Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 5 из 21)

Все фрукты, поспевая, меняют цвета: зеленый — жел­тый — оранжевый — красный — фиолетовый — синий — черный. Одни фрукты «проходят» через весь цветовой ряд, другие после желтой окраски становятся белыми (снежно­ягодник), а такие, как лимоны, остаются желтыми.

В животном мире тоже существует закономерность смены цветов. В границах черного и белого (в зонах пигментации) возникают цвета, так же как между светом и тьмой на грани призмы. У крылатых и рыб есть краски, похожие на краски цветов, но более чистых тонов (рис. 18).

Мы воспринимаем краски окружающей нас природы как явление само собой разумеющееся. Но на луне, в космиче­ском пространстве существует только яркое белое солнце, которое создает жесткую холодную черную тень. Там нет ни голубого неба, ни пурпурного золотого солнца, потому что «атмосферные» краски отсутствуют там, где нет ни атмос­феры, ни дыхания жизни. Атмосфера, без которой нет жиз­ни и которая обволакивает нас, как спасительная оболочка, является носительницей цветов. Цвета символизируют жизнь.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Что значит гармония цветов? Исследователи цвета создали различные теории. Они даже думали над созда­нием цветовых аккордов с помощью портативной модели настройки. Однако кто захочет разрешать вопросы цвето­вых гармоний или обставить, например, комнату, выбрать расцветку одежды, подобрать цветы с помощью механиче­ских или математических вспомогательных средств, тот будет разочарован, так как определенные цвета гармони­руют с чем-либо только в совершенно конкретных условиях.

Когда мы говорим, что красное и синее гармонируют друг с другом, в особенности, если они разъединены белым, мы правы. Но если мы по такому же рецепту окрасим в ком­нате потолок в красный цвет, стены в белый и пол в синий, то она по цвету будет в высшей степени негармоничной.

___________

Здесь не может и не должно быть однозначного ответа. Цветовая гармония есть равновесие цветовых сил. Приняв эту формулировку как рабочую предпосылку, необходимо оговорить количество самих типов этого равновесия, типов цветовых связей, способов построения гармони­ческой целостности.

Приведенный авторами пример свидетельствует о том, что цветовая конструкция, найденная на плоскости, не может быть механически пере­несена в пространство, ибо необходим ряд цветовых корректировок.

Гармония цветов не может быть регламентирована никакими правилами. Цветовой круг — это первоисточник, в котором установлен основной порядок цветов, но он не должен служить табли­цей расчета в практическом разрешении вопросов гармо­нии. Хорошее, гармоничное цветовое оформление зависит не только от художественного восприятия или хорошего вкуса. В гораздо большей степени оно зависит от кон­кретно выбранных цветов, от их соотношения с окрашива­емым объектом, от взаимных сопоставлений или противопо­ставлений.

Когда говорят, что зеленое и синее не подходят друг к другу, то забывают добавить: «Как равноценные части одной плоскости». Когда видят зеленый луг и над ним синее небо, никто ведь не усмотрит здесь дисгармонии. Но даже и тогда, когда два соседних цвета органически следуют друг за другом, например, нежный бирюзовый за темно-фиоле­товой синевой, особенно когда они еще обрамлены белым (вокруг бирюзы) или черным (вокруг синевы), они выра­жают динамическое развитие, которое в определенном отношении выглядит гармонично.

Обычно несочетающиеся цвета можно сделать гармо­ничными, если изменить фактуры. В природе очень часто бархатные фиолетово-синие цветы удивительно гармони­руют с гладкими зелеными листьями. Когда светлая голу­бизна пространства приобретает безграничность или тем­ная синева — глубину, тогда оба эти цвета замечательно сочетаются с хорошо оттеняющей зеленью. Кармин и кино­варь, не гармонируя в расцветке одного платья, прекрасно уживаются, когда сочетаются бархат и кирпич или когда из пурпурной глубины выбивается огненно-красное пламя.

Противоположные цвета только тогда гармонируют друг с другом, когда, сочетаясь в одной композиции, они разре­шают благородный спор в одном воспринимающем их сером или когда они оба являются различными «простран­ственными представлениями» (например, оранжево-красные цветы против синего неба).

Активные цвета — желтый и красный всегда имеют перевес над пассивными — синим и зеленым, поэтому они желательны только в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже— возможно, это следствие наблюдения над природой.

_____________

Приведенное суждение очень точно отражает взаимозависимость цвета и материала (фактуры) и раскрывает также еще одно дополни­тельное средство, которым можно оперировать в художественно-про­ектной деятельности, трансформируя ту или иную реальность внутри поставленной задачи.

В силу этих свойств красное, как акцент, предпочтительнее зеленого или сине­го, которые не «бросаются» в глаза.

Разумеется, каждый цвет может при наличии противопо­ложного ему цвета быть более «поднятым», а обычно отвергаемый цветовой тон может быть видоизменен уси­лием контраста.

Цвета взаимно влияют друг на друга. В присутствии дополняющего зелено-синего цвета красный приобретает предельную выразительность; в сочетании с желтым он становится «кричащим» и воспринимается при этом более темным, почти кармином. На синем красное приобретает теплый оранжевый оттенок; на желто-зеленом — стано­вится более пурпурным. На черном все цвета кажутся яснее, на белом — глуше. Светлые цвета, например жел­тый, на белом фоне мало заметны, на черном же — наобо­рот1.

Были многочисленные попытки раскрыть по расположе­нию двух цветов в цветовом круге цветовую гармонию. Так, Гёте называет противоположные цвета в цветовом круге гармоничными, соседние — дисгармоничными, а рас­положенные по цветовому полукругу дальше, например желтый и красный или синий и красный, — характерными парами.

__________________

- В художественно-проектной практике необходимо учитывать под­меченные авторами такие свойства цвета, как способность приобретать совершенно различный характер и менять свои динамические качества в зависимости от среды, в которую их «погружают». Здесь особенно остро выявляются собственно композиционные возможности цвета. Например, желтый на белом фоне имеет тенденцию к интенсии, на черном — к аттракции и т. д.

- Безусловно, самые устойчивые гармоничные сочетания дают про­тивоположные пары, расположенные в цветовом круге (вспомним витражи готики, живопись Ф. Леже). Вращая в цветовом круге его диаметр, равносторонний треугольник или квадрат, мы получим в зависи­мости от количества шкал самого круга простейшие гармонические соче­тания (гармоническую пару цветов — в первом случае, трезвучие — во втором, четырехзвучие — в третьем).

Но в практике работы с цветом иногда выдвигаются и иные задачи, построенные на более сложном понимании гармонии, нежели гармонии дополнительных пар. Например, в последнее время цветовая практи­ка художников текстиля, плакатной графики часто строилась на приме­нении симультанных контрастов, природа которых — в несоблюдении закона дополнительных цветов (например, трезвучие: оранжевый — зе­леный — фиолетовый).

Эта теория имеет, несомненно, свое обоснование, если обратить внимание на то, что лучистый желтый составляет с красным жизнерадостный, активный тон, что характерная черта синего и красного раскрывается в разнице динамиче­ски противоположных цветов и что желтый и синий в паре показывают напряжение между сиянием и сгущением. Но все же и соседние цвета можно рассматривать как харак­терные, по крайней мере, внутри одного объекта, когда их расположение можно охватить единым взглядом.

Желтый цвет — лучистый, зеленый дает ощущение покоя. От соединения этих цветов создается чувство жиз­нерадостности. Желтый и оранжевый, как цвета соседние, представляют собой динамику созревания как промежуточ­ный оранжево-золотистый цвет.

Менее ясны, однако, отношения между холодными и пассивными цветами. Как могут, например, нерешитель­ный, неуверенный фиолетовый и холодный отступающий синий дать позитивное звучание? Разве здесь не гос­подствует в большей степени что-то неосознанное, усколь­зающее от нашего восприятия. И как обстоит дело с созву­чием зеленого и синего?

Пассивность их единения, например, в ландшафте, состоящем из лугов и морской синевы, может воздейство­вать как успокаивающее и восприниматься как нечто доставляющее отдых.

Чем больше лишаем мы цвета их чистоты, затемняем их серым либо черным или, наоборот, — осветляем, ослабля­ем, тем сильнее меняется их характер и положение среди других цветов. В конце концов противоположные цвета приглушаются, и они приближаются к серому цвету, находя­щемуся в центре круга. Как в общих чертах в их сближении или выравнивании, так и в абсолютных противоположно­стях могут устанавливаться гармонии цветов.

Как цвет гармонирует с цветом внутри своей цветовой пары, так он может гармонировать и с обликом человека, т. е. дополнять его, придав ему наибольшую выразитель­ность (как цвет и «противоцвет»), быть с ним тождествен­ным или родственным.

Так как цветовая гармония не может подобно гармонии звуков быть выражена математическими пропорциями (соотношением длин струн!), и длины волн могут быть опреде­лены только сравнительными, но не абсолютными величи­нами (ведь волны — это механические формулы, которые могут объяснить распространение света только с позиции «как бы»), то все попытки обосновать квазимузыкальную цветовую гармоническую науку обречены на неудачу.

Замкнутый круг гармоничен; не совсем замкнутый дис­гармоничен; квадрат гармоничен; «почти квадрат» — дис­гармоничен. Одна секунда или септима может в неполной октаве выявить внутреннюю дисгармонию.