Смекни!
smekni.com

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации (стр. 34 из 61)

проведение ежегодного фестиваля российских региональных телекомпаний.

Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля.

Система средств массовой информации России

Уч. пособие под ред. д. филол. н. проф. Я.Н. Засурского

М., Аспект-пресс, 2003.260 с.

Системные характеристики СМИ

СМИ как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

иметь необходимый набор функций и так их реализовать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

структура СМИ должна располагать такой совокупностью печатных, телерадио СМИ, которые могут способствовать выполнению этих функций;

СМИ должны быть организованной системой, т.е. действовать в соответствии с условиями развития общества, иметь необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и пр), для чего должны существовать административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

Техническая база СМИ

Печатные средства:

Свыше 40% мощностей крупных и около 70% местных типографий - устаревшая высокая печать. Износ оборудования - 80%

Серьезные проблемы с доставкой: альтернативные Роспечати службы развиваются крайне медленно.

ТВ и радиовещание:

Возможность принимать телевизионную информацию имеют 98,8% населения России.

Данные опроса по состоянию на 1997 год.

Центральный регион России (Брянск, Владимир, Иваново, Калуга, Кострома, Орел, Рязань, Смоленск, Тверь, Тула, Ярославль):

кабельное телевидение - 8%;

спутниковое телевидение - 0,8%;

видеотехника - 35,9%;

Москва:

кабельное телевидение - 36,6%;

спутниковое телевидение - 11,4%;

видеотехника - 59,8%.

По количеству телеприемников мы занимаем 20-е место в мире: 379 на 1000 жителей.

Интернет

35-е место в мире - 0,13% жителей подключены к интернету

Для сравнения: США - 21,82%, Великобритания - 8,3%, Германия - 5,85%

Многие СМИ России имеют электронные версии, однако не имеют массовой аудитории.

Экономика

В 90-е годы изменились отношения собственности: СМИ владеют государство, общественные организации, частные лица - с различным организационно-правовым статусом (ЗАО, ОАО, ООО, совместные предприятия и пр).

Уменьшилась доля бюджетного финансирования.

Сохраняются убыточные СМИ, финансируемые заинтересованными в них организациями и лицами.

Ограничение подписки в связи с низкой платежеспособностью населения, что привело к сокращению разовых тиражей:

журналов - в 5 раз,

газет - в 1,5 раза.

(В 1998 году разовый тираж общероссийских газет - 32 млн. экз., Московских журналов - 33 млн. экз. Население России в 1999 - 146,3 млн. чел. Москва - 8 млн.538,2 тысячи. Одна газета на каждого пятого в день!)

Сокращение объема информации - годовой тираж общероссийских газе упал в 11 раз, журналов - в 8 раз.

Развлекательные программы занимают более 60% эфирного времени, т.к именно в них сосредоточены рекламные блоки.

Группы СМИ

Государственное бюджетное финансирование:

ВГТРК с 99 региональными телерадиоорганизациями

ИТАР-ТАСС

РИА "Вести"

"Российская газета"

многие местные издания

ОРТ - 51% акций

Правительство Москвы финансирует:

ТВ-Центр

городской кабельный канал ТВ-Центр-Столица

газеты "Тверская, 13", "Вечерняя Москва", "Деловая Москва сегодня", "Москвичка" и др.

Мост-медиа включает:

НТВ

региональная телевизионная сеть ТНТ

радио "Эхо Москвы"

газеты "Семь дней", "Сегодня"

журнал "Итоги" и др.

Проф-медиа контролирует:

газеты "Известия", "Комсомольская правда"

журналы "Закон", "Эксперт"

радио "Европа-плюс"

информационное агентство "Прайм" и др.

В сфере влияния группы Березовского находятся:

ОРТ

ТВС

Газеты "КоммерсантЪ", "Независимая газета", "Новые известия"

журнал "Огонек" и др.

Американская инвестиционная компания "StoryFirstCommunication"

Радио "Максимум" - 25% + большое количество различных акционеров

СТС - 75% (в 1998 г. - 100%)

"Аргументы и факты"

еженедельник

ряд специализированных изданий

"Московский комсомолец"

газета, региональные приложения, "МК-бульвар" и др.

Аудитория

Выросло влияние аудиторного фактора на информационную сферу СМИ.

Увеличилось число общероссийских ТВ и радио-передач.

В 6 раз выросло число общероссийских газет.

Выросли разовые тиражи региональных газет: с 54,7 до 80 млн. экз.

В регионах выходит более 300 газет с разовым тиражом более 5 млн. экз.

Появилось 1200 новых наименований журнальной переодики.

В 1997 году насчитывалось около 1000 региональных телеканалов.

Расширилось функциональное многообразие СМИ.

Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России, однако в 8 национальных округах и 1 нац. районе все еще нет издания на языке коренной национальности (данные на 1998г)

Многие печатные СМИ перестали иметь представительный по отношению ко всему населению страны характер:

ежедневные общероссийские газеты (17 наименований) имеют разовый тираж всего 5 млн. экз.

580 массовых журналов - 19,5 млн. экз. разового тиража.

Однако сохраняется общероссийская аудитория телевидения и радио (опрос по областным городам центра России):

телевизор смотрят 99,7% опрошенных

в домашнем хозяйстве один телевизор имеют 58,9%

два - 32,9%

более двух - 7,6%

радио слушают 89% опрошенных

в будни - 2 часа 42 минуты

в выходные - 2 часа 30 мин.

дома радио слушают 92,4%

в автомашине - 13,8%

на даче - 8%

в других местах - 7,1%

в домашнем хозяйстве один радиоприемник имеют 58,8%

два - 28,1%

три и более - 12,2%

Творческие профессии на телевидении

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли "комментатор". С течением времени более точно определились основные "амплуа", в которых журналист предстает перед телезрителями. С течением времени более точно определились основные "амплуа", в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

Телерепортер (корреспондент).

Комментатор.

Обозреватель.

Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или "портретист").

Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

Ведущий ток-шоу.

Ведущий информационной программы (в США бытует термин "анкормэн", что означает "человек-якорь", или словосочетание "ньюз презентер" - "представляющий новости"; иногда используют образное выражение "человек, делающий погоду", но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных "амплуа" в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста "переключения" на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Молодой журналист рано или поздно определяет для себя некие рамки профессиональных возможностей, т.е. старается делать то, что лучше удается. С возрастом амплуа журналиста может измениться, но пределы изменений все же существуют: это психофизиологические особенности организма, которые не следует игнорировать. Один из блестящих мастеров обдуманного до последней фразы комментария на международные темы вдруг оказывается беспомощным, взявшись вести телемост, где требуются молниеносная реакция и способность к остроумной импровизации. И наоборот, хорошо работающий в уличных репортажах, в общении с собеседниками на поле или на стадионе репортер часто не выдерживает студийного монолога, крупный план угнетает его, за столом, в кресле он выглядит неестественно, неорганично.

Даже в театре понятие амплуа связано не только с внешними данными и психофизиологическими особенностями актера. Теоретики театра подчеркивают, что важен синтез физических, моральных, интеллектуальных и социальных черт. Не учитывать этого нельзя и в журналистике. Бывает, что интервьюер-портретист, снискавший славу светскими беседами с деятелями искусства, терпит провал, взявшись за интервью с политиком, а отличный ведущий-информатор оказывается смешон в роли комментатора-аналитика или неловок в ток-шоу. Таких примеров, к сожалению" достаточно: никто не помогает журналистам "найти себя", свое амплуа, свой осознанно формируемый экранный имидж. Сказывается нехватка режиссеров, которые были бы заинтересованы в такой работе с экранными персонажами - журналистами.

Знаменитый Уолтер Кронкайт, чья внешность вселяла успокоение и чувство надежности в американскую телеаудиторию 60-70-х годов, был допущен к пульту ведущего информационной программы Си-би-эс лишь после многолетней работы в качестве корреспондента. Ставка на молодых ведущих в США не оправдала себя: американцы склонны больше доверять в политическом анализе и отборе новостей мужчинам среднего возраста. Размышляя о своих преемниках, Кронкайт с некоторой горечью писал: "Много молодых людей из тех, что раньше шли на сцену или снимались в кино, теперь приходят на телевидение. Это красивые люди, которые хотят быть "звездами", но они мало заинтересованы в журналистике. Их гораздо больше интересуют деньги, слава, популярность. Они проходят обучение в "коммюникейшн скулз", которое не приносит особой пользы, так как никто не учит там молодых людей, как надо писать. А без этого невозможно стать хорошим журналистом". Среди студентов в России тоже распространено мнение: на телевидении необязательно уметь писать. Глубочайшее заблуждение! Обилие мало что умеющих людей на телевидении России в начале 90-х годов было связано со сменой политических структур и с уходом профессиональных, но политически неуместных в новой обстановке журналистов и режиссеров.