Смекни!
smekni.com

Исторические типы общественного воспроизводства (стр. 14 из 36)

Это означает, что общество в состоянии потребить любое сколь угодно большое количество совокупного продукта, не наталкиваясь на недостаток совокупного спроса. Вообще совокупный спрос - это фантом буржуазного сознания, продукт ошибочного переноса одной из фундаментальных категорий микроэкономического анализа на макроуровень.

Упомянутые ошибки ведут к неспособности западных экономистов установить истинные причины циклических кризисов. Если бы дело заключалось в недостатке у потребителей денег для покупки товаров, то такая "проблема" решалась бы простым повышением зарплаты, как советовал американский миллионер из "Одноэтажной Америки" Ильфа и Петрова. В самом деле, если у людей нет денег для покупки товаров, то дайте им эти деньги - они и купят, и не будет никакого кризиса.

Но такое решение наталкивается на непреодолимую трудность. Все дело в том, что с началом кризиса стремительно исчезает инвестируемая прибыль. Повышение зарплаты в этих условиях приведет к еще большему снижению инвестируемой прибыли и росту убытков. Конечно, марксисты предложат увеличить зарплату за счет другой части прибыли, той, что идет на паразитическое потребление капиталистов. Однако эта мера мало что даст: хотя объем потребления на одну капиталистическую душу довольно велик, общая доля капиталистов в совокупном потреблении нации незначительна вследствие крайне малого их удельного веса в населении страны. Значительно повысить зарплату за счет наступления на паразитическое потребление и тем избежать кризиса, увы, не удается.

Главный вопрос здесь заключается в том, куда девается инвестируемая прибыль, почему она исчезает? Инвестируемая прибыль является двигателем капиталистического расширенного воспроизводства, в решающей степени определяя абсолютный уровень и темп роста той части прибыли, которая потребляется капиталистами. Исчезновение инвестируемой прибыли означает переход к простому воспроизводству с присущим ему постоянным уровнем производительности труда, а следовательно, и потребления на душу населения, и, таким образом, полностью подрывает саму основу капитализма.

Итак, куда же девается инвестируемая прибыль? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать процессы, происходящие в воспроизводственной системе в период циклического подъема.

Прежде всего необходимо выяснить, что такое органическое строение капитала и почему оно растет. К сожалению, Маркс не до конца разработал этот вопрос, а советские экономисты, по обыкновению, его только запутали. Обычный их ответ - это масса средств производства, приходящаяся на одного рабочего. И здесь сразу встает несколько вопросов. Если масса - то в чем она измеряется? Точно, что не в классических единицах массы - килограммах, центнерах, тоннах и т.п. Масса выступает здесь как субстрат стоимости средств производства, т.е. количества сосуществующего живого труда, затрачиваемого на производство средств производства, применяемых данным рабочим.

Однако и этот показатель вовсе не является органическим строением капитала. Стоимость средств производства, приходящихся на одного рабочего, выраженная в каких-либо ценах, - это не что иное, как капиталовооруженность или фондовооруженность труда. Рост этого показателя действительно представляет собой постоянный процесс, являющийся отражением роста объема совокупного продукта (ВВП) на душу населения. Было бы в высшей мере странным, если бы рос объем только той часта ВВП на душу населения, которая представлена предметами потребления и не рос объем его части, представленной средствами производства.

В отличие от фондовооруженности, органическое строение капитала выражает отношение стоимости средств производства, приходящихся на одного рабочего, не к самому рабочему, а к стоимости предметов потребления, потребляемых данным рабочим. Другими словами, органическое строение капитала представляет собой отношение количества сосуществующего живого труда, затрачиваемого на производство средств производства, применяемых рабочим, к количеству сосуществующего живого труда, затрачиваемого на производство предметов потребления, потребляемых данным рабочим.

Используя довольно грубое приближение, характерное для двух- и трехсекторных моделей воспроизводства, можно заключить, что органическое строение капитала любого нижестоящего в схеме воспроизводства подразделения представляет собой не что иное, как распределение живого труда, т.е. рабочей силы между вышестоящим и нижестоящим подразделениями общественного производства.

Органическое строение капитала II подразделения, таким образом является распределением рабочей силы между I и II подразделениями в двухсекторной модели воспроизводства и между Iб) и II подразделениями в трехсекторной модели. Органическое строение капитала Iб) подразделения, соответственно, отражает распределение рабочей силы между Iа) и Iб) подразделениями в трехсекторной модели.

Маркс верно подметил, что органическое строение капитала в его время росло. Но что означает этот рост? Какие процессы происходят при этом во всей цепочке взаимосвязанных показателей воспроизводственной системы? Решить эти вопросы Маркс не успел, а Энгельс, Ленин и прочие марксисты, не говоря уже о немарксистах, имели для этого слишком поверхностное представление о данном предмете.

А процессы здесь происходят следующие. В период циклического подъема органическое строение капитала растет, но его рост полностью компенсируется ростом нормы эксплуатации, а рост последней отражает не что иное, как рост общественной производительности труда. В самом деле, если бы органическое строение капитала росло, а производительность труда и норма эксплуатации оставались неизменными, то норма прибыли стремительно бы снижалась. Даже если вообразить рабочего каким-то фетишистом, получающим удовольствие не от роста потребления, а исключительно от ворочания многотонными средствами производства, совершенно не понятно, зачем сие нужно капиталисту. Совершенно очевидно, что рост технической вооруженности труда имеет смысл лишь в том случае, если он ведет к росту производительности труда. В противном случае, т.е., если производительность труда на данном предприятии не растет, а органическое строение применяемого на этом предприятии капитала растет, то в масштабе всего общества совокупная производительность труда снижается, так как на производство прежнего количества продукции затрачивается больше средств производства, т.е. сосуществующего живого труда в производстве средств производства. Данный процесс неминуемо вызовет падение нормы прибыли до нуля, т.е. полное ее исчезновение.

Итак, в период циклического подъема наблюдается рост общественной производительности труда, выражающийся в росте нормы эксплуатации и равном ей росте органического строения капитала, тогда как норма прибыли остаётся неизменной. В масштабе всего общества рост органического строения капитала означает перекачку рабочей силы из II и Iб) в Iа) подразделение общественного производства. Технический прогресс в период подъема имеет, таким образом капиталоемкий характер.

Для капиталоемкой фазы технического прогресса характерны классические зависимости, рассмотренные еще К. Марксом. Здесь на производство прежнего количества продукции начинает требоваться меньше совокупного (живого и овеществленного) или, что то же самое, сосуществующего (в I и II подразделениях одновременно) труда, а избыток его высвобождается для нового производства. При этом в большинстве случаев имеет место факт, установленный Марксом, а именно, количество живого труда затрачиваемого на производство прежнего количества продукции, уменьшается, а количество овеществленного труда (=прошлого труда=постоянного капитала=сосуществующего труда I подразделения) возрастает, но абсолютная величина сокращения первого показателя больше, чем прирост второго, в результате чего часть совокупного труда высвобождается для нового производства.

Таким образом, рост производительности совокупного труда сопровождается быстрым ростом органического строения капитала при сохранении неизменного уровня нормы прибыли.

Но такой тип технического прогресса имеет объективно обусловленный предел, при выходе за который для дальнейшей экономии живого труда необходимо такое увеличение затрат прошлого труда (=овеществленного труда=постоянного капитала=сосуществующего труда I подразделения), которое сводит на нет, полностью перекрывает получаемую экономию живого труда, заставляя норму прибыли стремительно сокращаться, устремляясь к нулю.

Инвестируемая прибыль является двигателем капиталистического расширенного воспроизводства, при отсутствии которого последнее превращается в простое воспроизводство, т.е. в такое воспроизводство, для которого характерен неизменный индекс потребительной стоимости на душу населения. Стремительное сокращение прибыли знаменуют собой наступление циклического кризиса.

Рост капиталоемкости достигает такого уровня, когда дальнейшее увеличение органического строения капитала и перекачка рабочей силы в 1а) подразделение уже не ведет к росту производительности труда и нормы эксплуатации. Следовательно, как мы уже видели, рост органического строения капитала при неизменной производительности труда и норме эксплуатации ведет к неудержимому падению нормы прибыли и, в пределе, к полному исчезновению прибыли.