Смекни!
smekni.com

Особенности позиционирования объектов культуры на примере Драматического Лицейского театра (стр. 11 из 21)

Этапы подготовки и проведения эксперимента.

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

· заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

· сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

· частота появления сообщений,

· способ распространения сообщений;

· место распространения сообщений;

· время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего [Лисовский 2000: 65].

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации [Лисовский 2000: 67].

Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

o она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

o она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

o она должна легко идентифицироваться;

o число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

- Тема не может выходить за пределы абзаца.

- Новая тема возникает, если происходит смена:

- воспринимающего,

- действующего,

- цели,

- категории.

Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

o физическая протяженность текстов;

o площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

o число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

o длительность трансляции по радио или ТВ;

o метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

o количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

В процессе мониторинга в отделе по связям с общественностью Лицейского театра собираются все без исключения статьи о компании, даже те, в которых деятельность театра только упоминается. Изучив подробно все публикации о театре, начиная с 1994 года, мы сделали вывод о том, что имидж Драматического Лицейского театра, созданный в прессе менялся следующим образом.

1. Начальный этап. Театр рассматривается как затея. У него нет своего здания, не продаются билеты, спектакля пока только 3, но уже есть театр, есть идея, миссия. И о театре уже пишут. Следовательно, мощным является УТП театра: школьники разных возрастов играют спектакли для своих сверстников, при этом получают знания в области театрального искусства и занимаются актёрским мастерством. Всё это происходит пока на базе 66 лицея. И в прессе пока не говорится о театре как о заведении культуры, предоставляющем какие-либо услуги.

Далее – открытие нового здания, первые спектакли, первые зрители. Но уровень театра в прессе преподносится как любительский, хотя уже обозначена структура организации.

2.С 2000 года к театру в прессе начинают относиться как к культурному заведению, в котором можно получить услуги нематериального характера, как в любом другом театре. Особенности и уникальность театра при этом не теряются – об этом постоянно упоминается в прессе «…единственный в России и в Европе…». Из «детей» артисты превращаются в «молодых людей», свежих, энергичных, а не «юных».

2004 год – юбилей театра, его взлёт. В прессе подводят первые итоги десятилетней работы. Много пишут о ДЛТ как о профессиональном театре, замечают рост, уже не упоминают о том, что труппа не имеет театрального образования. Говорят о работах высокого уровня.

3. 2005 год – первые публикации, отрицательно повлиявшие на имидж театра, связаны со смертью ведущего артиста театра. Несоответствие понятий «молодость» и «смерть» вызывает отрицательный резонанс, и в то же время многие зрители, благодаря этой информации, впервые узнают о театре.

Начинается период некоторого затишья в прессе по сравнению с предыдущими годами – по одной публикации о трёх премьерах. Этот период заканчивается рядом публикаций о смерти художественного руководителя и основателя театра В.С. Решетникова в 2007 году. Пишут, что «театр осиротел». Однако в этот сложный для театра период к нему приковано пристальное внимание прессы: появляются публикации о том, кто может стать новым руководителем.

4. С марта 2007 года, когда на место главного режиссера и художественного руководителя приходит С. Р. Тимофеев начинается новый период, отмеченный большим количеством публикаций о театре. Темы самые разные: знакомство с новым худруком, новые постановки, творческие планы, гастроли.

Выбирая статьи для осуществления анализа, мы руководствовались следующими принципами. Во-первых, это материалы, отражающие деятельность Драматического Лицейского театра. Во-вторых, это статьи, которые вышли в печать с 2004 по 2009 год, период, когда театр стали воспринимать на одном уровне с другими театрами города.

Некоторые из статей отражают одни и те же события, но все они принадлежат разным изданиям (этот принцип реализует синхронный подход в анализе). В-третьих, все статьи являются не заказными и созданы вследствие информационных поводов, созданных театром (гастроли, премьеры, концерты). Этот факт говорит о том, что имидж создаваемый в прессе формируется целенаправленно, но в то же время без особого давления.

Издания сами заинтересованы в получении информации.

Для того чтобы сформулировать, каков образ Лицейского театра в прессе, мы выделили категории, которые используют журналисты для описания театра и его составляющих: актёров, руководителя, режиссёров, спектаклей, сцены и зала. Особое внимание мы уделим характеристикам успеха и уникальности театра.

Анализ материала позволил обнаружить использование следующих категорий:

- Положительно окрашенные категории.

АНШЛАГ

«На сцене Лицейского театра двенадцатый раз в этом сезоне играют пьесу М. Булгакова "Зойкина квартира". В зале аншлаг!» - "Московский комсомолец", 2004 г.

«На премьере комедии "Ревнивая к себе самой" по пьесе драматурга XVII в. Тирсо де Молины в постановке заслуженного артиста России Вадима Решетникова количество зрителей превысило вместительные способности небольшого зала, однако в тесноте да не в обиде». - "Московский комсомолец", № 48 (499) от 29 ноября 2006 г.

«…у нас на спектаклях всегда проходят аншлаги, причем один и тот же спектакль может идти в 200-тый или сотый раз и собирать при этом полные залы». - «Московский комсомолец», 29 ноября-6 декабря, 2006.

АТМОСФЕРА

«Сюда хочется возвращаться снова и снова, чтобы погрузиться в страсти, разыгрываемые на сцене, и отдохнуть душой в домашней атмосфере». - "Московский комсомолец", № 48 (499) от 29 ноября 2006 г.

«Атмосфера была праздничной и в то же время уютно-домашней». - "Аргументы и факты", 2004.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

«Не первый год Драматический лицейский театр и школа искусств, при поддержке социально-благотворительного, образовательный фонда «Третьяковские традиции» в рамках «Недели добра» проводят акцию «Дети детям». - «В самый раз для Вас», №5 (май), 2008 г.

ВДОХНОВЕНИЕ

«И лишь после следует сцена, где великие лицедеи отдают нам свое вдохновение, преломленное сквозь призму режиссерского понимания». - «Выбирай», №3, 15-30 октября 2006.

«Режиссёр из Лондона так вдохновился игрой ребят из Омска, что захотел за две ночи поставить с ними спектакль, несмотря на напряжённый график фестиваля». - «Ваш Ореол», №40 (507), 1 октября 2008 г.

ВОСПИТАНИЕ

«Создание спектакля в Лицейском театре - процесс не только творчества, но и воспитания: чувств, эмоций, способности выразить словами и пластикой накипевшее на душе». – Аргументы и факты, октябрь 2004.

«Вырастить профессионального актера - далеко не сверхзадача для педагогов и режиссеров Лицейского. "Главное - воспитать гармоничную личность", - утверждают взрослые». - Аргументы и факты, октябрь 2004.

ВОСТОРГ