Смекни!
smekni.com

Особенности позиционирования объектов культуры на примере Драматического Лицейского театра (стр. 17 из 21)

- Что подвигло на написание песни «Не ищите во мне меня...»?

- Однажды после репетиции я проснулся с этим текстом в голове. Там есть слова «Вы простите, но вы - никто». На самом деле это не оппозиция. Это обращение не к вам конкретно, это в целом - к бездуховной субстанции и ко всему с абсолютным знаком «минус». Я часто наблюдаю за лавочкой под окошком моего дома и вижу неких людей. Они всегда покупают «снаряды» и «занимаются с ними зарядкой». Я не против такого способа расслабления, но почему-то становится грустно. У меня даже есть четверостишие по этому поводу:

За окном пухнут, пухнут счастливые...

Только счастье зеленой гадюкою

Обвивает от горла до голени

Бесконечными аперитивами.

- А как относитесь к тому, что сейчас в театрах в антрактах тоже принято употреблять алкоголь?

- Вы знаете, специфика нашего театра такова, что если в таком маленьком зале (в Лицейском всего 75 мест, - прим. авт.) кто-то начнет шуршать чипсами, то это будет не только мешать зрителям, но и актеры не смогут сосредоточиться на роли. Поэтому к нам ходят смотреть спектакли, а не есть и пить.

- Бывают ли у вас нештатные ситуации на спектаклях?

- Да, помню на «Мужском вопросе» мой коллега во время того, как мне нужно было стоять с исключительно серьезным видом и вожделенно смотреть на женщин, говорил всякую белиберду на ухо. Например, «База снабжения «Карбышевская»... Ну, это невозможно! Это просто невозможно выдержать и не расколоться.

А в «Комке» была замечательная история с «заплетыками». Я по роли там говорю: «Ты, знаешь, Николай! Я изменился!» А в итоге получается что-то вроде «Даш-мышмы шмы шмы шмы»... Дальше я должен говорить: «Я больше не мальчик-колокольчик». И тут я изрекаю: «Я не кулачок!»

- Игорь, если бы вы не были актером, то кем бы вы были?

- Танцором или программистом. Когда я пришел в театр, я занимался спортивными бальными танцами. Через месяц наш покойный режиссер Вадим Решетников сказал:«Выбирай, танцы или театр?» Вы сами видите, что я выбрал.

«Вечерний Омск Неделя», 5 ноября, 2008 г.

Остановка вторая. Это надо чувствовать…

«Отключите ваши сотовые телефоны» - звучит традиционная просьба перед спектаклем. Хочется добавить: «...и сознание в общем-то тоже. Просто слушайте, чувствуйте...»

Спектакль-концерт «Эй, любовь!..» Наталья и Василий представил и в рамках серии творческих портретов, юбилейного проекта театра.

Спектакль-биография плюс неформальное общение со зрителями.

Гитара. Романтик с нежным, но пронизывающим взглядом. Волшебное освещение. Изящная «рыжая бестия» с ангельским голосом. Чуть больше часа искренних «пробирающих» песен. Любовь как она есть.

- Я замужем! Не за Василием, - сразу после спектакля Наталья с улыбкой пресекла все возможные расспросы и домыслы. - И еще. Мы что-то делали не так? - обратилась она к залу. - Было так подозрительно тихо - аж страшно стало...

- А мы дышать забывали... От пения мурашки по коже... Боялись хоть звук пропустить... -раздались удивленно-оправдывающиеся реплики со всех сторон.

Кстати, соткано это музыкальное полотно было из песен как известных авторов (Б. Гребенщиков, И. Богушевская, Иваси), так и народных самородков, которых артисты разыскали в «Живом журнале» (портал интернет-дневников). И материала еще немало, а потому на замечания «а почему так мало» пообещали, что сделают как минимум еще одну подобную постановку.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Про то, как режиссёр-омич Тимофеев стал царём Агамемноном и как его на руках по Греноблю несли.

Нина Заречная: - Если б я была... как Вы... то я отдала бы толпе всю свою жизнь... и она возила бы меня на колеснице.

Тригорин: - Ну, на колеснице... Агамемнон я, что ли?

(А.П. Чехов. «Чайка», действие второе)

Заголовок такой - это чтобы внимание ваше привлечь (впрочем, то, что в заголовке, - истинно, и всё именно так и было). Но- попорядку. Le Théâtre Litseisky d’Omsk a ouvert «la fenètre a l’Europe»!.. О, простите! Я лишь хотел сказать, что случилось - грандиозное: Омский Лицейский драматический театр прорубил «окно в Европу» и совершил первый за всю свою 14-летнюю историю блистательный зарубежный вояж: показал спектакль «Зима под столом» на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы» (Гренобль) и провёл «малые гастроли» в Женеве по приглашению ассоциации «Швейцария - Россия» (спектакли «Комок», «Давай с тобой поговорим» и «Зима под столом»). И надо ли говорить, как благодарен театр за содействие и помощь в организации этого зарубежного вояжа мэру Омска и департаменту культуры!.. Уместить в колонку рассказ «лицеистов» и их художественного руководителя Сергея Тимофеева - нереально. Но в качестве краткой и эксклюзивной информации - попытаюсь.

Директор фестиваля «Молодые театры Европы» Фернанд Гарнье заинтересовался Тимофеевым ещё в 2002-м, увидев поставленный им со студентами ОмГУ на французском языке спектакль «Человеческий голос» (обладатель Гран-при франкофонного конкурса в Екатеринбурге). Год назад Гарнье узнал, что Сергей возглавил омский Лицейский; и в театр пришло письмо из Гренобля с просьбой прислать видеозапись премьерного спектакля. А дальше - приглашение на фестиваль. И получилось так, что наш омский Лицейский стал первым из российских профессиональных театров (за 20 лет!), участвующим в гренобльском фестивале. А в нынешнем, юбилейном - приняли участие театры из 14 стран (среди них Италия, Испания, Германия, Франция, Дания)... Все спектакли обсуждались критиками и режиссёрами разных стран Европы. Омичи признаны одними из лучших! «Лицеистам» говорили: «Вы открыли пьесу «ключиком Чехова». Мы увидели великую русскую актёрскую школу!»...

А финал - уникальная акция-действо: спектакль на площади с участием всех актёров-участников фестиваля (репетиции начинаются уже с первого дня). Это и мастер-класс, и зрелище, и развлечение для горожан. На сей раз это была «адаптированная» трилогия Эсхила «Орестейя»; около двухсот актёров, и каждый играет на «своём языке»! В роли Агамемнона - наш, Тимофеев! И пронесли победителя Трои в тронном кресле на носилках по площади гренобльской, и умылся он «с дороги», а потом убила его неверная жена Клитемнестра, и вновь Агамемнона-Тимофеева на носилках по-над Греноблем понесли...

Лицейский уже приглашён в Гренобль через год. Тимофеев официально введён в Совет организаторов грядущего фестиваля и получил предложение возглавить на нём «ателье» (мастер-класс) по актёрскому мастерству. Браво!

Р.S. А представляете, как эффектно смотрелось бы в конце этого материала, в правом уголке: «Омск - Гренобль - Женева. Специально для «БК»!.. Скромно спрашиваю Тимофеева: «А нет ли желания на будущий гренобльский фестиваль кого-нибудь из «Бизнес-курса» пригласить? Как говорится, для подробного освещения и фестиваля, и участия в нём российского участника - Лицейского театра». И ответствовал мне Сергей Родионович: «Интересная идея! Хорошая!..»

Сергей Денисенко«Бизнес Курс», №30, 6 августа 2008 г.

Лицейский театр завоевал симпатии европейских зрителей

Театр представил свой спектакль на Международном фестивале «Встречи Молодых Европейских Театров», прошедшем во Франции.

Фестиваль, прошедший этим летом в Гренобле, объединил театры из 14 стран (в том числе Италию, Испанию, Францию, Данию, Германию). Главное отличие этого фестиваля от других подобных мероприятий – принципиальный отказ от перевода, все спектакли ставились на родном языке.

Лицейский стал первым профессиональным театром из России, принявшим участие в фестивале за 20 лет его существования. Актеры представили французскому зрителю постановку «Зима под столом» по произведению Р. Топора.

Кроме показа спектаклей, ежедневно проходили их обсуждения, а также творческие мастерские, на которых участники делились друг с другом опытом. Результатом творческих мастерских стал совместный интернациональный уличный спектакль «Орестея», в ходе которого актеры кричали на разных языках «Мир! Демократия!». Мир и демократия стали главной темой фестиваля.

Лицейский восхитил иностранного зрителя спектаклем французского же автора. Одним из главных достижений посчитали сохранение репертуарного театра. Приятной неожиданностью для самих омичей стало то, что зрители смеялись во время спектакля, хотя русским языком во всем зале владело не более 10 человек.

После фестиваля омичи совершили со своим спектаклем гастроли в Женеву по приглашению ассоциации «Швейцария – Россия». В декабре они также планируют принять участие в Рождественском параде «Зима под столом».

На прошедшей 24 сентября пресс-конференции, посвященной французскому фестивалю, актеры, художественный руководитель театра Сергей Тимофеев и директор Елена Лабинская поделились впечатлениями о поездке и представили фильм-отчет о гастролях.

Артисты признались, что для них этот фестиваль был так же важен, как первый бал для Наташи Ростовой. Актеры исполнили несколько песен, которые прозвучат в спектаклях нового театрального сезона.

Актёры Омского Лицейского театра сыграли перед французами на русском языке.

Зрители ничего не поняли, но устроили бурные аплодисменты

Если бы актерам и руководителям Лицейского театра пришлось писать сочинение на тему «Как я провел лето», то им было бы, чем похвастаться. Омский театр в июле стал первым российским театром, который принял участие в фестивале «Встречи молодых европейских театров» во французском Гренобле. Фестиваль существует уже 20 лет, и то, что в официальной программе омичи стали первыми – удивительно и почетно.

Фестиваль в Гренобле не похож на другие театральные встречи, к которым мы привыкли:

- Главная особенность этого фестиваля, - рассказал Сергей ТИМОФЕЕВ, художественный руководитель театра, - в том, что спектакли все театры играют на родном языке и без перевода. Актеры должны постараться донести до зрителя главную мысль без слов, жестами, мимикой, взглядами! Кому-то это удается хорошо, кому-то – не очень.