Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 20 из 21)

Подсобные помещения в магазинах, так же как и уголки отдыха, читальни, столики и витрины для продажи книг, должны быть отделены цветом окраски от всего цве­тового оформления магазина.

Свои, доминирующие, цвета окраски должны иметь не только отдельные отделы универмага, но и целые специа­лизированные торговые учреждения. С другой стороны, одинакового цветового оформления в аптеке и в мясном магазине не должно быть, так же как, например, в Доме текстиля и в москательно-хозяйственном магазине. Основ­ные цвета подбираются так, чтобы в контрасте с цветом и характером товаров выигрывал цвет товара. Так, в мясном магазине выложенная кафелем, по крайней мере, одна стена должна быть сине-зеленая, другие могут быть покрыты нейтральными светлыми тонами. В магазине, тор­гующем металлическими товарами, много блестящих пред­метов и поэтому задняя стена должна быть окрашена в темно-синий цвет. Для других стен может быть выбран жел­тый или красно-желтый при голубом или белом потолке. Желтый и синий более пригодны для технических хозяй­ственных товаров.

Общее оформление парфюмерного магазина должно у покупателя вызывать ассоциацию со всем, что относится к уходу за своим телом, со всем, что связано с косметикой. Сочетание нежного бирюзового цвета с розо­вым напоминает об уходе за кожей, напоминает о приятных запахах.

Также и в парикмахерских следует обратить внимание на применение в окраске «нежных» тонов, но при этом особое внимание следует уделять правильному освещению, потому что посетитель не хочет плохо выглядеть. Очень удачно здесь применение рефлексирующей блестяще-красной поверхности (потолка или стены) в сочетании с тем­ным зелено-синим фоном (для этого можно использовать, например, драпировки). Особенно осторожным надо быть с освещением: лампы дневного света, расположенные вер­тикально по бокам зеркал, не годятся: неприятно постоян­ное мерцание и блеск, многократно отражающийся в зерка­лах. Предпочтительны лампы накаливания с их теплым цве­том.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Театр, как храм муз, может быть оформлен очень на­рядно. Издавна люди считали, что оформление в пурпурно-красный цвет с золотом достойно самого Юпитера, что в этот цвет должен быть одет и судья, и король, и пастор. Но нужно быть крайне осторожным в применении такого оформления и применять эти цвета в достаточно скупых размерах, чтобы внешняя роскошь в окраске не заслоняла впечатления, которое должно явиться главным в данном помещении.

Оформление театра в роскошные красные с золотом тона относится к давно прошедшей эпохе, когда всюду применялся декоративный плюш. Современные представления о театре требуют и современного оформления. Да и сам театр выглядит теперь иначе. Поэтому в проблеме подбора цвета, в окраске помещения театра намечаются принци­пиально новые линии и создание внешнего впечатления отходит на задний план. На первый план выступает необхо­димость такого оформления, которое соответствовало бы духу театрального искусства.

В зале театра должна быть создана атмосфера, способ­ствующая наиболее полному восприятию представления и не только интеллектуально, но и эмоционально. Психиче­ская напряженность у зрителя должна получить свое разре­шение в воздействии цветов, примененных в оформлении театрального зала. Это достигается таким сочетанием кра­сок, при котором ослабление тонов сменяется их усилени­ем, т. е. когда цветовое оформление привлекает внимание зрителя к сцене.

В театральном зале стены и потолки — не просто рас­крашенные поверхности, здесь — это сочетание форм, которое создает подъем настроения. Потолок не просто прикрывает сверху, но, сливаясь со стенами и сценой, способствует полной связи и общению зрителя со сценой. Как цветовым способом решать эти задачи, как наилуч­шим способом динамически создать переход теплых тонов в холодные, приглушение контрастов и т. п., — подскажет время и накопленный опыт. Ясно одно, что цвета не должны быть резкими, а динамичность их сочетаний не должна приводить к ощущению неуверенности в зале.

Не вызывает никаких сомнений, что при окраске входа и фойе можно применять достаточно акцентирующие цвета. Следует только следить, чтобы от контрастных цветов и освещения не казались бледными лица зрителей. Как пра­вило, стена, на которой висят зеркала, должна быть окра­шена в красноватый, а противоположная ей стена в зелено­ватый или синеватый цвет. В этом случае лица при темном, нерефлексирующем фоне будут выглядеть совершенно нормально.

КИНОТЕАТР. В то время как. зритель, посещая театр, ищет в нем преимущественно чего-то особенного, киноте­атр создает зрелище массового характера. В то время как в театре цвета, будучи сами нейтральными, способствуют установлению контакта зрителя со сценой, в зале кинотеатра цвета должны активно охватить зрителя. Цветовое оформление кинозала воспринимается зрителем недолго: когда гаснет экран и на короткое время освещается зал. Когда выключается свет и начинается просмотр фильма, цвета, в которые окрашены стены, должны способствовать переключению внимания на экран. Применяя цветовое ос­вещение, можно создать изумительные чередования красочных эффектов: с окончанием фильма из темноты неожиданно возникает цветосветовой занавес, яркое осве­щение зала, утренний слабый свет. Все эти цветовые пре­вращения создают различные настроения.

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ. В театре и кино, где зритель смо­трит спектакли и фильмы, цветовое оформление должно учитывать разнообразие драм, трагедий, комедий, опер и оперетт, в концертном же зале посетителю предлагается только музыка, хотя она так же разнообразна, как сама жизнь.

Если в театре и кинозале зритель находится в темноте, то концерт он слушает в освещенном зале. Музыканты го­ворят, что музыка настолько богата красками, что кон­цертный зал должен быть окрашен в нейтральные тона. Это можно понять, но вряд ли белый цвет является наиболее подходящим цветом, обычно он утомляет слушателя. Кто не знает старомодные концертные залы, оформленные в белый цвет и золото, со скульптурами знаменитых музыкан­тов, где стены украшены мозаикой и коврами с классиче­скими мотивами! Кто будет столь нечестным, чтобы не при­знать, что при музыке, не особенно приковывающей внима­ние, взоры слушателя, следуя от одной скульптуры к дру­гой, ищут отвлечения и нового объекта внимания. Фон для музыки не должен быть конкретным. В старинной живописи золотистый фон был естественным фоном для изображе­ния в картине неземных сюжетов. Можно также считать, что в концертном зале в оформлении фона, перед которым расположен оркестр, более применима нейтральная «золо­тая» окраска, чем сплошной белый цвет. Но есть лучший цвет — это синий, в особенности когда он контрастирует с золотом. Для восприятия музыки это оформление лучше, чем сочетание красного с золотом или белый цвет, вызыва­ющий скуку и зевоту.

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ

Окрашивать помещения для животных в известковый белый цвет нецелесообразно. У животных также имеется психологическое и характерное отношение к цвету. Доказа­но, что освещение неоновым светом стимулирует кур к большей яйценоскости. Красный цвет стимулирует выделе­ние у животных гормонов и усиливает секреторные функ­ции. Лошади различают все цвета. Особенно они чувстви­тельны к желтому и зеленому цветам, в меньшей степени к синему и совсем мало к красному. Красный костюм жокея мало трогает лошадь. Для предупредительных сигналов на беговых дорожках лучше всего применять черные и желтые цвета, а не красный.

Совершенно неправильно окрашивать конюшни в пестрые цвета с вертикально расположенными полосами. Наоборот, мы рекомендуем в конюшнях использовать лег­кий светло-зеленый цвет несколько желтого оттенка. Пото­лок не должен быть темнее стен. Его лучше всего окраши­вать в одинаковый цвет со стенами. Для коров также должен применяться преимущественно зеленый цвет. Сле­дует иметь в виду, что окраска потолков в хлеву и свинар­никах в синий цвет устраняет скопление на них мух.

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Нельзя перечислить все помещения с рекомендациями наиболее выигрышной для них окраски. Не в последнюю очередь это касается жилых помещений. Кто обладает вку­сом, тот сам решит вопрос о подборе цвета для жилого помещения. Обычное правило окрашивания комнаты в жел­тый цвет, спальни в синий можно принять только условно. Какой цвет выбрать для той или иной комнаты, зависит от темперамента и характера жильца. В коридорах допустимы четкие, противоположные цвета. Комнату не следует окра­шивать в слишком резкие сочетания цветов, так как дли­тельное пребывание в ней требует атмосферы гармонии и покоя, что достигается пастельными тонами.

Хороших результатов можно достигнуть окраской стен в разные цвета. Оживляюще действуют цветовые контрасты пола и ковров, стен и драпировок.

5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ

В ПРИКЛАДНОЙ ЦВЕТОПСИХОЛОГИИ

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ОСВЕТЛЕННОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Поверхность, отражающая полностью падающие на нее световые лучи,— абсолютно бела. Белый цвет можно пред­ставить себе только теоретически.

Поверхность, не отражающая падающие на нее свето­вые лучи, — абсолютно черна. Абсолютно черный цвет можно представить себе тоже только теоретически.

Между этими двумя полюсами расположены действи­тельно средние цифры отражений света от поверхностей.

Принимается, что в среднем поверхность потолка отра­жает 70% световых лучей, поверхность стен — 50% и по­ла—15%.

Отражательная способность разных поверхностей и цветов выражается следующими цифрами в %.

Белая бумага 84

Алюминиевая фольга 83

Известково-белый цвет 20

Лимонно-желтый 70

Цвет слоновой кости 70

Кремовый цвет около 70