Смекни!
smekni.com

Цветоведение (стр. 4 из 21)

Легкому желтому — противостоит фиолетово-синий,

теплому оранжевому — холодный синий,

активному красному — пассивный зелено-синий,

благородному пурпурному — уступающий зеленый,

взыскательному фиолетовому — скромный желто-зеленый.

Эти цветовые пары не случайны; они обусловлены при­родой!

ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ

Если долго смотреть на синий предмет, а потом переве­сти взгляд на белую стену, то остаточное отображение этого предмета будет оранжевого цвета. После долгого рассматривания предметов красного цвета другие пред­меты кажутся бледнее и мы не сможем им-дать правильную цветовую оценку. Правильное представление о цвете можно сохранить только при контрастных сопоставлениях. В этом заключается важная предпосылка к практическому применению цветодинамики. Истинный зеленый цвет будет тот, который при вращении на плоскости круга с красным дает нейтральный серый цвет (рис. 14). Если же с этим зеленым соединить не совсем дополняющий его красный, например коричнево-красный, то зеленый предстанет нам с синеватым оттенком, потому что кирпично-красный проти­воположен зелено-синему. Желтый против чисто-синего закономернее, чем против фиолетового и т. д.

При ярком контрасте между инструментами, заготов­ками и поверхностью верстака или стола глаз не испыты­вает никакого напряжения (рис. 15). Наоборот, при обра­ботке деревянных деталей на станке светло-коричневого цвета, когда детали сливаются по цвету с машиной, глаз заметно напрягается. Но стоит только придать машине другой цвет, например сине-зеленый, как деревянные детали станут ясными и отчетливыми. Серый кусок металла на серой металлической машине уподобляется птице, кото­рая цветом своего оперения маскируется под тон местно­сти. Динамика же цвета имеет основную цель улучшить видимость, чтобы этим повысить восприимчивость глаза и устранить утомляемость. Следовательно, лучше чтобы вер­стак, например, был желтого цвета, ибо на желтом фоне металлическая деталь темно-серого цвета выделяется более четко. Именно с этой точки зрения должен решаться вопрос об окраске машин.

ЦВЕТОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Поскольку цвета возникают только тогда, когда они достаточно освещены и каждая поверхность в большей или меньшей степени отражает падающий на нее свет, мы должны считаться с цветовой яркостью.

Красный огонь отбрасывает красноватые отблески на потолок, но и красный пол отражает. Белый потолок при наличии красного пола принимает красноватый оттенок. Если потолок при этом окрасить в красноватый цвет, впе­чатление красноты усилится. Но если в комнате с ярко-красным полом сделать зеленый потолок, то красный цвет пола будет приглушать зеленый цвет потолка, и он будет выглядеть сероватым, так как красный и зеленый цвета противоположные. Нужно, следовательно, избегать воздей­ствия в помещении противоположных цветов друг на друга. Расположенные же рядом эти цвета взаимно повышают интенсивность друг друга. На розовом фоне очень ярким становится нежный зеленый тон. Конечно, если два рядом расположенных в цветовом круге цвета отражают друг дру­га, то они взаимно не приглушаются.

Красный цвет при смешении с желтым дает оранжевый; зеленый превращает желтый в желто-зеленый; красный превращает синий в фиолетовый. Иногда такие «сложения» желательны. Мы, например, путем окрашивания оконных стекол в желтый цвет можем придать всему помещению желтоватый тон и создать впечатление солнечного освеще­ния даже в дождливую погоду.

Желто-зеленый цвет создает в помещении атмосферу леса; он вносит цветовой отзвук природы туда, где может быть на самом деле из окна видна только одна кирпичная кладка. Красный цвет, отраженный от кирпичной кладки соседнего дома, можно также улучшить светло-зеленым, даже если зеленый цвет и потеряет при этом свою яркость.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВ СО ВРЕМЕНЕМ

Для цвета есть разница в том, утро сейчас или вечер. Нас охватывает сильное чувство, когда день клонится к огненному закату и постепенно через пурпур переходит к сумеркам, после которых наступает сине-черная ночь. Мы переживаем здесь переход цветов от желтого через оран­жевый, пурпурно-красный к темному.

В природе существуют естественные ряды развития цветов: эти ряды организуются или логикой и последова­тельностью цветовых связей в самом цветовом круге или его пространственными связями с черным и белым цветами.

Если перед лучом света находится что-нибудь мутное, то он кажется желтоватым; при увеличении мутного — красно­ватым; если же мутное находится перед темным, то темное кажется нам светло-голубым, переходящим в темно-синий. Поэтому небо представляется нам голубым независимо от того, что в нем нет ничего голубого. Перед черным, лишенным света, космическим пространством находится атмосфера земли, светонепроницаемость которой создает голубой тон. Табачный дым выглядит против черной стены синеватым. Серый цвет можно представить холодным сине­ватым, если на черное положить белую глазурь, и наоборот, серый цвет можно представить теплым, т. е. коричневатым, если на белое насыпать тончайший черный сухой порошок.

Если мы входим сначала в желтую комнату, а затем в красную, то нас охватывает состояние подъема; при возвращении же из красной комнаты в желтую, нам кажется, будто мы становимся легче.

Порядок смены цветов в пространстве очень важен для нашего настроения. Так, если мы из коридора или лестнич­ной клетки с желтыми стенами и потолком, или из какого-либо перехода со светло-голубыми стенами, попадаем в помещение зеленого цвета — то испытываем чувство успокоения, вызванное желто-синей полярностью. Когда окраска лестничной клетки резко контрастирует с окра­ской этажа, например красный цвет лестничной площадки с синим цветом пола этажа, то мы ярче ощущаем близость нашей цели.

Необходимость создания цветовой партитуры для любого простран­ственного объекта (будь то отдельное архитектурное сооружение, выста­вочный или музейный ансамбль и т. д.) настолько профессионально злободневна и очевидна, что нуждается в специальном рассмотрении. Определенный интерес в этом отношении представляют художественно-проектные и методические разработки, реализованные в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ЦВЕТОВ

Внимательные наблюдения камней, растений и живот­ных подводят к совершенно определенным законам, кото­рые не оставляют места для случайностей.

Подумаем над явлениями неживой природы! Кажется, нет конца разнообразию красок, но тем не менее здесь царствует твердый порядок. Кристалл есть свет, воплотив­шийся в объем. При переходе чистого углерода из кристал­лического вида, каким является алмаз, в некристалличе­ский графит, краски выступают только как мимолетный переход между белым и черным цветом, светом и мраком.

Окраска минералов никогда не бывает постоянной, а изменяется с изменением их состояния. В итоге природа совершает чудо — ставя все цвета в определенный ряд. Так, например, золото совсем не всегда «золотого» цвета: в виде тончайшего листа — оно зелено-синего цвета; в колло­идном растворе — рубиново-красное. Сера имеет желтый цвет только при комнатной температуре. На холоде она белая, при нагревании становится желтой, затем — оран­жево-коричневой и, наконец, в аморфном состоянии — черной. Этот переход цветов совершается как бы по полу­окружности цветового круга от белого к темному (рис. 16). Пламя серы имеет фиолетово-синий цвет, и этот цвет противоположен желтому цвету — «нормальному» цвету серы.

Цветовой ряд можно наблюдать в природе повсюду. Как соединения между «динамическими» цветами, выявляются цвета: зеленый, пурпурный и серый («статические цвета»).

Глинозем — серый. Из этого основного цвета выделя­ется желтый (желтый корунд), синий (сапфир) и красный (рубин); в турмалине находятся рядом зеленый и пурпурные цвета.

Обратившись к атомным весам, мы опять найдем (на­пример, у оксидов 1-й группы периодической системы) цве­товой ряд. И в цветовой окраске растений обнаруживается определенный цветовой закон.

Из серой земли показывается беловатый росток (рис. 17). На свету он приобретает желтоватый оттенок, затем становится зеленым. Когда растение начинает цвести, в его бутонах показывается желтизна — первые весенние кра­ски цветения. В течение года эти цвета переходят в крас­ный, который в подавляющем большинстве появляется только весной. В красном цвете само растение сгорает, так как цветение и плодоношение означает также конец вегета­тивного периода. Затем зеленый цвет становится желтым или красным и поглощается снова серой землей.