Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 14 из 21)

Так же хорошо можно было бы покрасить конструкции крана в тот же зеленый цвет крыши, и только подкрановые канты ее, выделить более сильным цветом. Такт и вкус цветооформителя всегда дают ему возможность найти пра­вильное компромиссное решение между целесообразно­стью и красотой архитектоники. Да и ставшая почти необхо­димостью желто-черная маркировка спускающихся опас­ных деталей совершенно не должна нарушать общий коло­рит цеха. Ведь не нарушает же калужница общую гармонию зеленого луга тем, что она заставляет обращать на себя внимание.

Важно всегда то, что краски, которые бросаются в глаза, должны отделяться, чтобы не утонуть в общем сверкании.

ГОТОВЫЕ РЕЦЕПТЫ НЕ НУЖНЫ. Надо быть осторож­ным в применении всяких рецептов. Бывают люди, кото­рые, увидев где-нибудь особенно интересно и оригинально оформленную столовую, считают необходимым использо­вать это оформление у себя, причем делают это очень неумело.

Для одинаковых помещений (таких, которые в архитек­турном отношении подобны и имеют аналогичное оборудо­вание) правила их оформления, конечно, варьирующиеся в зависимости от обстоятельств и условий, уже определи­лись. Это касается, например, таких помещений, как кухня, туалет, душевая, ванная.

При оформлении кухни на предприятии вопрос окраски решается довольно просто. «Окрасим всё в белый цвет, чтобы выглядело совершенно чистым». Но еще чище будет всё это выглядеть, если потолок окрасить в светло-голубой цвет, а стены выложить кафельными плитками с желтым оттенком. При таком сочетании белый цвет плиты будет выглядеть синеватым, чистым, как подсиненное белье. А так как пол нельзя сделать белым, то следует, по крайней мере, выкрасить в белый цвет плинтуса, чтобы сразу можно было заметить, насколько тщательно все вымыто.

Туалеты и душевые на предприятиях не следует расцве­чивать пестрыми, оглушающими красками, надо их красить в сдержанные тона, с тем чтобы по сравнению с этими помещениями рабочие помещения смотрелись более выигрышно.

Гораздо сложнее и важнее составление определенного рецепта для оформления помещений в том случае, когда речь идет о предприятии со множеством одинаковых механизмов в разных помещениях и на разных местах. Следует приветствовать, если в целях установления порядка схему оформления создают так, чтобы обозначить направление движения к тем или иным механизмам, облегчить ориента­цию в том, где какие механизмы расположены.

Ориентация же часто бывает затруднена архитектур­ными особенностями здания предприятия. В таком здании цехи группируются по функциональному признаку с окра­ской каждой группы в свой стиль. Различные же переходы, лестницы окрашиваются аналогично тому, куда они ведут, например, стены — светло-зеленые, потолок желтый, или стены — желтые, потолок зеленый и т.д. Этим самым подкрепляется общий порядок и уверенность в правильном переходе.

РИТМ В ТРУДЕ. Изучая предприятие в целях правиль­ного подбора цвета для окраски помещений, эксперт по цвету обратил внимание на работу штамповщицы с очень высокой производительностью труда. Работница, нажимая рычаг станка, делала совершенно одинаковые наклоны тела с одинаковой скоростью движения рук. Ритмичность движений не мешала правильному кровообращению, отдельные части тела не уставали. Работа шла в такт движениям, быстро и ритмично.

Это наблюдение при обсуждении вопроса об оформле­нии помещений натолкнуло на следующую мысль: выбран­ные цвета окраски, постепенный и ритмичный переход от одного цвета к другому должны облегчить и сохранить ритм в своих движениях и в своей работе. Так был найден ряд переходных ступеней зеленых тонов, которые вверху на стене и затем уже на потолке становились желтовато-зеле­ными и желтыми. В результате правильно подобранной окраски колонн и выступов, двухцветной окраски машин все помещение преобразилось. Ясная смена цветов: оран­жевый, желтый, зеленый — оживляла и действовала успо­каивающе. Если бы с эстетической точки зрения выбрали вместо зеленого цвета синий, то оранжевым и синим (ко­нечно, в правильных тональных отношениях) можно было бы добиться еще лучших результатов.

В помещениях предприятий, ритмично оформленных, мы могли наблюдать не только видимые, но даже слышимые результаты: работающие, выполняющие довольно монотон­ную работу, начинали напевать.

Давно уже известно, что музыка окрыляет. Но вот возни­кает серьезный вопрос: будет ли заполнение цеха громкой, режущей слух музыкой, идеальным средством для поднятия производительности труда? Нам довелось быть на произ­водстве, где изготовляются серые плащи-дождевики. Работницы сидели за длинными столами, кроили и шили. Их взгляд время от времени отрывался от темно-серой ткани и переходил на окрашенную в серый цвет стену. А из репро­дуктора неустанно неслись громкие надоедливые звуки джаза. Более безутешные условия работы трудно себе представить. Попробовали ликвидировать эту музыку. В цехе наступила мертвая тишина. В результате создалась тихая гнетущая тоска. Если раздражающая музыка действует на нервы, как режущая пила, то и монотонная тишина тоже не меньшее зло.

Попытаемся цветовым оформлением исправить положе­ние в этом цехе. Окрасим стены в розово-бежевый цвет, потолок — в светло-зеленый, оживив его выделением отдельных частей солнечно-желтым цветом, и цель будет достигнута. Мы создадим таким образом необходимый кон­траст серому цвету того материала, с которым имеют дело работницы, а репродуктор ликвидируем. Наша официаль­ная цель — улучшить условия для зрения, а неофициальная цель, которую мы тоже достигнем,— услышать напевающих за работой людей.

Подобный опыт мы провели в цехе точной механики, где работают женщины. И здесь результат был положительный: зазвучали красивые сольные голоса, появились цветы на столах. Но самое важное — снизилось количество заявле­ний о плохом самочувствии и болезни, снизилось количе­ство заявлений с просьбой побыть дома.

СПЕЦИФИКА ЦВЕТООФОРМЛЕНИЯ ПРИ РАБОТАХ ВЫ­СОКОЙ ТОЧНОСТИ. Общепринятых рецептов для цвето­вого оформления предприятий, где рабочий Процесс тре­бует особой точности, также не существует. Прежде всего надо исходить из цвета того материала, с которым рабо­тают. Если имеют дело с металлическими блестящими небольшими деталями, то фон, на котором они хорошо видимы (стена или стол), может быть окрашен в цвет желтой охры; он должен быть контрастным по отношению к другим окрашенным поверхностям станка. Но, например, на часовом заводе такой фон условиям работы удовлетворять не будет. Мы рекомендуем цвет поверхности стола, на котором работают с деталями, еженедельно менять, чтобы давать отдых глазам, утомляющимся от одного и того же подстилающего фона. Сменяемые цвета могут быть такие: цвет мяса, охры, сине-серый, матово-зеленый.

Работа по оформлению начинается с нахождения пра­вильного цвета для фона, на котором происходит рабочий процесс. На цвете этого фона базируется подбор цветов для других элементов помещения. Например, на фабрике изготовляют деревянные каблуки. На рабочих столах должны находиться шаблоны для их изготовления. Начи­нают с внимательного рассмотрения цвета дерева, из кото­рого изготовляются каблуки, с продумывания цвета поверх­ности стола, т.е. фона, на котором происходит работа. Определяют, какой цвет является дополнительным для цвета дерева, из которого делают каблуки. Для этого проде­лывают такой опыт. Берут кусочек дерева, длительное время пристально, не отрываясь, смотрят на него и затем переводят взгляд на лист белой бумаги. На белом фоне видно цветовое пятно холодного зеленого тона. В такой цвет и окрашивают фон рабочего места, т.е. поверхность рабочего стола. Практика показала, что такой метод себя полностью оправдывает.

Приведенный опыт с цветовым пятном на белом фоне очень важен во многих случаях. Рабочий, видящий посто­янно перед собой зеленовато окрашенную машину, при взгляде на белую стену обязательно увидит розовое пятно (рис. 26). Чтобы избежать этого беспокоящего зрение явле­ния, необходимо белому цвету на стене придать некоторую розоватость и этим ликвидировать появления цветового пятна в уставших глазах рабочего.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРО­ИЗВОДСТВА. Другими соображениями следует руковод­ствоваться при оформлении помещений для сборки сталь­ных конструкций. Отвлекаясь от различных законов архи­тектоники, которые оправдывают окраску задней стены в теплые тона, следует иметь в виду еще и психологическое обоснование того, что задняя стена должна быть окрашена в цвет фона.

В одном из помещений на лредприятии находились большие покрытые ржавчиной части стальных конструк­ций, и это производило впечатление захламленности.

По нашему предложению боковые стены окрасили в светло-зеленый цвет, а опоры — в зеленый. На заднюю стену нанесли оранжевый тон, несколько похожий на цвет ржавчины, с тем чтобы цветовое отражение этого тона на лежащих у стены заржавленных металлических частях несколько облагородило цвет ржавчины. Рабочие, часто проходившие через это помещение, теперь не замечали на фоне стены ржавые брусья. Ржавчина на фоне контрастной зеленой боковой стены казалась красноватой. Значит цвет ржавчины стал более благородным. Потолок, окрашенный в этом помещении в светлый солнечно-желтый цвет, осветил пространство радостным солнечным светом.

Тяжелые монтажные работы можно производить в боль­шом помещении цеха на станках оливково-зеленого цвета. Так как при этом приходится иметь дело с блестящими металлическими заготовками, стены желательно окраши­вать в цвет желтой охры, а стержни ферм — в светлый желто-зеленый. Если потолок окрасить в серо-голубой цвет, такое сочетание цветов в цехе наилучшим образом будет соответствовать условиям монтажных работ.

В ткацких и прядильных цехах движется множество белых нитей и конусов. Здесь станки черного цвета осо­бенно беспокоят потому, что они разрывают общую цвето­вую картину (рис.27). Окраска станков в розовый или голу­бой цвета будет для данных условий наиболее удачна. В первом случае — потолки можно окрасить в нежный розо­вый цвет, стены — в холодный зеленый. Во втором случае (т.е. когда станки окрашены в голубой цвет) стены следует окрасить в желтовато-розовый. В том и другом случае в результате таких сочетаний красок достигается определен­ная статичность, ведь и так достаточно много движения от машин, нитей и конусов. Так за счет цветового оформления происходит приглушение излишней, беспокоящей динамич­ности.