Смекни!
smekni.com

Тематическая и жанровая структура современной телеинформации (стр. 44 из 61)

Каким же критериям, по мнению исследователей, должен отвечать информационный телевизионный выпуск, чтобы соответствовать возлагаемым на него ожиданиям аудитории? Обычно здесь выделяют следующие функциональные характеристики:

информативность (качественно-количественная характеристика взаимодействия журналист - текст - аудитория, выявляющая степень восприятия аудиторией тех сведений, которые содержатся в журналистских произведениях);

информационная насыщенность, критериями которой выступают релевантность произведения, то есть его соответствие интересам и потребностям аудитории, а также декодируемость, или возможность их адекватного понимания аудиторией, и оригинальность - наличие в них сведений, актуальных для телеаудитории;

представление (создание) из мозаики сообщений, всей совокупности информационных материалов политической, культурной, в широком смысле информационной картины мира.

Проблема взаимодействия информационного канала и его аудитории описывается хрестоматийно известной формулой Г. Лассуэлла, определяющей структуру массовой коммуникации. Совокупность элементов этой структуры выглядит следующим образом: "Кто сообщил - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом".

В элементе кто сообщил важны по крайней мере два фактора, характеризующие источник информации: его "солидность", авторитет, кредит доверия у аудитории; тип личности журналиста, особенности его представления о себе и собственной роли в деятельности данного средства информации, а также о значении СМИ в судьбах общества, страны. Скажем, если "Независимая газета" в течение долгого времени включала в рейтинг "100 наиболее влиятельных политиков России" ведущих программы "Итоги" Евгения Киселева или программы "Сегодня" Татьяну Миткову, это свидетельствовало и об авторитете НТВ, и о собственном их влиянии на общественное мнение. Впрочем, к элементу кто сообщил нынче следует добавить еще один фактор - зависимость (или отсутствие таковой) сообщающего от "хозяина" СМИ...

Элемент что сообщил подразумевает содержание информационного сообщения, подачу информации, ее изложение, интерпретацию в рамках тех категорий мышления, которые привычны для данной аудитории СМИ.

Когда речь идет об элементе по какому каналу, следует иметь в виду прежде всего специфику конкретного СМИ, систему его изобразительно-выразительных средств (а у печати, радио и ТВ они существенно различаются). Не менее важно и то, что каждое СМИ имеет достаточно определенную и в целом устойчивую аудиторию.

При анализе элемента кому сообщил известной пентады следует иметь в виду, что информационное воздействие будет тем эффективнее, чем в большей степени учитываются коммуникатором объективные знания о потребителях информации, настроениях, доминирующих в основной массе зрителей, о системе ценностей, мотивов, установок той части населения, которая составляет аудиторию данного СМИ. В частности, социология массовой коммуникации выделяет три вида ориентации потребителей информации на ее источник. (См.: Социология массовой коммуникации / Под ред.Ф.И. Минюшева, В.Н. Иванцова. М., 1995.С. l)

Духовно-личностная: люди, принадлежащие к этому типу, активны в духовной жизни, знакомы с литературой, искусством, проявляют повышенный интерес к происходящим в стране и мире событиям; они не испытывают трудностей в понимании предлагаемой им информации, предъявляют высокие требования к художественной и эмоциональной форме ее подачи, стремятся найти какие-то личностные мотивы и смысл во всем, что предлагают им СМИ.

Профессионально-функциональная: относящиеся к этой группе люди характеризуются подчеркнутым вниманием к общественно-политической информации, новостям и комментариям к ним, проявляют устойчивый интерес к аналитическим материалам.

Потребительская ориентация: для этой группы людей СМИ главным образом выступают как источники, обеспечивающие досуг и развлечения; они чаще обращаются к развлекательным и спортивным программам и реже - к передачам событийного характера; в своих оценках более конформны и менее информированы по сравнению с двумя предыдущими группами.

Элемент с каким эффектом предполагает следующее. Чем шире кругозор потребителя информации и выше уровень образованности, степень включенности человека в систему общественных отношений, тем сложнее воздействовать на него посредством СМИ. Данный элемент по сути - это требование необходимых сведений о результате информационного действия, выявление обратных связей в информационном процессе.

Приведенная схема Лассуэлла, принятая в теории массовой коммуникации, удобна при анализе основных факторов, включенных в процесс воздействия на телеаудиторию. Но она не дает полного представления о динамических процессах, складывающихся между ее элементами.

Имеется более сложная, двухмерная матрица убеждающей коммуникации К. Ховленда и И. Джаниса. (См.: Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995. С.97) СМ. ФАЙЛ НОВОСТИСХЕМА

Первый столбец матрицы образуют коммуникативные стимулы: сообщение, коммуникатор, канал, ситуация. Четвертый - коммуникативные эффекты: изменения мнения, поведения потребителя информации. Наблюдаемые стимулы и эффекты образуют две крайние точки процесса воздействия. Они связаны между собой функциональной зависимостью, где коммуникативные стимулы - независимые переменные, а коммуникативные эффекты - зависимые переменные. Второй столбец - установочные факторы реципиента: общая убежденность, установки, связанные с сообщением, коммуникатором, каналом, ситуацией. Третий - внутренние опосредующие процессы.

Процесс влияния объективной коммуникационной ситуации на изменение мнений и поведения аудитории зависит от системы взаимовлияющих, взаимодействующих факторов. Однако и эта схема не дает полного представления о влиянии телеинформации на индивидуальное сознание и общественное мнение в целом, ибо трудно при всех поправочных коэффициентах предположить прямую и непосредственную зависимость между деятельностью журналистов и поведением аудитории.

Один из основоположников отечественной теории тележурналистики Э.Г. Багиров в "Очерках теории телевидения" наиболее подробно рассматривает коммуникационный процесс, начиная со схемы создателя теории информации К. Шеннона, столь популярной пентаграммы Г. Лассуэлла, анализируя далее схемы М. де Флера, У. Шрамма, формулу Дж. и М. Райли, модели А.Н. Алексеева, Е.П. Прохорова, М. Лауристин и Ю.В. Воронцова. Суммируя достижения предшественников, автор предлагает собственное видение коммуникационного процесса, в который органично включены: реальная действительность → структура личности → структура социальных отношений → структура коммуникативных зависимостей → процесс отражения → процесс творчества → процесс восприятия → обратная связь → и, как результат, социальный опыт и социальное действие (См.: Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. С.53 - 67).

Что такое новость? "Новость - то, что отличает нынешний день от вчерашнего". Эта образная дефиниция принадлежит признанному специалисту в области телевизионной информации, создателю службы новостей на НТВ, а затем руководителю ВГТРК О.Б. Добродееву. По Р.А. Борецкому (один из первых отечественных теоретиков ТВ), "каждое сообщение должно удовлетворять ряду требований. К ним относятся, во-первых, достоверность; во-вторых, новость (как говорят, банальность должна стремиться к нулю); в-третьих, полнота сообщения; в-четвертых, актуальность" (Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967. С.22).

В свою очередь Эверт Дэннис в книге "Беседы о масс-медиа" дает такие стандартные критерии, применяемые в западных компаниях для определения новостей, как:

конфликтность (вызывающая напряжение или удивление)

катастрофа (поражение, разрушение);

развитие какого-то важного события (триумф; достижение);

последствие какого-то события (степень его воздействия на общество);

знаменитость (вызывающие всеобщий интерес события в жизни какого-то лица);

новизна (что-то необычное, даже чрезвычайное);

сильный человеческий интерес (яркий эмоциональный фон);

территориальная близость (местная проблематика).

(См.: Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.С. 205)

Чтобы событие нашло отражение в выпусках теленовостей, оно должно удовлетворять требованию хотя бы одного из определяющих его ценность критериев (См.: Воскобойников В.С., Юрьев В. E. Журналист и информация.М., 1993. С.54-55).

БЛИЗОСТЬ темы новости к потребителю информации: либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком большая отдаленность - местная проблематика, которую зарубежный автор абзацем ранее указывает в последнюю очередь, а отечественный, вполне справедливо, по нашему мнению, выносит на первое место), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее); что-то хорошо знакомое или близкое по каким-то причинам; вообще все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями - иной раз это может привлечь, даже если речь идет о чем-то далеком и по времени, и по месту. ИЗВЕСТНОСТЬ кого-либо или чего-либо: все то, что по тем или иным причинам может получить признание, и популярность либо на местном уровне, либо в более широких масштабах. Успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных, иных организаций, их представителей, которые "делают новости" (так называемые "ньюсмейкеры"); показ знаменитостей разных калибров, причем как в положительном, так и в отрицательном смысле; рассказ о сенсационных открытиях, изобретениях или достижениях в различных областях. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ: здесь работники новостных служб должны ответить на следующие вопросы. Насколько актуальна новость? Уместно ли давать те или иные сведения в контексте сегодняшнего дня? Не принесет ли их опубликование "незапланированный" вред по каким-либо "деликатным" причинам? Достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации?