Смекни!
smekni.com

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации (стр. 31 из 61)

Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет "НТВ-Interna - tional".

В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, opгaнизаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения.

Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный "бум" спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи "Ямал", созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом "Газпром", в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, шла ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Конева. В настоящее время система "Ямал" использует геостационарный космический аппарат "Горизонт", дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется игровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи "Ямал" таковы: в 1997 г. охват - 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. - расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. - охват 100% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).

Пока возможности вещания системы "Ямал" не превышают часа в сутки, после запуска ретрансляторов "Ямал-100" предусматривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спутники "Ямал-100" создаются ОАО "Газпром" совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия" при техническом участии американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, электроники, двигателестроения.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вмето головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего появления - школьное образование, учебно-просветительские npoграммы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.

Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для "бизнес-график" - машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс - принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб - систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином "видеотекст", означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется "телетекстом". Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией.

Интерактивные мультимедиа - одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели возможность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом.

Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерактивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, монитор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влияет на нормальную работу обычной телесети. "TELEPICK" подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность участвовать в разгадке слов во время телеигры типа "Поле чудес".8о время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один документальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клавиатуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить ~ в прямой контакт с участниками игры "по другую сторону экрана". ~ Разработаны проекты использования такой интерактивной системы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в. кинотеатр, не выходя из дома.

Недалек и тот день, когда можно будет "дозировать" объем цен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания "Video Freedom" из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам. Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления.

Несомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, - перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальныыми средствами.

Структурно-функциональные аспекты телевидения

Современное электронное телевидение имеет специфическую техническую особенность:

радиоволны (длинно - и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара, а телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки.

Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась - в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению "местная".

Именно во времена технической изоляции, но складывались традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось необходимое оборудование.

50 - 60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. При развитии техники (сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи) преодолевался "островной" характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу телевещания.

В 70-е гг должна была произойти перестройка местного телевещания, которая либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства.

Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.