Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 15 из 21)

В швейном цехе необходимо особое внимание обратить на цвет фона рабочего стола — поверхности, на которой происходит работа. Если быстрота движения материала под иглой не имеет большого значения, можно поверхности рабочего стола придать зернистую фактуру. Свет на такой поверхности будет рассеиваться и защитного устройства против ослепляющего действия света не потребуется. Такой способ окраски важен также и для швейных машин в целом. В этом случае можно рекомендовать серо-зеленую зернистую лакировку. Блестящие и движущиеся части должны быть закрыты футляром, который снимают только при вдевании нитки. Все приведенное здесь есть только отдельные примеры, а готовых рецептов для всех случаев дать невозможно.

ПОМЕЩЕНИЯ С ИСКУССТВЕННЫМ СВЕТОМ. Такие помещения встречаются чаще всего на текстильных пред­приятиях. При изучении такого предприятия следует пре­жде всего установить, какую психологическую ситуацию создает работа в условиях постоянного искусственного освещения. Человеку не безразлична ритмическая смена дня и ночи. Если по условиям работы человеку приходится ночь превращать в рабочий день, а день — в освещенную искусственным светом ночь, то, вне сомнения, такое нару­шение естественного ритма смены дня и ночи пагубно вли­яет на организм человека. Мы должны компенсировать в безоконном помещении отсутствие дневного света.

Специалисты по освещению утверждают, что белый люминесцентный свет содействует производительности труда, потому что заменяет дневной свет. Но все дело в том, что мы в данном случае понимаем под содействием произ­водительности труда. Белый люминесцентный свет так дей­ствует на нервную систему человека, что заснуть при нем невозможно. Уютный же желтовато-оранжевый свет спо­собствует росту творческих мыслей, хорошему настро­ению, если не прямому повышению производительности труда.

Ясно, что человек при искусственном освещении должен ночью так же бодрствовать, как и днем. Но может ли человек психологически выдержать продолжительность двух дней подряд? А если он работает в дневную смену, но в безоконном помещении, то представляется важным создать иллюзию дневного света. Это можно достигнуть не только ярким освещением, но и правильным размещением источников света и прежде всего созданием игры различ­ных цветовых красок. Разве при дневном свете мы видим сочетание только черного и белого цвета, а не прекрасную игру разного цвета красок? И поэтому нам кажется важным помещение без окон окрасить в такие солнечные цвета, чтобы оно выглядело, как затененное место при ярком солнце.

Насколько болезненно ощущает человек отсутствие прозрачных стекол окон, мы могли наблюдать в одном большом химическом цехе. Работницы сидели в помещении с большими окнами, застекленными матовыми стеклами молочного цвета. Имелось в виду оградить работниц от вредно влияющего на зрение слишком яркого света (работ­ницы жаловались, что у них перед глазами все время плывет молочный туман). Для улучшения условий их труда сделали в молочно-матовых стеклах небольшие прозрач­ные окна, через которые открывался вид на природу. Но как избавиться от молочного тумана? Возникла мысль о замене молочно-матового тона синим, получившим признание в оранжереях, где он предохраняет от избыточного облуче­ния. Но фабрика — это не оранжерея. Здесь такой цвет способствовал бы пассивному настроению. Ультрамарин производит впечатление чистоты, кристальной ясности; это холодный цвет. В данном же случае надо найти противопо­ложное: свет должен быть приглушенным, не должен созда­вать иллюзию далекого пространства и в то же время должен успокаивать. Остановились на желто-зеленом оттенке. Свет такого оттенка синтезирует солнечный свет и зелень (рис.28).

После перекраски окон «туман» стал мягче, теплее. Поглощение света при желто-зеленом цвете не хуже, чем при синем. Работницы почувствовали себя лучше. И еще одно преимущество зеленого света, которое может быть важным для химического предприятия: жиры при зеленом освещении не так быстро горкнут.

СОВЕРШЕННЫЙ ЦЕХ. На одном большом предприятии был создан учебный цех, в котором осуществили все наилучшее, что можно было сделать при помощи цветовой раскраски и использования особенностей внутренней архи­тектоники. В этом учебном цехе все было так изумительно окрашено, что когда молодые люди после обучения пришли в обычный цех, у них возникло такое чувство, что они пришли в замок, где волшебство исчезло и вместо исчез­нувшего золота остался серый пепел.

Можно завидовать обучающимся в прекрасных цехах, но плохо, что красота цветов используется для создания ложного представления о том мире, с которым приходится встречаться в действительности. Учебный цех должен быть верным отражением действительности, но в одном он дол­жен отличаться от обычного. Здесь в машине, станке отдельные части должны быть так выделены, чтобы обуча­ющийся увидел в них живое существо, которое требует заботы и ухода. Масляный ниппель следует рассматривать как напоминание: «Не забудь меня напоить маслом!» Ручка рычага должна указывать: «Здесь ты должен взять меня рукой!» Зубчатое колесо или гладкий вал, в которые может быть затянута одежда, должны быть ярко окрашены и кри­чать: «Горе тебе, если ты будешь неосторожен и неаккура­тен!» Рабочая часть машины должна выделяться цветом на основном фоне всей машины, причем лучше, чтобы она отличалась также и от сырья или деталей, которые на ней обрабатываются. При этом цвет рабочей части машины или фона, нз котором будет находиться обрабатываемый мате­риал, не должен резко контрастировать с цветом обрабаты­ваемой детали или материала.

Если оптически проверяются тонкие белые нити, то поверхность, на которой лежат эти нити, не должна окра­шиваться в черный цвет. Лучшим для этой поверхности будет бархатный фиолетово-синий цвет, чтобы нити выгля­дели несколько желтоватыми и на них были бы видны недо­статки. Пол лучше красить в более светлый тон. Это способствует чистоте помещения.

В одном учебном цехе ученики работали в чистых синих спецовках. Машины здесь были окрашены в светло-зеле­ный цвет, деревянные балки покрыты интенсивным синим лаком, стены — коричневатые. Тот, кто обладает чувством цвета, сразу заметит, что большое количество синего цвета не создает у ученика ощущения теплоты. Помещения, в которых работают ученики, должны быть окрашены в теплые, а не в холодные тона. Если в больших цехах преоб­ладают стены цвета желтой охры, то в учебных цехах стены лучше делать оранжевыми. Не помешает, если, например, на потолке появится голубой цвет, потому что голубой наиболее приятен в возрасте 14—16 лет. Но можно допу­стить и светло-зеленый цвет,— переходный между краснцм для детского возраста и синим для взрослых.

В раздаточной цеха есть щиты, на которых висят инстру­менты. Можно часто слышать: «Куда опять девался ключ семнадцатый?» А почему бы собственно, не различать тем или иным цветом ключ и другие инструменты? Тогда их можно быстро находить, они будут видны издали. Мастер всегда будет знать, что одна группа рабочих работает с красным инструментом, другая — с синим. Инструменты определенной расцветки можно еще дополнительно разде­лить на группы, отмеченные цветовыми кольцами (рис.29).

Теперь о мастере. Рабочее место мастера должно быть при всех обстоятельствах подчеркнуто цветом. Например, в желтом помещении рабочее место мастера может быть окрашено в красно-коричневый или оранжевый цвет. Если помещение зеленое, рабочее место мастера можно окра­сить в желтый цвет (рис.30).

Применением соответствующих цветов окраски можно содействовать организации порядка и безопасности в цехе. Щиты, окрашенные в оранжево-желтый или в броский светло-коричневый цвет, уже издали «кричат» о том, что такого-то инструмента на месте нет. Белыми линиями сле­дует отграничить рабочее место от пути движения тран­спорта. Грязный цвет рабочего стола, верстака должен уступить бежевому цвету. Шкафы и выдвижные ящики сле­дует окрашивать в различные цвета в зависимости от того, что в них хранится. Ящики для отбросов, корзины для бумаг должны быть окрашены так, чтобы они были ясно видны в помещении. Обрывки бумаг и окурки на полу исчезнут, если урны будут окрашены, например, в желтый цвет и располо­жены на белом квадрате.

Для поддержания порядка и ясного выделения на общем фоне тех или иных предметов следует фон и предметы окрашивать в разные цвета. Относительно небольшие весы среди больших рулонов бумаги и разных других предметов могут легко затеряться и потому должны быть выделены окраской, причем для окраски удобен теплый желтый цвет, конечно, если этот цвет не доминирует в заднем фоне этих весов. Объект, который по своему цвету сливается с задним фоном, выглядит совершенно неясно, как на рис.31: то ли это ваза, то ли очертание двух лиц. Для того чтобы этот объект правильно воспринимался, его следует окра­сить в цвет, отличный от заднего фона.

Попытка указывать цвета оформления завела бы нас слишком далеко. Разнообразие производственных условий бесконечно. Оформитель должен сам обдумать и решить вопрос о подборе цветов, с тем чтобы цветовое оформле­ние соответствовало специфике и условиям труда. Поме­щения для ручного труда лучше окрашивать возбуждающими и теплыми тонами. Сварочный цех, в котором температура высока, должен быть окрашен в цвета, проти­воположные яркому, режущему цвету. Здесь наиболее уме­стен мягкий розоватый цвет,, покрывающий стены до самого потолка. В помещении, где обрабатывается дерево, стенам лучше придавать сине-зеленый цвет, чтобы дерево выделялось на этом фоне.