Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 13 из 21)

Надо иметь в виду, что существуют определенные цвета, которые менее восприимчивы к грязи и это не только так называемые «краски для грязи», которые сами по себе уже имеют грязный и невзрачный вид. Окраска помещений в такие цвета заставляет рабочих чувствовать себя в них, как в аду. Например, мрачная оливково-зелено-коричневая краска невзрачна уже сама по себе. Напротив, даже покры­тая слоем пыли синяя поверхность выглядит все же лучше, чем желтовато-грязная белая. Квалифицированные цветооформители могут даже использовать горизонтально лежа­щую пыль как элемент декоративного оформления. Так, например, установка по подаче песка выглядит очень при­влекательной, когда желтовато-серый песок лежит слоем толщиной в палец на ее голубовато-стальных конструкци­ях; достигнутое этим сочетание двух цветов производит лучшее впечатление, чем если бы тот же слой лежал на элементах, выкрашенных в цвет, приближающийся к цвету песка, или даже в чисто-желтый.

В котельных или отопительных помещениях при окраске постоянно покрывающихся налетом и доступных для очистки элементов не следует забывать о кладке из кир­пича или о сборных конструкциях. В печах большого ремонтного цеха, так же как и на фарфоровой фабрике, кирпичные и сборные конструкции в сочетании с хорошо подобранной краской воспринимались как украшение.

При необходимости окрашивания горячих печей и труб алюминиевой краской ее можно использовать как грунтов­ку, так как, например, синий цвет, нанесенный на оран­жево-желтую грунтовку, выглядит очень выигрышно.

Но и там, где работают с черными или темными расплы­вающимися жидкостями, от которых сильно пачкаются сте­ны, можно логично подобранным фоном стен и потолка, при совершенно определенном освещении, создать впечат­ление чистоты и гармонии.

Так как легче всего подвергается загрязнению пол, то следовало бы хоть там, где ступают пыльными ногами, создать такой цветовой рисунок, который устранял бы грязные следы. При этом уместно вспомнить, что цвет зеле­ного моха не более восприимчив к пыли, чем красно-корич­невый. От сочной дополняющей окраски пола существенно выигрывают и машины, если они содержатся в чистоте.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НОСТИ ТРУДА. Не всегда видна связь роста производи­тельности труда с цветовым оформлением. Иной раз найти эту связь невозможно. Нередко нет и возможности сопо­ставления. Следовательно, такие возможности должны быть созданы. Нужно только застраховать себя от причин ошибок. Известно, например, что каждое нововведение приводит вначале к повышению производительности труда (чтб при этом следует отнести за счет цветового оформле­ния машины и что за счет окраски помещения?). Может быть, на рабочих местах были как раз в это время введены усовершенствования? Или производились перемещения кадров? Может быть, существенно изменился возрастной состав персонала? Назначили нового начальника? Далее — расчеты должны исходить из сопоставимых данных. Каждая вновь полученная цифра производительности труда может явиться следствием нового обстоятельного анализа перестройки производства.

Надо знать средние цифры возможных ошибок, прове­рить больничные листы, сопоставить между собой их содержание и т. п. Нужно проследить количественные и качественные затруднения, знать количество брака, учесть часы ночной работы, помехи, простои. К анализу должны быть привлечены врач или производственный психолог, инженер, мастер. Должна быть учтена также социальная структура предприятия. Может быть, следует провести и опрос. Можно использовать также и периодическую учеб­ную литературу данного предприятия.

Конечно, основное — здоровье — представляется неподдающимся цифровому выражению, однако косвенно можно и здесь произвести измерение. Нужно правильно отразить в статистике такие явления, как заявления рабо­чих о перемещении, жалобы, продолжительность производ­ственного обучения, уменьшение или увеличение брака, износа оборудования. Этому может помочь и внимательное наблюдение за ходом производства, а также и журнал работ мастера. Только цифровой материал полного от­вета дать не может.

Гораздо эффективнее оказывается непосредственная картина рабочего ритма. Ритм современными техни­ческими средствами обнаруживается автоматически, на любом рабочем месте, за любой период времени и записы­вается в виде диаграммы. Равномерность и неравномер­ность рабочего ритма отмечаются и фиксируются таким образом лучше, чем наблюдением. Мы должны признать, что на ритм рабочего процесса сильно действует именно цветовая динамика.

Усталость измерить непосредственно очень трудно, так как гальванические приборы, которые измеряют влаж­ность кожи, не всегда легко доступны. Но получить косвен­ное представление об усталости можно по росту брака в конце рабочего дня и в начале (следствие того, что рабо­чий недоспал); по головной боли, слезам в глазах, мышеч­ной боли. Специальные испытания в течение рабочего дня мешают рабочему процессу и потому нежелательны.

В ФРГ на фабрике кожаных перчаток были произведены исследования, которые показали рост производительности труда на 25 % только вследствие окраски машин и цехов. Другие фирмы отметили у себя еще более значительный рост, однако какая именно часть его является следствием окраски,установить не удалось.

В настоящее время не найдется ни одного руководителя промышленного предприятия, который отказался бы от введения у себя цветодинамической окраски.

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОДИНАМИЧЕСКОЙ ОКРАСКИ. Многие предприятия ознакомились с цветодинамической окра­ской других фабрик и заводов. Они убедились в том, как велика действительная ценность такого цветооформления, при котором открываются настоящие источники жизни. Цвет — это сила и истинный источник внутреннего совер­шенствования человека, что обнаруживается прежде всего в восторженных отзывах об окраске, которая нравится и принимается с удовольствием. То, что она дает внутрен­нему миру человека, невозможно выразить ни словом, ни числом, т. е. так же как трудно выразить статистическими данными значение музыки для совершенствования души. Кто хоть немного поднялся над уровнем денежных интере­сов, поймет, что совершенно не безразлично, в каком окру­жении растет и работает человек. Ведь картины окружаю­щей жизни глубоко откладываются в его сознании. На не­которых предприятиях уже понимают, что нельзя ограничи­ваться окраской производственных помещений, цветовое оформление следует распространять также и на жилище рабочих для создания их жизнерадостного настроения.

Замечено, что работницы более восприимчивы к цветам, чем их коллеги мужчины. Женщины чувствуют себя хорошо «стоящими на свету», чисто и хорошо одетыми, они уверен­нее в своих силах, настроение у них веселое. Для многих работа становится теперь удовольствием. Окрашенные в разные цвета машины радуют глаз. Если еще на предпри­ятии будет заведена изящная спецодежда, то это совсем расположит к себе женщин-работниц. В результате — боль­шие достижения в производстве. Одна пожилая работница уверяла, что цветовое окружение компенсирует ей нату­ральные краски, которые ее окружали раньше у себя на родине. Молодой рабочий рассказал, что теперь он встает раньше, чтобы быстрее пойти в «прекрасный цех». Мастер заметил, что после гудка рабочие не бросают сейчас так торопливо свои рабочие места, а тщательно убирают их. Даже те, которые раньше были настроены против окраски и с насмешкой отзывались о «попугаевом цехе», говорят теперь, что никогда больше не перейдут работать в «серое» помещение. Кто однажды прочувствовал, что значит цвето­вое оформление, тот уже не захочет его лишиться.

Весьма полезными для углубления восприятия цвета могут быть доклады о его смысле и сущности, которые хорошо организовать в свежеокрашенном цехе.

ПРОТИВ ШАБЛОНА В ОКРАСКЕ ЦЕХА И ЗАВОДА

На одной большой ткацкой фабрике издавна царство­вала определенная схема окраски: панели стен — жем­чужно-серые с черной филенкой, стены и потолки — белые. Это, безусловно, очень разумная и эстетическая схема. Но комнаты рабочих были окрашены точно по такому же образцу. Проживающим и работающим в этих помещениях казалось, будто они все время везде и всюду слышали одну и ту же хорошо известную, надоевшую песню. Один дирек­тор фабрики спросил нас, не следует ли окрасить упаковоч­ные автоматы в разные цвета и назвать их именами, напри­мер: «Эмма», «Теодор» и т. д. Он думал, что введение имен улучшит отношение рабочих к машинам.

Автомат по упаковке — есть только автомат. Он должен создавать оптические условия для облегчения рабочего процесса. Если конвейер отличается по цвету от автомата, а в технологии фабрики доминируют еще и другие краски, тогда цветового разнообразия в цехе достаточно. В окра­ске фабричных помещений произвольным схемам места быть не должно.

МОСТОВЫЕ КРАНЫ. В большом цехе завода моторов — семь мостовых кранов. Раньше на этом предприятии рабо­тал только один кран оранжево-красного цвета. Этот кран красиво выделялся на фоне цвета липового листа и удовле­творял требованиям техники безопасности. Теперь эти семь кранов тоже захотели выкрасить в тот же оранжево-красный цвет.

Что при этом получилось бы? Ничего другого, кроме вто­рой оранжево-красной крыши, а крышу-то хотели покра­сить в нежно-желтый цвет! 1 Так как оранжево-красный цвет сильнее цвета зеленого липового листа, то кран подавлял бы крышу.

Выбрали краску светлее, более пастельного тона. Она не так бросалась в глаза и лишь немного выделяла из окру­жающей зелени конструкции крана.