Смекни!
smekni.com

Алиментные обязательства родителей (стр. 8 из 15)

Следующей разновидностью алиментных обязательств между суп­ругами является обязательство по содержанию мужем жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Оно также возникает при наличии ряда условий, включающих:

1. зарегист­рированный брак;

2. отказ мужа от материальной поддержки жены;

3. беременность жены от потенциального плательщика алиментов либо воспитание ею общего ребенка до трехлетнего возраста;

4. наличие у мужа необходимых для предоставления содержания средств.

Как ви­дим, эта совокупность условий отличается от рассмотренной выше отсутствием указаний на нетрудоспособность и нуждаемость жены. Это не означает, что указанные факторы вообще не принимаются во внимание. Однако они влияют лишь на размер назначаемых алиментов, а само алиментное обязательство возникает независимо от их наличия.

Беременность жены от ответчика или воспитание ею общего ре­бенка — обязательное условие для взыскания алиментов. Но возможны и случаи рождения в браке детей, отцом которых муж истицы не является. Установить происхождение ребенка либо оспорить отцовство можно лишь после рождения ребенка, что следует из ст. 47 и 50 ЗоБС. До этого момента муж практически не имеет законных средств отказаться от уплаты алиментов даже при явной недобросовестности супруги. Общий для супругов ребенок, о котором говорит ЗоБС, не обязательно является их биологическим ребенком, то есть их генетическим потом­ком. Алиментное обязательство может возникать и в случаях воспита­ния ребенка, усыновленного (удочеренного) обеими или одним из родителей либо появившегося на свет благодаря искусственным мето­дам репродукции человека. На содержание алиментного обязательства эти особенности никак не влияют. Следует подчеркнуть, что алименты в указанных выше случаях присуждаются именно в пользу жены ответчика, даже если основанием их уплаты является воспитание ею ребенка. Алименты на самого ребенка могут взыскиваться отдельно вне всякой связи с уплатой алиментов жене.

Еще одна разновидность алиментных обязательств, впервые пре­дусмотренная ЗоБС, регулирует вопросы содержания нуждающегося суп­руга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом. Взыскание алиментов в этом случае обусловлено:

1. наличием зарегистрирован­ного брака;

2. отказом одного из супругов от материальной поддержки другого;

3. нуждаемостью управомоченного супруга;

4. осуществлением одним из супругов ухода за общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

5. наличием необходимых для предоставления содержания средств у обязанного супруга.

В отличие от общих условий возникно­вения алиментных обязательств между супругами в данном случае право на получение алиментов в первую очередь связано с тем, что трудоспо­собный супруг не может обеспечить себя, поскольку занят уходом за ребенком-инвалидом. До достижения ребенком-инвалидом совершен­нолетия степень его инвалидности не имеет значения для присуждения алиментов. По достижении ребенком восемнадцати лет право на полу­чение алиментов сохраняется лишь в случае ухода за инвалидом с детства I группы[18]. Следует иметь в виду, что определенная группа инвалидности может быть установлена ребенку решением медико-со­циальной экспертизы лишь по достижении им 16 лет. А до этого возраста ребенку может быть установлена категория "ребенок-инва­лид".

К сожалению, ЗОБС обходит молчанием вопрос о возможной конку­ренции исков, основанных на различных видах алиментных обяза­тельств между супругами. Такое положение может возникнуть, если в отношениях между одними и теми же супругами присутствуют одно­временно все указанные выше основания возникновения алиментных обязательств. Например, нетрудоспособная нуждающаяся жена осуще­ствляет постоянный уход за ребенком-инвалидом, не достигшим трех лет. В этом случае формально она может требовать взыскания в свою пользу алиментов, основанных на любом из трех рассмотренных выше юридических составов. Но возможно ли одновременное предъявление трех различных исков с последующим суммированием назначенных алиментов? Думается, нет. Ведь основное назначение алиментных обязательств между супругами состоит в том, чтобы предоставить одному из них необходимое материальное содержание, которого он не получает от другого супруга в добровольном порядке. Поэтому удов­летворение одного из предъявленных исков означает, что необходимое содержание будет предоставляться истцу по решению суда. Это ведет к отпадению оснований для удовлетворения других аналогичных исков, поскольку уже нельзя говорить об отказе другого супруга от предостав­ления необходимой материальной поддержки. Что же касается выбора одного из возможных исков и соответственно алиментного обязатель­ства, то, по общему принципу, право такого выбора должно принадле­жать истцу - получателю алиментов.

Наряду с алиментными обязательствами, возникающими между лицами, состоящими в браке, закон также регулирует и аналогичные обязательства между бывшими супругами, официально прекратившими семейные отношения. Виды таких алиментных обязательств и условия их возникновения во многом сходны с обязательствами, существую­щими в браке. Так, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

1. бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

2. нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

3. нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

4. нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длитель­ное время.

Основное различие между алиментными обязательствами супругов и бывших супругов сводится к тому, что нетрудоспособное нуждающееся лицо, состоящее в браке, вправе претендовать на али­менты во всех случаях. Тогда как право нетрудоспособного нуждающе­гося бывшего супруга на получение алиментов зависит от времени наступления его нетрудоспособности (пенсионного возраста) по отно­шению к моменту расторжения брака. Сужение сферы действия али­ментных обязательств между бывшими супругами вполне оправданно. Ведь с момента расторжения брака этих лиц подчас уже ничего не связывает (тем более при отсутствии общих детей).

Рассмотренные условия возникновения права на алименты между супругами (в том числе бывшими) носят более или менее формальный характер. Возраст ребенка, момент расторжения брака, срок наступле­ния нетрудоспособности - эти и другие критерии ничего не говорят о том, что же представлял собой сам брачный союз, ставший основа­нием для уплаты алиментов. А ведь причины, по которым возникло формальное право на получение алиментов, могут быть самыми раз­личными. Так, нетрудоспособность одного из супругов может наступить в результате злоупотребления алкоголем или наркотиками. Его пове­дение в семье может граничить с хулиганством. Да и сама продолжи­тельность брака может исчисляться несколькими месяцами или неделями. Справедливо ли в этих случаях возлагать на другого супруга (тем более бывшего) какие-либо алиментные обязанности? Разумеется, нет. По этой причине закон и не ограничивается перечислением чисто формальных критериев возникновения права на алименты. Статья 136 ЗоБС определяет ряд условий, при наличии которых суд может освободить супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничить эту обязанность (как в период брака, так и после его расторжения) некоторым сроком. Это, в частности, возможно, если нетрудоспособность нуждающегося супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотиками или в результате совершения им умышленного преступления, либо срок пребывания супругов в браке непродолжителен, либо в случае недостойного пове­дения в семье супруга, претендующего на алименты. Последние два обстоятельства нуждаются в пояснении.

Непродолжительность пребывания супругов в браке принимается во внимание лишь в отношении бывших супругов, расторгнувших брак к моменту возникновения спора об алиментах. Такой вывод опирается на буквальное логическое толкование соответствующей нормы. Ведь длительность не расторгнутого брака - величина постоянно меняюща­яся, поэтому она и не может лежать в основе судебного решения. Непродолжительность семейного союза оценивается судом в каждом конкретном случае. Каких-либо формальных критериев ее определения закон не устанавливает.

Недостойное поведение супруга в семье - фактор еще более субъ­ективный. Как определить ту грань, за которой некорректное, недоста­точно уважительное отношение к другому супругу перерастает в "недостойное" поведение? Закон оставляет решение и этого вопроса на усмотрение суда, что, несомненно, правильно. Ведь то, что в одной семье привычно и не вызывает особых возражений, в другой может считаться шокирующим, оскорбительным. Поэтому ЗоБС и не устанавливает каких-либо общих критериев, характеризующих поведение супругов[19].

Бывшие супруги, так же как и лица, состоящие в браке, вправе по своему усмотрению определить условия алиментирования в соответст­вующем соглашении. Это касается и оснований, и порядка уплаты, и размера алиментов. Причем алиментное соглашение может быть за­ключено как во время пребывания в браке, так и после его расторжения. В последнем случае возникает сложная проблема разграничения соб­ственно алиментного соглашения и сходных с ним типов договоров, урегулированных частью второй ГК РК.