Смекни!
smekni.com

Теория литературы. Поэтике (стр. 64 из 73)

Главы: Что такое художественная литература. Предварительная работа писателя. Выбор слов. Приемы, основанные на выборе слов. Приемы, основанные на количестве и на распределении слов. Благозвучие и звукоподражание. Форма и содержание.

60. О н ж е. Вып. II и III. (Построение рассказов и стихов.). Л.: Красная Газета, 1928. С. 183.

Главы: Как создается рассказ. Рассказы простые. Рассказы сложные. Многолинейные рассказы. О сюжетах. Как писатель показывает человека. Метрика. О рифмах. Опыты разбора и исправления стихотворений.

61.Русанов А. Теория литературы: Пособие к формально-социологическому анализу. Самиздатторг. Самара, 1929. С. 234.

62. Т о м а ш е в с к и й Б. В. Краткий курс поэтики. 3-е изд. М.–Л.: Гос. Изд., 1929. С. 132.

Главы: Начала стилистики. Русское стихосложение. Композиция. Литературные жанры.

63.Навроцький Б. Мова та поезiя. Нарис з теорiï поезiï. Изд. «Книгоспiлка», 1925. С. 240.

Популярное изложение на украинском языке основных вопросов теории литературы.

СТИЛИСТИКА*

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДЫ

64. Сборники по теории поэтического языка. Вып. I и II. Пг., 1916-1917. С. 71 и 94.

Вып. I. В. Шкловский. – «Заумный» язык и поэзия. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка. Б. Кушнер. – О звуковой стороне поэтической речи. Е. Поливанов. – По поводу «звуковых жестов» японского языка. Вл. Б. Шкловский. – Граммон. Звук как средство выразительности речи. Вл. Б. Шкловский. – Нироп. Звук и его значение.

Вып. II. В. Шкловский. – Искусство как прием. Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных в практическом и поэтическом языках. О. М. Брик. – Звуковые повторы. Л. Якубинский. – Осуществление звукового единообразия в творчестве Лермонтова. Б. Кушнер. – Сонирующие аккорды. Вл.Б. Шкловский. – О ритмико-мелодических опытах профессора Сиверса.

* Прежде чем приступить к изучению вопросов стилистики, необходимо ознакомиться с элементами языкознания по книгам: Ушаков Д. Н. Краткое введение в науку о языке. 9-е изд. М.: Работник Просвещения, J929; Шор Р. Язык и общество. 2-е изд. М.: Работник Просвещения, 1926.

65. Поэтика ( Сборники по теории поэтического языка). Пг., 1919. С. 168.

I. В. Шкловский. – Потебня. Л. Якубинский. – О поэтическом глоссемосочетании. В. Шкловский. – О поэзии и заумном языке. Е. Поливанов. – О звуковых жестах японского языка. Л. Якубинский. – О звуках стихотворного языка Л. Якубинский. – Скопление одинаковых плавных. О. Брик. – Звуковые повторы.

II. В. Шкловский. – Искусство как прием. В. Шкловский. – Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. Б. Эйхенбаум. – Как сделана «Шинель». Б. Эйхенбаум. – Приложение. Библиография.

Рец. В. Жирмунского в статье «Задачи поэтики» (см. «Жизнь искусства. 1919. № 313-317). [Раскрытие понятия поэтической фонетики, семасиологии и синтаксиса.]

66. Русская речь: Сб. статей под ред. Л.В. Щербы. Пг., 1923. С. 293.

Л.В. Щерба. – Опыт лингвистического толкования стихотворений. I. «Воспоминание» А. Пушкина. Б.А. Ларин. – О разновидностях художественной речи. Семантические этюды. Л.П. Якубинский. – О диалогической речи. В. В. Виноградов. – О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «жития» протопопа Аввакума.

Задача Сборника: исследование русского литературного языка с главным интересом к семантике, синонимике, словоупотреблению, синтаксису, эстетике языка.

67. Русская речь. Новая серия. I; Под ред. Л.В. Щербы. (Сборники, издаваемые Отделом Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств.) Л.: Academia, 1927. С. 118.

Статьи по поэтике: С.И. Бернштейн. – Стих и декламация. Б.А. Ларин. – О лирике как разновидности художественной речи. В.В. Виноградов. – К истории лексики русского литературного языка.

68. Русская речь. Новая серия. II. Под ред. Л.В. Щербы. Л.: Academia, 1928. С. 84.

Статьи по поэтике: С.А. Аскольдов. Концепт и слово. – А. Пешковский. Ритмика «Стихотворений в прозе» Тургенева.

69. П р о б л е м ы п о э т и к и: Сб. статей под ред. В.Я. Брюсова. М.-Л.: Земля и Фабрика, 1925. С. 204.

Статьи: В.Я. Брюсов. – Синтетика поэзии. А.В. Луначарский. – О поэзии как искусстве тональном. М. Локс. – Проблемы стиля в художественной прозе. Я. Зунделович. – Поэтика гротеска. Адалис. – Второй план. Г. Шенгели. – О лирической композиции. Л. Гроссман. – Поэтика сонета. М. Малишевский. – Проблемы метротонической стихологии. М. Григорьев. – К вопросу об объективном истолковании художественного произведения. М. Петровский. – Морфология пушкинского «Выстрела».

См. также №№ 16, 34, 52,

ОТДЕЛЬНЫЕ ТРУДЫ

70. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. I. Л.: Academia, 1926. С. 162.

Статьи по поэтике: Б. Казанский. – Идея исторической поэтики. В. Виноградов. – Проблема сказа в стилистике. С. Бернштейн. – Звучащая художественная речь и ее изучение. А. Астахова. – Из истории и ритмики хорея. Г. Гуковский. – О сумароковской трагедии. Л. Винт. – Басня сумароковской школы. С. Балухатый. – Этюды по истории текста и композиции чеховских пьес.

71. Поэтика.– Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. II. Л.: Academia, 1927. С. 118.

Статьи: В. Жирмунский. Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии. Б. Ларин. – Учение о символе в индийской поэтике. К. Шимкевич. – Роль уподобления в строении лирической темы. Б. Томашевский. – Французская мелодрама начала XIX века. Лидия Гинзбург. – Из литературной истории Бенедиктова. Андрей Федоров. – Проблема стихотворного перевода.

72. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. III. Л.: Academia, 1927. С. 188.

Статьи: В. Виноградов. – К построению теории поэтического языка. С. Бернштейн. – Эстетические предпосылки теории декламации. С. Вышеславцева. – О моторных импульсах стиха. С. Балухатый. – К. поэтике мелодрамы. Л. Виндт. – Басня как литературный жанр. Ю. Тынянов. – Ода как ораторский жанр. Г. Гуковский. – Из истории русской оды XVIII в. Н. Сурина. – Тютчев и Ламартин. Н. Колпакова. – Из истории фетовского текста.

73. П о э т и к а. – Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. IV. Л.: Academia, 1928. С. 148.

Статьи: Б. Томашевский. – Стих и ритм. Н. Коварский. – Мелодика стиха. А. Федоров. – Звуковая форма перевода. В. Пропп. – Трансформации волшебной сказки. В. Жирмунский. – Проблемы формы в германском эпосе. В. Виноградов. – О литературной циклизации (Гоголь и Достоевский). Г. Гуковский. – К вопросу о русском классицизме.

73а. Поэтика.– Временник Отдела Словесных Искусств Гос. Инст. Истории Искусств. V. Л.: Academia, 1929. С. 192.

Статьи: М. Троцкая. – Литература современной Германии. Г. Гуковский. – О русском классицизме. Г. Коровин. – Заметки о Пушкине. I. Б. Томашевский. – Заметки о Пушкине. II. Л. Гинзбург. – Опыт философской лирики. К. Шимкевич. – Бенедиктов, Некрасов, Фет. С. Балуха-тый. – Из истории текста пьес Горького. С. Бернштейн. – Опыт анализа словесной инструментовки.

74. А r s р о е t i с а. I: Сб. статей под ред. М.А. Петровского. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 143.

Статьи: Б. И. Ярхо. – Простейшие основания формального анализа. A.M. Пешковский. – Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. М.А. Петровский. – Морфология новеллы. М. П. Столяров. – К проблеме поэтического образа. P.O. Шор. – Формальный метод на Западе.

75. Х у д о ж е с т в е н н а я форма: Сб. статей под ред. А.Г. Циреса. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук, 1927. С. 159. (В серии: Труды Г.А.Х.Н. – Философское отделение. Вып. первый.)

Статьи: Н.И. Жинкин. – Проблема эстетических форм. М.А. Петровский. – Выражение и изображение в поэзии. И.Н. Волков. – Что такое метафора. Андрей Губер. – Структура поэтического символа.

76.Русская проза: Сб. статей под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л.: Academia, 1926. С. 261. (В серии «Вопросы поэтики».)

Статьи: Предисловия Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. К. Скипина. – Чувствительная повесть. Т. Роболи. – Литература путешествий. Н. Степанов. – Дружеская переписка 20-х годов. Л. Гинзбург. ~ Вяземский-литератор. Н. Коварский. – Ранний Марлинский. В. Зилъбер. – Сенковский (Барон Брамбеус). Б. Бухштаб. – Первые романы Вельтмана. В. Гофман. – Фольклорный сказ Даля.

77. Русская поэзия XIX в. Л.: Academia, 1929. С. VIII+335.

Статьи: В. Гофман. – Рылеев-поэт. А. Андриевская. – Поэмы Баратынского. Вс. Успенский. – О Дельвиге. Н. Коварский. – Полежаев и французская поэзия. В. Голицына. – Шутливая поэзия Мятлева и стиховой фельетон. Т. Хмельницкая. – В. Соколовский. А. Федоров. – Русский Гейне. Н. Сурина. – Русский Ламартин.

78. Проблемы литературной формы: Сб. статей/Пер. под ред. и с предисл. В. Жирмунского. Л.; Academia, 1928. С. 223.

Статьи: О. Вальцелъ. – Сущность поэтического произведения. Его же. – Архитектоника драм Шекспира. Его же. – Художественная форма в произведениях Гете и немецких романтиков. В. Дибелиус. – Морфология романа. Его же. – Лейтмотивы у Диккенса. Л. Шпитцер. – Словесное искусство и наука о языке.

79. Б у р г а р д т О. Новые горизонты в области исследования поэтического стиля («Принципы» Э. Эльстера). Киев, 1915. С. VI+64.

Изложение в сжатом виде теоретических воззрений Эльстера по отделам: Общие свойства стиля (эстетические и психологические). Частные особенности стиля.

80. С а к у л и н П. Н. Еще «о образех». (Миниатюрный экскурс.)// Атеней. Кн. 1-11, 1924. С. 72-78.

Анализ книг Теодора Мейера «Das Stilgesetz der Poesie. 1901 г., по вопросу об изучении поэтических образов.

81.Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. С. 138. (В серии «Вопросы поэтики».)

Тема книги: конкретное понятие стиха в отличие от понятия прозы и особенности стихотворного языка. Задача книги: анализ специфических изменений значения и смысла слова в зависимости от самой стиховой конструкции. Главы книги: I. Ритм как конструктивный фактор стиха. II. Смысл стихового слова.