Смекни!
smekni.com

Гражданско- правовые аспекты государственной регистрации залога недвижимости (стр. 14 из 17)

Вместе тем особый финансовый порядок финансового обеспечения учреждений юстиции по регистрации прав, предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и примерным положением об учреждении юстиции, дает основания для вывода, что соответствующие нормы ГК РФ об ответственность за действия государственных органов применятся не должны. Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с законом должны непосредственно нести ответственность за причиненный ими вред.

Особый режим финансового обеспечения учреждений юстиции по регистрации прав заключается в том, что система государственной регистрации создается за счет платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, а так же бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. Средства получаемые в виде платы за государственную регистрацию и предоставление информации должны использоваться учреждением юстиции по регистрации прав исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации, в том числе на осуществление государственных гарантий зарегистрированных прав. К числу гарантий безусловно следует отнести и установленную законом имущественную ответственность учреждений юстиции по регистрации прав за причиненный вред.

Помимо денежных средств, остальное имущество учреждений юстиции является собственностью Российской федерации и закрепляется за соответствующим учреждением на праве оперативного управления. Следовательно при отсутствии у учреждения юстиции денежных средств для полного возмещения убытков должна быть применена ст.120 ГК РФ. Эта статья предусматривает, что при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Применительно к учреждениям юстиции по регистрации прав субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести субъект Российской Федерации, в собственности которого находится имущество учреждения юстиции. Недостающие для возмещения вреда средства взыскиваются за счет казны соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Примерного положения об учреждении юстиции, учреждение юстиции вправе создавать в пределах регистрационного округа филиалы. Территория на которой осуществляется государственная регистрация филиалами, определяется учреждением юстиции по регистрации прав по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Поскольку филиалы не являются юридическим лицами, а представляют собой лишь обособленные подразделения создавших их юридических лиц, ответственность за вред, причиненный деятельностью филиала, несет учреждение юстиции, т.е. лица непосредственно создавшее филиал.

Ответственность без вины допускается лишь в случаях предусмотренных законом. При этом форма вины (умысел и неосторожность) не влияет не на наступлении ответственности ни на ее размер. Вина ответственного лица призюмируется. Это означает, что причинитель считается невиновным, если не докажет отсутствия своей вины.

Государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы. Следовательно нарушения о которых идет речь допускаются прежде всего ими. Вместе с тем , в соответствии со ст.1068 ГК РФ юридические лица несут ответственность за действия своих работников при исполнении последними своих должностных, служебных или трудовых обязанностей. Поэтому именной учреждение юстиции обязано возместить убытки, возникшие в результате виновных действий регистраторов и других работников.

В связи с этим возникает вопрос о регрессной ответственности непосредственных причинителей вреда,. Этот вопрос решен ГК РФ, Статьей 1081 ГК РФ предусмотрено, что лицо возместившее вред, причиненный другим лицом, имеет право обратного требования к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной закон не установлен законом.

Размер регрессной ответственности работников определяется нормами трудового законодательства. В соответствии со ст.119 Кодекса законов о труде РФ за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей работник по вине которого причинен ущерб, несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба (речь идет о реальных убытках, возмещение упущенной выгоды не предусмотрено), но не более размере своего месячного заработка. Ответственность работника в полном размере ущерба может наступить, если ущерб причинен его преступными действиями, установленными приговором суда.

В дополнение к рассмотренному необходимо добавить, сто ответственность учреждения юстиции, так же предусмотрена ст.18 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которая устанавливает обязанность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации возмещения заинтересованному лицу убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием)учреждения юстиции, в том числе:

· необоснованным отказом в государственной регистрации ипотеки;

· необоснованным отказом во внесении исправлений в регистрационную запись;

· задержкой в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока;

· государственной регистрацией ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, или с иными ошибками;

· несоблюдением требований пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

· уклонением от выдачи закладной (дубликата закладной);

· неправомерным погашением регистрационной записи;

· необоснованным отказом в совершении действий, предусмотренных статьей 26 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

5. Актуальные проблемы государственной регистрации ипотеки

Недвижимое имущество (недвижимость) является распространенным, но далеко не единственным предметом ипотеки. Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. "Об ипотеке (залоге недвижимости)" правила об ипотеке недвижимого имущества соответственно применяются к залогу прав арендатора по договору об аренде такого имущества (право аренды), поскольку иное не установлено федеральным законом и не противоречит существу арендных отношений. Таким образом, законодательно установлено, что предметом ипотеки может быть право аренды, и это по сути дела является введением нового понятия - ипотека права, представляющего собой новеллу для нашей действительности и законодательных традиций.

Какова же юридическая конструкция данного феномена и каковы особенности его правового регулирования?

Экономическая обусловленность введения столь сложной правовой конструкции связана с нерешенностью одного из самых важных экономических вопросов - земельного. Большинство земельных участков, выделяемых под строительство зданий и сооружений, передаются застройщикам на основании долгосрочных договоров аренды. Таким образом, земля остается в государственной или муниципальной собственности, а застройщик в отношении ее наделяется лишь обязательственным правом.

В то же время согласно ст. 340 ГК ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части. Это единственный случай упоминания в ГК именно ипотеки права, принадлежащего залогодателю. В остальных случаях говорится либо о залоге прав, либо о залоге имущественных прав (к которым, кстати, может быть отнесена и аренда). В связи с этим можно предположить, что ст. 340 ГК устанавливает скорее исключение, чем правило.

В свою очередь Закон об ипотеке несколько раз упоминает о возможности ипотеки права аренды, устанавливая для нее особый режим. Так, помимо того, что право аренды является специфическим предметом ипотеки, ипотека этого права может устанавливаться только с согласия арендодателя, и в договоре об ипотеке права аренды арендованное имущество описывается так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, а также указывается срок аренды. Кроме того, не допускается удостоверение ипотеки закладной, если ее предметом является право аренды предприятия как имущественного комплекса, леса или земельного участка (из состава земель сельскохозяйственного назначения). Если предметом аренды является иное недвижимое имущество, то при удостоверении такой ипотеки закладной в ней указывается точное название имущества, являющегося предметом аренды. При этом указывается лишь точное название арендованного имущества, но не его описание, как это требуется применительно к договору об ипотеке. При обращении взыскания на заложенное право аренды недвижимого имущества последнее реализуется в соответствии с правилами, установленными в отношении обычной ипотеки, с последующим оформлением уступки данного права, т.е. путем продажи с публичных торгов или на аукционе в порядке, предусмотренном ст. ст. 447-449 ГК (ст. 56 Закона об ипотеке). Таким образом, фактически получается, что должны быть проведены публичные торги по продаже права, в результате которых заключается не договор купли-продажи, а договор уступки права, на который распространяется действие ст. ст. 383-389 ГК.