Смекни!
smekni.com

Особенности организации досуга в Японии (стр. 22 из 27)

С одной стороны они были изгоями в обществе, а с другой знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра живописи, затем и в гравюре. И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут быть искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе и очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной, ибо ее заработок позволяет быть ей независимой. К тому же гейши часто подрабатывают, как исполнительницы на радио и телевидении. (55 С.29).

В бане. Баня в Японии — это больше, чем гигиеническая процедура. Это возможность расслабиться, время для телесного и духовного очищения, мисоги (обряд очи­щения водой). Баня — это и гигиена, и ритуал, и терапия.

Японцы любят посещать общественные бани. Для многих после рабочего дня баня — сущий раё. Здесь беседуют, спорят, решают важные проблемы. Считается,, что, расслабившись, можно успешнее прийти к соглашению по многим сложным вопросам. Баня как. раз то место, где японец забывает о своей характерной сдержанности и делается доступнее.

Японский город трудно предствить без общественных; бань сэнто. В Токио, например, их более двух

Баня разделяется на мужскую и женскую половины. Перед банным отделением посетитель снимает обувь, платит за вход и попадает в раздевалку. Здесь он склады­вает одежду в специальную корзинку, которую ставит на полку. Потом идет в банный зал, где моется, отдыхает, принимает водные процедуры для расслабления.

Говорят о чем угодно: о рекламе зубной пасты и о международных событиях. Память как-то по-особому цепко удерживает все услышанное в бане. Не случайно в Японии дает себя знать «банный» источник инфор­мации. Нередко можно слышать, как один другому, ска­жем, в перерыве между заседаниями говорит: «А вот вчера в бане я слышал...» Считается, что самое лучшее место для разрешения сложных вопросов, философских споров и политических дискуссий — это баня, точнее, бассейн с обжигающей водой. (37, С.74).

Как мы видим из этого параграфа многие традиции живы до сих пор и находят широкое применение в повседневной жизни. Существование многих традиционных форм поддерживают различные клубы, фестивали, соревнования. Но многие традиции утратили свою актуальность, и остаются лишь напоминание и колоритности японской культуры.

2.4 Содержание современного досуга в Японии

В данной главе рассказывается о видах досуга в Японии, которые получили наибольшее распространение. Как уже говорилось выше традиционный досуг и современные его формы – вот составляющее досуга в Японии. Наряду с играми существовавшими Японии до Рождества Христова, завезенными из других стран существуют суперсовременные. Виртуальная страна яркое тому подтверждение. Каждый месяц в Японии имеет не менее трех праздничных дней, здесь присутствуют как религиозные так и светские праздники. Япония – страна массового спорта. Большинство японских единоборств распространилось на материк. Большое внимание уделяется спортивному воспитанию молодежи. Существует любительский и профессиональный спорт, но большее распространение имеет любительский спорт. Широкое распространение получили завезенные из Европы и Америки игры: бейсбол, гольф. Туризм – массовый вид активного отдыха. Это форма поощрения рабочих и служащих, и т.д. Также здесь рассказано о некоторых конъюнктурных особенностях турбизнеса.

Популярные японские игры. Японцы любят не только рисовать аниме и мангу, но и играть в командные игры и заниматься спортом и боевыми искусствами. Также с древних времен в Японии известен целый ряд интеллектуальных игр - близких аналогов шахмат, шашек, домино. Хотя некоторые правители считали, что игра отвлекает воинов от мыслей о воинской науке, полностью запретить эти игры не удавалось даже самым суровым полководцам.

Аналоги европейского лото до сих пор используются в японских семьях для того, чтобы учить стихи и иероглифы - на карточках писались стихи или иероглифы с их смыслом, разрезались надвое и перемешивались. Побеждал тот, кто быстрее подберет нужное количество правильных пар. Так игры способствовали процессу образования. Какие же игры популярны в современной Японии?

Спортивные игры. Прежде всего, в Японии весьма популярны спортивные европейские и американские игры. Первые места здесь у мальчиков занимают бейсбол и футбол, а у девочек - теннис и волейбол. Популярны, разумеется, и другие командные спортивные игры. Также в Японии есть аналоги европейских "салочек", пряток, прыжки через скакалку, бег наперегонки. Отметим, что японцы предпочитают побеждать, а не просто играть ради игры. Лозунг "главное не победа, а участие" для японцев - лишь слабое утешение проигравшему.

Сёги - одна из старейших японских интеллектуальных игр. Она была завезена в VIII веке из Китая и происходит от древней индийской игры "чатуранга". Чатуранга - общий предок шахмат и сёги. Поэтому сёги во многом похожа на шахматы. Современный вид сёги приобрела в XIV веке.

Доска сёги - квадрат 9x9 клеток, нумерующихся сверху вниз и справа налево. Сверху расставляется в три ряда белые "фигуры" - пятиугольные дощечки с иероглифическими надписями, снизу - "фигуры" черных в зеркальном отображении порядка белых. "Белые" и "черные" - это цвета играющих, а не фигур, их принадлежность определяется направлением острого угла дощечки. Направленные вниз - белые, направленные вверх - черные. В число фигур входят - 1 король (Гёку), 1 ладья (Хися), 1 слон (Каку), 2 золотых генерала (Кин), 2 серебряных генерала (Гин), 2 коня (Кэй), 2 копейщика (Кё) и 9 пешек (Фу). Ходят они во многом схоже с шахматными фигурами, хотя есть и отличия. Достигнув зоны первоначального расположения противника, все фигуры, кроме золотых генералов и короля, могут по желанию игрока приобрести дополнительные возможности движения - тогда они переворачиваются обратной стороной, на которой написаны иероглифы, обозначающие "усиленную" фигуру. Взятие фигур происходит по шахматным правилам. Взятые фигуры противника можно в любой момент вернуть на доску (правда, не в любое место) как свои собственные. Начинают в сёги черные. Цель игры - поставить мат королю. Ничьи в сёги - большая редкость. Сейчас вЯпонии в сёги играют около 20 млн человек.

Го, как и сёги, появилась в Китае и была привезена в Японию. За 1300 лет истории го в Японии она изменилась настолько, что сейчас уже считается японской игрой. Доска го состоит из сетки 19 вертикальных и горизонтальных линий. Каждому из двух игроков выдается большое количество, соответственно, белых и черных камней. Ставить камни можно только на пересечения линий доски. Цель игры - захватить как можно большую территорию, окружая ее камнями своего цвета. Камень или группа камней, окруженная со всех сторон (по вертикали и горизонтали) камнями противника (и/или краем доски), считается "взятой" и убирается с доски. Нельзя ставить свои камни в "мертвые точки" - полностью окруженные камнями противника.

Когда ни один из игроков уже не может сделать хода, игра считается законченной. Выигравшим объявляется тот, внутри территорий которого больше пустых пересечений. При этом от числа пустых пересечений игрока отнимается число его камней, которые были захвачены противником. Го - игра довольно простых правил, но огромного количества комбинаций. Сейчас в Японии в го играют около 7 млн. человек.

Маджонг - популярнейшая в Китае и Японии азартная игра в фишки, идеологически близкая к американскому покеру, но без понятия "блеф". Набор для игры в маджонг состоит из 136 фишек - наборы из нумерованных от одного до девяти фишек типа Символы-Мандзу, Палки-Содзу и Шары-Пиндзу, 4 Ветра-Кадзэ (Восточный, Южный, Западный и Северный) и три Дракона-Сан-Гэн-Пай (Белый, Зеленый и Красный). Фишка каждого вида входит в набор в четырех экземплярах. Играют четыре игрока. Каждый из игроков может одновременно иметь 13 фишек. Задача играющего - собрать три набора по четыре фишки (одинаковых или идущих по порядку номеров для Символов, Палок и Шаров) и аналогичный набор из пары фишек. Для этого он должен в свой ход брать из общей кучи фишку и либо объявить свой выигрыш, либо сбросить любую фишку из своего набора, которую теперь могут "перекупать" другие игроки. Ход последовательно переходит от игрока к игроку.

Полные правила маджонга довольно сложны, запутаны и сильно варьируются (как и его терминология) от страны к стране и от компании к компании. Игра требует внимания и везения, но не считается интеллектуальной, так как ее исход полностью зависит от случая.

В настоящее время популярность маджонга в Японии несколько падает, поскольку для проведения свободного времени есть более увлекательные занятия, а маджонг еще и требует, как минимум, компании из четырех игроков. Тем не менее, в 1950-60-х годах он был весьма популярен.

Патинко - общее название множества азартных игр в электронных автоматах, установленных в людных местах Японии. Собственно, это знаменитые "однорукие бандиты", которые сейчас можно встретить и в России. Появились они в Японии после Второй мировой войны и стали популярным "бездумным" времяпрепровождением для азартных японцев. В патинко можно выиграть довольно большие деньги, но обычно играющие проигрываются - иногда весьма серьезно.