Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 3 из 21)

На предприятиях делаются многочисленные попытки снизить утомляемость работающего посредством всевоз­можных приспособлений. Удобные в работе верстаки и сто­лы, стулья, удобные ручки инструментов — все это облег­чает работу и способствует повышению производительно­сти труда. В бурно развивающейся промышленности этим вопросам придается все большее значение. Поэтому и пра­вильный подбор цветов на производстве, а значит, и цвето­динамика должны получить большое развитие.

Несчастные случаи, которые часто объясняются неосто­рожностью и утомляемостью работающего, могут быть в различной степени снижены путем правильной окраски оборудования. Отсюда ясно огромное значение законов цветодинамики.

Во всех промышленно развитых странах уже имеется опыт применения законов цветодинамики, цветового оформления интерьеров крупных предприятий, школ, лечебных и других учреждений.

За последние годы благодаря применению цветодина­мики отмечено значительное повышение производительно­сти труда, снижение заболеваемости, повышение общего тонуса, заботы о чистоте машины, станка и рабочего места, внимательности школьников и прочие положительные фак­торы, которые не могут быть измерены и учтены. Итак, велика сила цветового воздействия, причем не надо иметь в виду только экономическое значение этого воздействия. Неоспоримым показателем общей культуры является зако­номерное, художественное и сознательное применение цвета для оформления помещений. В этом случае предпри­ятия и учреждения превращаются в место легкого, прият­ного труда. Вспомним, что хотел выразить Дюрер, когда он однажды сказал: «Поистине, искусство скрыто в природе. Кто сумеет его обнаружить, тот будет им обладать».

2. СВЕТ И ЦВЕТ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ОРГАНИЗМ

Свет и цвет неразрывно между собой связаны. Это дока­зано Ньютоном, который с помощью призмы разложил солнечный свет на составные цвета радуги. Известно, что видимые и ощущаемые нами в цвете световые лучи состав­ляют лишь октаву в огромной сфере колебаний электромаг­нитных волн. Октава начинается коротковолновыми косми­ческими лучами, простирается через рентгеновские лучи до ультрафиолетовых и затем по другую сторону цветового спектра от фиолетового, через синий, зеленый, желтый и оранжевый к красному, ультракрасному цвету, к волнам радио и телевидения (рис. 8, 9).

Известно, что в лечебных целях организм облучают. Почему же не могут воздействовать на организм световые лучи средней длины, к которым относятся также и цветовые лучи? И действительно, врач применяет, например, крас­ный свет, когда воспаление вызывает необходимость уси­ленного снабжения кровью. Врач облучает больного синим светом, чтобы приостановить воспалительный процесс. Облучение действует непосредственно на организм, даже минуя зрение. Так, облучение красным светом побуждает распростертые руки к движению вперед, а синий свет — назад.

Очень трудно коротко рассказать, как свет через глаз, мозг и гипофиз действует на обмен веществ в нашем орга­низме. Путем проведения опытов психологи доказывают, что каждый человек обладает своей внутренней, ему одному свойственной, цветовой шкалой, что он в цвете может выразить свое настроение, особенности характера, представления и чувства.

Человеческий организм реагирует на цвет. Такие вещества, как первитин или кофеин вызывают повышенную склонность к тем цветам, которые воспринимаются как воз­буждающие, например: оранжевый и красный.

Цветовые раздражения затрагивают весь телесно-ду­ховный организм человека. Мы дальше увидим, как законо­мерны отношения человека к цвету.

СВЕТЛОЕ И ТЕМНОЕ

Свет делает все вещи видимыми. В темноте наше созна­ние становится неустойчивым. Слишком яркий свет осле­пляет нас, и вещи, как и в темноте, становятся невидимыми. Тусклый свет, например при тумане, вызывает чувство неуверенности: вещи узнаются лишь по их контурам (рис. 10). В результате — напряженность, изнеможение, а нередко и опасность. При дневном свете человек чувствует себя уверенно. Когда он ясно видит, что его окружает, он забывает страх. Подобно тому как свет и темнота совер­шенно по-разному действуют на наше сознание, точно так же по-разному действуют на нас различные цвета. Мы раз­личаем цвета, которые сами по себе являются более свет­лыми — это желтые тона; другие тона — более темные, это синие и фиолетовые цвета. Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение; фиолетово-синие Цвета — неуверенность, сумрачность.

Делая те или, иные цвета более светлыми или более темными, мы можем варьировать их. Так, розовый цвет благодаря прибавлению красного кажется пахучим и нежным. В то же время, более темный красный цвет стано­вится тяжелым. Голубой цвет мы воспринимаем как легкий, небесный цвет: он влечет нас в открытое пространство и не создает впечатления глубины, как темно-синий цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызы­вают у нас обычно грустное настроение. Светлая зелень кажется легкой, воздушной, и наоборот болотно-зеленый цвет — мягким и тяжелым. Коричневый цвет воспринима­ется более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым.

Светлые и темные тона воздействуют на нас по-разному при их положении вверху и внизу. Сама природа учит нас тому, что темные тона всегда внизу, а светлые — вверху. Если изменить этот естественный порядок, то землисто-коричневый потолок будет восприниматься как плита, кото­рая тяжело давит. Темный интенсивно окрашен­ный потолок кажется ниже и, наоборот, светлая окраска потолка при темных стенах делает его выше и легче. Темный тон потолка, например синий, мы должны особенно сильно осветлять, подобно потолку, окрашенному в желтый цвет, который при незначительном осветлении уже «подни­мает».

КОНТРАСТЫ ТЕПЛОГО И ХОЛОДНОГО

Мы различаем цвета, противопоставляя один другому. Контрастность цветов не исчерпывается противопоставле­нием темного светлому. Мы встречаемся также с контрастностью теплых и холодных цветов и воспринима­ем, к примеру, эту контрастность потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды связывать с ощущением холода. С другой стороны, оран­жево-красный цвет даже в небольших количествах выделя­ется гораздо ярче, чем синий или сине-зеленый, и поэтому мы его воспринимаем как более сильно действующий цвет. Оранжево-красный цвет бросается в глаза, его мы воспри­нимаем как активный цвет, он согревает нас, в то время как синий и зеленый цвет воспринимается нами как более пас­сивный, холодный цвет.

Теплота цвета в меньшей степени связана с различием в длине световых волн и в большей степени с нашими субъ­ективными ощущениями. Теплота цвета относительна. Так, карминно-красный цвет выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается как теплый цвет по срав­нению с синим.

В помещении оранжевый цвет или цвет охры как бы приближает к нам окрашенный объект. При большой интенсивности теплого цвета у нас возникает такое чув­ство, будто мы стоим близко к огню, как бы охвачены окра­шенным пространством. Легкий же сине-зеленый цвет, наоборот, «удаляется» от нас. Поэтому и не удивительно, что оранжевый цвет в большинстве случаев действует на нас возбуждающе, а зеленый цвет успокаивает нас, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.

Чисто красный цвет прежде всего выражает силу. Чем больше красный цвет переходит в пурпурный, тем больше он остывает и успокаивает. Этот цвет противоположен, дополнителен зеленому.

Зеленый цвет можно рассматривать как цвет, ослабля­ющий противоположность между светлым и темным. Так, если желтый цвет — первый среди светлых цветов, — говорит Гёте в своем «Учении о цвете»,— и если синий — это «покрывало темноты», то цветовая пара — желтый и синий — успокаивает в выравнивающем зеленом цвете, который и составляется из смешения желтого и синего. Зеленый цвет, цвет лугов и лесов, сглаживает контраст между светлым желтым и глубоким синим. В противополож­ность огненному, красному цвету зеленый успокаивает глаз. И точно так же если контраст между светлым и темным утомляет, то зрение успокаивается серым. Осла­бление контраста благодаря зеленому цвету успокаивает зрение. Но серый цвет исключает впечатление веселости, и потому это — мертвый цвет. В зеленом же отражается жизнь самой природы. Зеленый цвет издавна считается цветом роста, развития и в то же время цветом осторожно­сти, заботливости и ограничения.

Пурпурный цвет обладает внутренней силой, способно­стью преодолеть, погасить излишнюю яркость, «огненность» окраски. Пурпур благодаря тому, что его составной частью является синий цвет, производит впечатление тор­жественности, праздничности. Пурпур издавна считался символом достоинства и торжественности. Поэтому поме­щение, оформленное в пурпур и золото, выражает торже­ственность и праздничное настроение2.

1 Этот вид контраста чрезвычайно богат внутренними изобрази­тельными возможностями. С понятием этого вида контраста связаны так­же такие представления, как прозрачный — непрозрачный, успокаиваю­щий — возбуждающий, жидкий — густой, воздушный — земной, дале­кий — близкий, легкий — тяжелый, влажный — сухой.

2 Предъявленные «чувственные» характеристики восприятия цвета определены авторами, разумеется, в пределах одной культурно- истори­ческой традиции. Известно, что один и тот же цвет у разных народов обла­дает совершенно различной смысловой характеристикой.

ЖИВОЙ КРУГ ЦВЕТОВ

Смена цветов в системе цветового круга представляется следующим образом: круг начинается с желтого, который, сгущаясь, переходит в оранжевый и ярко-красный. Послед­ний постепенно сменяется фиолетовым, затем синим, который только в глубоком ультрамарине приобретает «уверен­ность», ясность и глубину. Конечно, как цвет, доминиру­ющий в комнате, ультрамарин слишком строг, но при стре­млении выразить прочность помещения можно использо­вать этот цвет для подчеркивания основных его элементов. Из глубокого ультрамарина рождается приветливый мяг­кий и тоскующий чисто-синий. Он уже явно холоднее ультрамаринового синего и переходит в зелено-синий и бирюзовый цвета воды и туманного утра. Неощутимо и до некоторой степени изысканно выступает этот цвет. В ком­нате он охлаждает и только в зеленом вновь раскрывает освещенность и солнечную теплоту. Так выглядит посте­пенный переход от желтого к синему цвету, который нежно­стью своих нюансов успокаивает и никогда не беспокоит. Но ярко-зеленый тон воспринимается нами как противопо­ставление успокаивающему равновесию; он показывает остроту блеска, которую мы в природе не наблюдаем. Такой зеленый цвет свойствен смарагду, который с какой-то таин­ственностью меняет свой оттенок при сильном освеще­нии. Большое содержание желтизны в зелени радует. Как умиротворяет нас вид свежей зелени луга! Желто-зеленый цвет не навязчив, и в помещении создает впечатление лег­кости. Круг цветов вновь замыкается желтым. Напротив не­го располагается фиолетовый. Каждый цвет имеет в этом круге свой, противолежащий ему цвет.