Смекни!
smekni.com

Особенности организации досуга в Японии (стр. 5 из 27)

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви - только белые носки-таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке-гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах нa матрацах-футонах. которые утрем убирают в шкаф-оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков-токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икебана), а также принадлежности культа - статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и гак далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), по тому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде - она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их. Впрочем, в японском климате, что ощущается не так сильно, как в российском.

Домашний уют в Японии создает не сам дом. а то. что в нем имеется. Поэтому японцы любят покупать дорогую технику и электронику, модную одежду и так далее. В результате многие японские квартиры захламлены, от чего японцы очень страдают.

Многие японцы заводят домашних животных - кошек, собак, рыбок, небольших птиц. Бывают и более экзотические питомцы - мыши, лягушки, черепахи. Новая мода в Японии - "виртуальные питомцы тамаготи. Они популярны не только у детей, но у многих взрослых (особенно у молодых женщин). (4)

Наиболее важным теоретиком социальной структуры Японии следует считать Т.Наканэ – профессора социальной антропологии Токийского университета. Она считает, что японское общество построено на основе «вертикального принципа», согласно которому определяющими отношениями между людьми и различного рода группами в обществе являются отношения между вышестоящими и нижестоящими, то есть отношения господства и подчиненения. Такие отношения, по мнению Т.Наконэ образуют уникальную структуру японского общества от чего оно коренным образом отличается от классового общества. (25, с.175).

Можно сказать, что система японского общества, хоть и опирается на традиционные факторы его социального устройства, но вписывается в общую концепцию построения постиндустриального социума.

Япония – конституционная монархия. Согласно действующей с 1947 года Конституции император (с 1989 года – Акихито) является “символом государства, единства нации”, его статус определяется “волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть”. Высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух плит – палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые три года). Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров с премьер министром, избираемым парламентом. С июля 1993 года до октября 1996 года японское правительство формировалось на коалиционной основе (ЛДП, СДП, Саки гаке, независимая). (См. Приложение 5)

Религия японцев. Здесь дается представление о двух исторически сложившихся типах религиозного мировоззрения господствовавших в разные периоды истории.

В Японии исторически укрепились и доныне продолжают господствовать две религии: синтоизм и буддизм. Первая – чисто национальная, вторая – занесена в Японию, как и в Китай извне. Взаимоотношение между обеими религиями развивались чрезвычайно сложно.

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддиз­му, называться ками-но-.мити, дословно — «путь ками», то есть «путь (местных) богов», или, по-китайски, син-то (то же значение); последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Син­тоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более про­стые; синтоисты стали делать изображения богов. Будди­сты ввели обряд трупосожжения (в древности умерших в Японии зарывали в землю). Обе религии начали постепен­но сближаться. Внутри буддистских храмов отводили угол­ки для синтоистских богов — ками; иногда этих ками даже просто отождествляли с буддистскими божествами. С дру­гой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буд­дистскими божествами. В IX в. возникли секты санно и рё-бу, стремившиеся слить воедино буддизм и синтоизм. Чис­тых буддистов, как и чистых синтоистов, в Японии остава­лось мало. Однако остались следы антагонизма между обеими религиями: например, в синтоистских храмах запрещалось произносить слова, относящиеся к буддист­скому культу (Будда, пагода, монах и пр.).

«Переворот Мейдзи» 1867—1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божест­венность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии (1868). Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе ре­лигии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание ре­лигий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероиспове­дания.

С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные празд­ники, обряды — синтоистские. В быту же народа обе рели­гии переплетаются: например, рождение детей сопровож­дается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покро­вительству синтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центр синтоизма — провинция Идзумо, где, как гово­рят, каждый камень связан с синтоистскими мифами и легендами; другаясинтоистская провинция — Сацума, где буддистские бонзы в прошлом скомпрометировали себя нелояльностью к местным князьям. В остальных провин­циях Японии более силен буддизм, который в Японии далеко не един, а раздроблен на множество школ и сект.

Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками

(общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь — ками-дана — с небольшим шкафчиком для табличек умер­ших (китайское влияние).

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о «800 мириадах», то есть о 8 миллионах ками (число «8» — свя­щенное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца) (см. Приложение 3), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаме­нитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы: среди них на первом месте — вулкан Фуд­зияма. Сохранились следы древнего культа животных; особенно лисицы, обезьяны и т. п.Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. На­ружная ограда их всегда имеет ворота (тории) с высокой поперечной балкой. В главном святили­ще храма (хондэн) хранятся фетиши — эмблемы божеств: зеркало, меч и др., а также гохеи — белые бумажные ленты на бамбуковых палочках — замена священного дерева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным синтоистским храмам (в округе Идзумо, в Ямада, провинции Изе и др.) сходятся в определенные дни десятки тысяч паломников.

Синтоистские жрецы — каннуси — передают свою дол­жность по наследству, от отца к сыну, но они обычно зани­мают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них — саишу — занят лицами княжеского происхождения.

Синтоистский культ очень прост: он сводится к произ­несению молитвенных формул — норито — и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с бо­жеством. Важную роль в синтоистском культе играет обря­довая чистота: ничто нечистое не должно касаться священ­ного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год 30 июля и 31 декабря устраиваются всенародные очистительные церемонии (мацури). Нечистым же в синтоизме считается кровь, и все связанное со смертью. Этика синтоизма проста. Главной моральной заповедью храмового синтеизма считается, что характерно для земледельцев, порча плотин, ирригационных сооружений, а также чрезмерная жестокость к животным в современной жизни Японии религиозность проявляется в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих. Религиозного фанатизма нет, нет и враждебности между различными конфессиями.(48, стр.234).