял себе человека автор этих стихов. Согласен с ним и Олег Корабельников. Главный герой его повести становится идеальным Человеком, вышедшим из вечного конфликта людей и природы и решившим таким образом эту проблему.

Итак, мы ознакомились уже со всеми работами. Теперь попробуем подвести итоги всему сказанному выше.

Было очень интересно читать работы молодых писателей-фантастов, не побоявшихся включить в число своих героев различных представителей народной мифологии.

Во всех работах красной нитью проходит конфликт Природы и Человека, на фоне которого раскрываются и другие конфликты. Рассматриваемые в этих работах проблемы действительно являются насущными для современного человека. К решению таких проблем можно подойти только сообща, всем миром, постепенно снимая эти противоречия.

Основной своей задачей мы считали то, чтобы понять для чего автор включил в свое произведение то или иное мифологическое существо, какие функции оно там выполняло, какую смысловую нагрузку несло? И к чему же мы пришли?

1) С полной уверенностью можно сказать, что во всех произведениях мифологические персонажи играли роль основного связующего звена, некоего посредника между Человеком и Природой. Именно они открывают глаза людям на их ошибочность стремления к технократии. С помощью этих существ, занимающих среднее положение между разумом людей и разумом планеты Природа призывает нас прекратить губительную для нее войну, развязанную человечеством, стремящимся перекроить всю планету под свои нужды и потребности, часто сиюминутные и недальновидные .

2) Все мифологические персонажи являют собой часть конфликта между Человеком и Природой. И находятся они, естественно, на стороне природы. Именно этот конфликт можно считать самым главным во всех четырех произведениях. И уже на его фоне мы видим конфликты между людьми, людьми и "вторыми" и т.д.

3) Использование мифологических персонажей придает всем произведениям черты народного сказа, приближая тем самым читателя к атмосфере бытового мистицизма, в котором жили наши предки.

4) Включение подобных персонажей придает всем работам некую исключительность происходящего, заставляя читателя более внимательно отнестись к излагаемому материалу, уделить ему повышенное внимание.

5) Все мифологические существа, использованные в приведенных работах хорошо известны почти любому читателю с детства, что обеспечивает хорошую наглядность ставящихся перед читателем идей и проблем.

6) Исключительность таких персонажей подводит читателя к более значительным выводам. И общий вывод из всех четырех работ весьма оптимистичен: Человеку суждено вернуться к природе, к своим истокам, ему необходимо слиться с ней и жить неотрывно от нее гармоничной жизнью. Так было раньше, так должно быть сейчас, так будет завтра.

7) Использование мифологических персонажей в фантастической литературе проводит параллель между народной мифологией и современной литературой, указывает на преемственность поколений, на постепенное возвращение к уже почти забытому, но являющемуся неотъемлемой частью нашей истории.

Глава 3. Мифологический зоопарк

На страницах только что рассмотренных нами произведений мы встретились с хорошо известными нам, но редко встречающимися в фантастической литературе персонажами, взятыми непосредственно из мифологии нашего и других народов. А первые встречи с народной мифологией происходили у нас в раннем детстве.

Не секрет, что практически у каждого из нас детские годы были тесно связаны с таинственным миром сказок и волшебных историй, наполненных захватывающими детское воображение приключениями, различными чудесами и тайнами. Кому-то эти сказки рассказывала на ночь перед сном мама или бабушка, а кто-то, уже научившись читать, сам проводил долгие часы в тишине, с жадностью "проглатывая" одну книгу за другой и открывая для себя необыкновенный мир, населенный сильными, храбрыми и находчивыми богатырями-героями, прекрасными принцессами, коварными злодеями, волшебниками и феями, злыми колдунами и ведьмами, а также многочисленными таинственными и необычными существами.

Однако, не все мы задумывались над тем, откуда появились эти персонажи и как они пришли в нынешние сказки, волшебные повести и рассказы. А ведь сказочные персонажи имеют очень разное происхождение. Это можно заметить даже по их повторяемости в различных сказках. Наверняка, многие подмечали, что одни персонажи и фантастические существа описываются во многих повествованиях разных времен, а другие - лишь в одном и только. Это говорит о том, что далеко не все они были выдуманы рассказчиками с целью сделать свое повествование более увлекательным. Многие из таких существ пришли к нам из далекого мифологического прошлого, где в них свято верили и где их почитали или, наоборот, боялись их. Таких существ также можно разделить на тех, кто имеет "собратьев" в повериях других народов и тех, кто не имеет каких-либо аналогий.

В этой главе хотелось бы подробнее познакомиться с персонажами различных мифов, легенд, преданий и сказок разных народов мира, в том числе и с персонажами нашей мифологии.

В этой главе мы зададимся целью собрать вместе наиболее известные существа из мифов разных стран, составить этакий "мифологический зоопарк" или бестиарий, обитателями которого будут не львы и жирафы, а грифоны, сфинксы, тролли, кентавры, василиски и многие другие необычные существа.