Смекни!
smekni.com

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации (стр. 60 из 61)

по национальному признаку: республиканская программа; программа для национальных групп населения; программа для проживающих вне территорий своих национальных образований;

по территориальному признаку: общегосударственная (интеграционная - межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона) программа;

по временному признаку: круглосуточные программы; программы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной платы телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движение, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной организации).

Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками.

Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание;

спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение);

кабельное (абонентское) телевидение;

кассетное (видеотечное) телевидение - видеодиски (лазеровидение);

титровое телевидение - видеотекс, телетекст.

Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повторов отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фактор необратимости времени трансляции. Более того, неограниченное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что режим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из видов вещания: Си-эн-эн - круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви - телеканал современной музыки, действующий по принципу "нон-стоп".

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбежно ведет к новому качеству дифференциации вещания по зрительским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техническими (аудиовизуальными) средствами.

Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, возможностями их просмотра в любое удобное для владельца видеомагнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятельного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа "Огонек-видео", кассеты которого не просто служат иллюстрацией, видеодополнением популярного массового издания, но обладают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационными, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

Логически рассуждая, можно предположить, что при всемерном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой степени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений собственно телевизионного производства, прямые трансляции уникальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции - от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры - удел специализированных каналов кабельного ТВ, кассет и видеодисков.

Глобальный характер спутникового ТВ требует информации соответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина осмысления и яркость формы должны совпадать с масштабами потенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализации этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

Первое спутниковое телевидение на русском языке - "НТВ плюс" - вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на "НТВ плюс" подписались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый - творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и "Мир кино". "Наше кино" грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями, переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали отдельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал критических писем, некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать количество "тарелок".

Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. "НТВ плюс" решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое уменьшение доходности от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового на цифровое оборудование. На это холдинг "Медиа-Мост" затрачивает огромные средства. В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и управления собственным спутником.

Спутник "Бонум-1/Мост-1" был выведен на орбиту с мыса Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обеспечивал трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на русском языке. Кроме старых, выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал "Nickelodeon" западного образца, из спортивных - два новых: "Eurosport" и собственный чисто футбольный канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные программы "Animal Planet" и "Discovery". Любители боевиков получили возможность смотреть их 24 часа в сутки в режиме "non-stop". Канал "Romantica" удовлетворяет любителей латиноамериканских мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо раскрученный в США "Hillmark", показывающий телевизионные фильмы и мини-сериалы, и еще один детский - "Fox Kids". Это количество программ укладывается в восемь вариантов подписки. Продажу аналогового оборудования компания прекратила, но заверила владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока последний из них не будет заменен на цифровой.

Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет "HTB-International".

В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения.

Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный "бум" спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи "Ямал", созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом "Газпром", в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева. В настоящее время система "Ямал" использует геостационарный космический аппарат "Горизонт", дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи "Ямал" таковы: в 1997 г. охват - 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. - расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. - охват 70% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).

Пока возможности вещания системы "Ямал" не превышают 4 часа в сутки, после запуска ретрансляторов "Ямал-100" предусматривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спутники "Ямал-100" создаются ОАО "Газпром" совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия" при техническом участии американских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, электроники, двигателестроения.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение - своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения - школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры - один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.