Смекни!
smekni.com

Фантастика и миф: использование мифологических образов в современной фантастической литературе (стр. 9 из 16)

Утром Игорь решает идти к кедру руслом реки: такой путь никто не сможет запутать. На полпути Николай неожиданно проваливается в завал из деревьев. Игорь отказывает ему в помощи, объясняя, что если они провозятся здесь, вытаскивая его из завала, то он уже точно не сможет выполнить свой план - заснять голубой кедр. Он бросает Николая, обещая вернуться через сутки. Но тут на выручку приходит домовой, который поднимает его из завала. Затем появляется дзе комо, и они все вместе отправляются кратчайшим путем к заветной поляне с деревом Душ. Придя туда, они застают там Малахова, обходящего всю поляну и снимающего все на кинокамеру. На стрекот работающей камеры на поляну начинают выходить потревоженные звери. К Малахову, словно желая познакомиться, медленно приближается тигрица с тигренком, и он, не выдерживая, хватается за ружье и стреляет. Тигрица падает замертво, а Малахов уже целится в тигренка , нажимает на спусковой крючок и... пулю принимает на себя домовой, успевший выскочить из-за кустов и прикрыть собою малыша. Лебедев бросается на Малахова, но тот сбивает его с ног и поджигает сухую траву на окруженной зверями поляне. Вспыхнувший огонь отгоняет зверей, но и сам начинает перерастать в настоящий пожар. Лебедев бросается тушить пламя, подбирающееся к Голубому Кедру, а Малахов, позабыв обо всем, бегает за ним следом, исступленно снимая все происходящее. Николай с трудом гасит пламя...

"— Колька!- прохрипел Игорь. — Таких кадров не снимал еще никто! Никто! Ни...- Его воспаленные глаза источали счастье, как гной. — Теперь я их... Они меня узнают... Эх, сейчас бы грозу! Жаль, что осень. Молнию бы в этот кедр, чтоб его никто и никогда больше не увидел. И только моя пленка..." Услышав это, Николай потихоньку вынимает из рук задремавшего Игоря камеру и разбивает ее, успев перед этим засветить и все остальные пленки Игоря. Разбуженный этим Малахов, вне себя от ярости, "отключает" Лебедева ударом в горло, связывает его ремнем и начинает ломать сухие ветви стоящего неподалеку белого от паутины дерева и складывать их вокруг голубого кедра. "— Не я... Так пусть его никто не увидит. Еще год? А потом не найти? ...Еще кто-то увидит... Поналезут. Нет уж, проклятое... Душу вынуло. Два года мечтал!.. Нет. Никому не дам." Пришедший в себя Николай понимает, что тот хочет поджечь Омиа-мони. Погубить Дерево Душ! Но в этот момент Малахов падает, уткнувшись в охапку наломанных веток с белой паутиной, опутавшей под ветром его голову. Игорь умирает. Но что же могло его погубить? И тут Николай догадывается, что на заветной поляне должно находиться не только дерево жизни, но и дерево смерти. Именно его ветви ломал и складывал вокруг кедра Малахов. И это значит, что Дерево Душ может сейчас погибнуть так же, как это случилось с Игорем. Кое-как освободившись от ремня, Николай начинает разбрасывать ветви дерева смерти, но очень быстро слабеет и падает на землю. Он видит, что на поляне появляется дзе комо: "...Кружась, словно в танце, дзе комо начал обходить поляну, и от его плавных движений вздымался ветер. Быстрее кружился дзе комо - и ветер усиливался. Он срывал с ветвей, со ствола голубого кедра, с липа и одежды Лебедева паутину, и она кружилась вокруг дзе комо. И вот уже белый смерч несся вокруг поляны. Внезапно вспыхнуло легкое голубоватое пламя - ... и в тот же миг не стало на поляне ни паутины, ни дзе комо." Поляна очищается, из ствола кедра выходит душа тайги - Омсон. Она помогает подняться Николаю и... в этот момент он просыпается в завале, весь продрогший от сырости. Он уже знает, что ему делать: стягивает с себя куртку, ползет по сделанной из нее веревке наверх. Он знает, что веревка сейчас соскочит, но ему помогут выбраться. Так и происходит. Веревка вновь натягивается. Но кто ждет его наверху? Домовой - как во сне? А если Игорь? Какой выбор поставит сейчас перед ним реальность?.. Николай высовывается из щели завала и... просыпается в своей квартире, разбуженный звонком в дверь...

Вот так заканчивается повесть Е.Грушко "Голубой кедр". Интересный сам по себе сюжет. Не менее интересны персонажи. Эта повесть особенно необычна тем, что в нее включен не только наш, русский тип домового, но и его нанайский "коллега" - дзе комо. Как он выглядит - мы можем узнать из самой повести: как и русский домовой Власий (так называли домовых на Руси), он небольшого роста и тоже живет вместе с людьми. Но есть у дзе комо и свои отличия: если домовые живут обычно за печкой, то дзе комо - в среднем столбе юрты; если домовые все имеют маленький рост, то рост дзе комо полностью зависит от благосостояния хозяев юрты: хозяин богатый - комо большой, хозяин бедный - комо маленький ; домовые почти сплошь покрыты густой мягкой шерсткой, дзе комо - просто уменьшенная копия старого нанайца.

А есть ли в этой повести что-либо необычное для таких мифологических персонажей? Да, есть. Дело в том, что "завязать" дорогу путнику в лесу может только леший или черти. Но чтобы это делали домовые!? В мифологических рассказах русского народа такого не встречается. На Руси все "обязанности" и "права" нечистой силы достаточно строго распределены. Исключением из этого являются, пожалуй, только бесы (черти), которые иногда могут вести себя и как леший, и как домовой, и как водяной, и т.п. Автор оправдывает всю необычность действий Власия крайней необходимостью в этом. Они обязаны помочь Николаю спасти дерево жизни. Ведь домовой и сам говорит: "Разве ж наше, домовушек, дело по чащобе шастать, злодея гонять?" Логичнее было бы предположить, что этим должен заниматься леший.

В "Голубом кедре" перед нами опять встает проблема разрешения конфликта между Человеком и Природой. Люди отдаляются от нее, забывая, что обязаны ей своей жизнью и существованием. Позиция автора в этом вопросе ярко выражается через речь Власия и дзе комо, через их взгляды на современные отношения человека и тайги. В их словах - озабоченность тем, как сильно изменился в последнее время род людской, и не в лучшую сторону. Люди начали искать для себя выгоду во всем, к чему бы они не прикоснулись, и не останавливаются ни перед чем для достижения своих целей. Причем автор описывает жадность и стремление к наживе как постоянные свойства многих представителей человечества: душа тайги Омсон говорит:"— Все правда... Все было... один убивал жизнь тайги, другой закрывал ее собой. И так будет еще не раз." То, что составило основу сюжета, видимо, уже случалось и, судя по словам Омсон, произойдет еще не раз. Но не так уж плохи люди, если среди них еще можно найти богатыря-Мэргена, готового защитить природу от посягательств других людей. И, возможно, не случайно этот богатырь оказался журналистом, корреспондентом одной из газет -ситуация, в которую он попал, дает ему возможность не на словах, а на деле доказать свою духовную близость тайге, выступить на ее защиту не на страницах печатных изданий, а в самом лесу. Интересен здесь и критерий, по которому выбор защитника падает на Николая: он не обладает сверхсилой, не умеет колдовать и творить чудеса, но у него есть одна важная способность - способность поверить в то, что он увидит, не отвергнуть сразу то, что другому покажется сказкой или полным бредом. Ведь люди боятся того, чего не могут понять и во что не могут поверить. Лебедев же принял все как есть, не пытаясь убедить себя, что все происходящее с ним - сон, что всего этого не может быть на самом деле лишь потому, что этого просто не может быть никогда. Таких людей, способных поверить, осталось очень мало: недаром Власий говорит, что все наши беды от того, что у людей не осталось веры. Человечество замкнулось в себе самом, не желая тревожить себя тем, что оно уже не может понять и во что оно уже не в состоянии поверить.

Как и остальные персонажи, Власий и дзе комо несут в этой работе некоторые функции. Вспомним слова домового: "...Кто ж тогда помстится человеку темной ноченькой? Кто душу человеческую переполошит? Кто тайгу лицом к нему повернет, кто к сердцу ее тропку проложит?" И домовой, и дзе комо здесь - связующие звенья между людьми и тайгой. Они не потеряли своей связи с природой и, помимо этого, живут в непосредственной близости от людей, даже если последние этого и не замечают. Поэтому, кому, как не им, можно попытаться вернуть человеческий род к его истокам.