Смекни!
smekni.com

Фантастика и миф: использование мифологических образов в современной фантастической литературе (стр. 12 из 16)

КРАКЕН Кракеном называется скандинавский вариант морского дракона или морского змея. В середине восемнадцатого века Дейн Эрик Понтоппидан, епископ норвежского города Бергена, опубликовал "Естественную историю Норвегии". На ее страницах можно прочесть, что спина кракена достигает в длину полутора миль, а шириной она в полмили. Щупальца кракена могут обхватить самый большой из кораблей. Могучая спина его может подниматься над океаном, подобно острову. Поэтому, все плавучие острова считались кракенами, и к ним не следовало приближаться, дабы не стать жертвой этого чудовища. Епископ также утверждал, что кракены могут испускать какую-то жидкость, от которой море становится мутным. Позже, из этого заявление возникло предположение, что кракен - всего лишь преувеличенный осьминог.

Кракену посвящены сотни старинных гравюр, изображающих сцену его нападения на корабль. Здесь интересно то, что нет ни одного рисунка, где это существо было бы изображено полностью. В основном, всегда видны лишь его щупальца, обхватывающие корабль, и небольшая часть тела, возвышающаяся над водой. Это говорит о том, что никто не знал точно, как он выглядит, но все были уверены в наличии у него огромных щупалец.

Считалось, что свою многовековую жизнь кракен проводит на огромной глубине в состоянии длительного сна и покоя. На поверхность океана они поднимаются лишь в том случае, если их побеспокоят звуки выстрелов из корабельных орудий, или же их влечет к поверхности океана древний инстинкт, заставляющий кракена увидеть небо и солнечный свет, чтобы после этого умереть. Великолепной картиной этому служит стихотворение одного малоизвестного английского поэта, жившего в девятнадцатом веке. Оно так и называется - "Кракен".

Вдали от бурь, бушующих над ним,

На дне пучин, под бездной вышних вод,

Глубоким сном, извечным и глухим,

Спит кракен крепко: редкий луч блеснет

В бездонной тьме; укрыта плоть боков

Гигантских губок вечною броней;

И смотрит вверх, на слабый свет дневной,

Из многих потаенных уголков,

Раскинув чутко сеть живых ветвей,

Полипов исполинских хищный лес.

Он спит века, чудовищных червей

Во сне глотая; но дождется дня –

Наступит час последнего огня;

И в мир людей и жителей небес

Впервые он всплывет - за гибелью своей.

МИНОТАВР Человек с бычьей головой, обитающий в доме-лабиринте. Надо отметить, что идея дома, построенного таким образом, что человек может заблудиться в его коридорах, куда более оригинальна, чем образ человека с головой быка. Тем не менее, эти две идеи отлично ужились друг с другом, и в нашем сознании образ минотавра накрепко связан с образом лабиринта.

Минотавр родился от бешеной страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, присланному Посейдоном. Хитроумный Дедал, изготовивший устройство, позволившее удовлетворить неумеренные пожелания Пасифаи, построил затем и лабиринт, призванный спрятать от людских глаз ужасающего сына царицы. Но Минотавр питался исключительно человеческим мясом, и для удовлетворения его прихотей царь Минос /официальный отец/ наложил на Афины тяжкую дань - ежегодно они присылали на Крит семь юношей и семь девушек, которых и скармливали Минотавру. И это продолжалось до тех пор, пока юный Тесей не решил освободить страну от этого бремени. Дочь царя Миноса Ариадна дала Тесею нить, по которой он смог выбраться из лабиринта, после того, как убил Минотавра.

Образ Минотавра был так популярен, что его изображение долго не сходило с критских монет, барельефов и ваз.

Если судить по древним фрескам, то изображение человеческих фигур с бычьими головами появилось задолго рождения легенды о Минотавре. Поэтому вполне возможно, что греческая сказка о Минотавре - позднейший вариант куда более древнего мифа и, может быть, гораздо более ужасного.

НАГА Змей Нага принадлежит к индийской мифологии. Порой этот змей может принимать обличье человека. В одной из книг "Махабхараты" герой-воин Арджуна становится объектом вожделения дочери царя нага Улупи. Арджуна мягко, но непреклонно напоминает ей, что принял обет целомудрия. На это девица заявляет, что его наипервейшей обязанностью является утешение обездоленных, к коим она себя и причисляет. Согласившись с аргументами принцессы, воин проводит с ней ночь, оставив свой пост возле Будды. А тем временем великий его учитель Будда, размышлявший под деревом о смысле жизни, страшно страдал от налетевшего холодного ветра и ливня. Тогда отец Улупи, змей нага, подполз к нему и семь раз обернулся вокруг тела Будды, а затем наклонил семь своих голов так, что они составили крышу над головой учителя. Вскоре Будда, убедившись в хороших намерениях и отличном поведении змея, обратил его в истинную веру.

В "Справочнике по индийскому буддизму" Керн определяет нага, как змеев, подобных облакам и говорит, что они живут под землей в обширных дворцах. Верующие в буддизм Большой Колесницы /Махаяна/ утверждают, что Будда дал один закон для людей, а другой - для богов, и что второй, секретный закон хранился во дворцах змеев нага, и именно они передали этот закон через много веков монаху Нагарджуне.

А вот еще одна индийская легенда: Однажды царь Ашока пришел к озеру, на берегу которого возвышалась пышная пагода. Ашока решил снести эту пагоду и построить на ее месте новую, еще более высокую. Стоявший у пагоды брахман впустил царя внутрь и там сказал ему, что его, брахмана, человеческая оболочка - не более как иллюзия, что в действительности он - нага, то есть дракон. Поселиться в отвратительном ему человеческом теле его заставили его грехи. Но он подчиняется закону, который провозгласил Будда и надеется на скорое достижение благоприятного перерождения. Нага добавил, что царь гложет снести эту пагоду, если верит, что в состоянии построить лучшую. После этого Нага показал царю сосуды на алтаре. Ашока осмотрел их в страхе, так как они не были похожи на сосуды, изготовленные человеческими руками, и решил оставить пагоду в покое.

Позже образ нага использовался во многих индийских сказках. В основном, он доброжелательно относится к людям, не доставляя им каких-либо неприятностей и даже время от времени помогая им в решении их проблем.

ЧЕРНИЛЬНАЯ ОБЕЗЬЯНА Это странное существо наиболее часто встречается на севере Китая. Длиной оно достигает пяди, глазки у него алые, а мех черный, мягкий и шелковистый, как пуховая подушка. От всех прочих животных отличается своей необыкновенной любовью к черной туши. Если вы садитесь за работу, то эта обезьяна устраивается поблизости и, скрестив ноги и положив лапку на лапку, покорно ожидает, пока вы напишете все, что хотели. Затем она подходит к чернильнице и выпивает всю оставшуюся там тушь. Сделав это, обезьяна отходит в сторонку и тихонько усаживается ждать следующего угощения.

Вот такое необычное существо. Вполне вероятно, что происхождение такого образа имеет какое-то рациональное объяснение: ведь известно, что обезьяны очень любопытны. И не исключено, что некоторым из них действительно пришлась по вкусу тушь.

НЕБЕСНЫЙ ОЛЕНЬ Еще один мифологический образ китайского происхождения. О внешнем виде небесного оленя нам ровным счетом ничего не известно. Но известно то, что эти животные обитают под землей, в шахтах. Эти существа очень несчастны, так как всю свою жизнь они мечтают лишь о том, чтобы выбраться наружу. Небесные олени обладают даром человеческой речи и используют его на уговоры шахтеров помочь им выбраться наверх. Сначала небесный олень пытается соблазнить рудокопов, обещая показать им золотые и серебряные жилы. Но когда эта игра не приносит пользы, животные начинают буйствовать, и шахтерам приходится замуровывать их в боковых штреках. Известно также, что если оленей становится больше рудокопов, они могут замучить людей до смерти. Конечно, их стремление выбраться наружу может вызвать сочувствие, но легенда гласит, что если Небесный олень выберется на свежий воздух, он тут же превратится в вонючую жидкость, несущую в себе заразу и смерть.

Стремление Небесных оленей достичь поверхности "роднит" их с Кракеном. Исполнение этого желания неминуемо ведет к смерти этих необычных существ.

ПАНТЕРА В средневековых бестиариях слово "пантера" имеет отношение совсем к другому животному, нежели крупная хищная кошка, которую так именуют в современной зоологии. Аристотель сообщал, что пантера источает запах, привлекающий других животных, а римский автор Элиан, которого прозвали медоречивым за идеальное владение греческим языком, писал, что запах пантеры весьма приятен и для человека. Плиний украсил спину этого существа красным пятном, которое уменьшается и растет вместе с луной, повторяя все ее фазы.

В англосаксонском бестиарии пантера описывается, как нежное, склонное к уединению животное с мелодичным голосом и ароматным дыханием. Живет она в пещере, запрятанной в горах. Единственный враг пантеры - дракон, с которым она постоянно сражается. Англосаксы не воспринимали пантеру как хищного зверя. Она была для них воплощением странных звуков, не подкрепленных конкретным анималистическим образом.

ПЕЛИКАН В нашем представлении это водоплавающая птица с размахом крыльев до двух метров и длинным клювом, под которым расположен мешок для складывания туда рыбы. Мифологический же пеликан гораздо меньше реального, а клюв у него короче и острее. Если обычный пеликан - белого цвета, то этот - желтого, а порой и зеленого. Пеликаны отличаются своей необычайной любовью к птенцам. Пеликаниха-мать так упорно гладит и нежит своих птенцов клювом и когтями, что они погибают. Прилетающий в гнездо отец-пеликан, видя такую печальную картину, начинает оплакивать своих детей, а затем разрывает острым клювом свою грудь. Его кровь, струящаяся из раны, оживляет птенцов. Долгое время пеликан был символом детолюбия, и это перешло в сказки, легенды и притчи.